06 декабря 2016г.
БАЛЛОВ

СИМФОНИЯ КЛЕТОК

О том, что музыка лечит, знали еще во времена Пифагора и Аристотеля. На Руси издавна верили в целебное действие колокольного звона - сегодня эта вера находит вполне научное подтверждение. Наука о взаимодействии музыки и других звуков с живыми организмами (в том числе и с организмом человека) все время делает интереснейшие открытия.

Соноцитология - так называется совершенно новое направление биологических исследований. Оно изучает... звучание клеток. Сотрудник Калифорнийского университета Джеймс Джимзевский задался вопросом: если клетки сердечной мышцы пульсируют, если есть некая вибрация, то какие звуки при этом издаются? Можно ли их услышать? Дальнейшие исследования с помощью сложнейшей аппаратуры подтвердили: клетки действительно звучат. Причем звучат по-разному под воздействием разных факторов. Полученные данные были расшифрованы с помощью компьютера, услышанные звуки - многократно усилены. Оказалось, что умирающая клетка издает лишь глухое бормотание, а под действием алкоголя клетки способны кричать. Исследователи надеются, что в не слишком далеком будущем их открытия можно будет использовать в медицине, что они помогут создать принципиально новые методы диагностики. Вполне вероятно, например, что звучание клеток позволит распознавать онкологические заболевания на самых ранних стадиях, когда недуг еще не столь опасен. Онкологи, во всяком случае, серьезно интересуются всем, что происходит в соноцитологии. Пока ясно только одно: здоровые и раковые клетки звучат по-разному.
Уже сейчас понятно, что будущее медицины во многом зависит именно от исследований на клеточном уровне. И мир звуков участвует в этих процессах самым активным образом.
"Ученые давно фиксировали, что под воздействием музыки, например, меняется активность кровообращения, - говорит крупнейший специалист в области музыкотерапии (лечение музыкой) Сергей Шушарджан. - Но только в последние годы пришло понимание того, что музыкальная терапия - это междисциплинарная наука, возникшая на стыке многих областей. Есть чисто физическая сторона явления, так как музыка - это звук, ритм, частоты, амплитуды... Есть медицинская сторона - реакции организма: и на уровне психики, и на уровне клетки. Мы, например, провели целую серию очень интересных работ с онкологическими клетками (брали частицу раковой опухоли) и с клетками микробов. Культуры клеток помещали в пространство между наушниками и последовательно подвергали их воздействию четырех программ: классическая музыка, эстрадно-симфоническая, рок-музыка, средневековые духовные песнопения. Самым сильным оказалось влияние духовной музыки. Это сложнейшие взаимодействия. Но суть в том, что одна музыка активизирует рост клеток, а другая - подавляет. Не исключено, что таким образом можно найти ключ к управлению процессами на клеточном уровне, путь к пониманию механизма возникновения раковых опухолей".
Еще одна интереснейшая тема для исследований - воздействие ритма на организм человека и, в частности, на работу мозга. Например, сканирование мозга показало, что, когда люди слушали различные мелодии, усиливался кровоток в правом полушарии. А музыка с очень агрессивным ритмом усиливала кровоток в обоих полушариях. Все это - свидетельство того, что звуки внешнего мира и "звучание" нашего организма находятся в сложнейших взаимоотношениях. Вопросов тут пока больше, чем ответов. Но любые новые открытия в этой сфере - в высшей степени интересны и перспективны.