РОКОВОЙ РЕЙС ТАНКЕРА "ТУАПСЕ"

Турченко Сергей
Статья «РОКОВОЙ РЕЙС ТАНКЕРА "ТУАПСЕ"»
из номера 053 за 22 Марта 2001г.
Опубликовано 01:01 22 Марта 2001г.
В возрасте 76 лет реабилитирован Николай Ваганов - последний из осужденных членов экипажа танкера "Туапсе", драматическая одиссея которого почти полвека назад взволновала весь мир, а сегодня практически забыта. Люди старшего поколения, вероятно, помнят нашумевший в 50-е годы кинофильм "ЧП" с молодым Вячеславом Тихоновым в главной роли. В основе его сюжета лежали реальные события.

ЗАХВАТ
23 июня 1954 года в Южно-Китайском море в 125 милях от острова Тайвань на советский танкер "Туапсе", направлявшийся в Китай с грузом осветительного керосина, совершил нападение боевой корабль. Как позже выяснилось, он принадлежал к военно-морским силам Чан-Кай-ши. Захват судна прикрывали еще два корабля, которые, по данным китайской разведки, имели принадлежность к ВМС США.
На танкер был высажен вооруженный десант. Оказавших сопротивление членов экипажа избили и связали. Танкер вместе с командой был насильно доставлен гоминдановцами в тайваньский порт Гаосюн. Начальник радиостанции успел передать в Москву и порт приписки Одессу сообщение о захвате судна.
Советское правительство сразу же предприняло меры по освобождению танкера и его экипажа. 24 июня 1954 года заместитель министра иностранных дел СССР В.А. Зорин пригласил посла США в Москве господина Ч.Болена и вручил ему ноту протеста.
На эту и последующие ноты администрация США дала формальные и уклончивые ответы. Вскоре стала ясна причина этого: Вашингтон - сам непосредственный участник пиратской акции. Китайская разведка ознакомила советских коллег с данными, полученными от двух перебежчиков - офицеров гоминдановского военно-морского флота Цуй Чан-линя и Юй То-фаня.
"Надо отметить, - заявил на допросе по поводу захвата "Туапсе" Цуй Чэн-линь, который был на Тайване офицером секретной службы военно-морского флота, - что это преступление было совершено по прямому указанию и при поддержке американского военного командования на Тайване.
В захвате танкера "Туапсе" участвовал гоминдановский военный корабль "Даньян", на котором я в то время находился. Руководство всей операцией было возложено на капитана "Даньяна" Цю Чжун-мина. Это был первый случай, когда гоминдановские власти отважились пойти на захват советского судна. У меня невольно возник вопрос, каким образом чанкайшистское командование решило проявить подобную смелость. Вскоре я получил исчерпывающий ответ на этот вопрос от капитана. Произошло это в тот момент, когда рано утром 23 июня мы увидели "Туапсе" и пошли на сближение с ним. Я стоял в это время на капитанском мостике и увидел вдали с помощью бинокля силуэты еще двух кораблей, о чем сразу же доложил капитану.
Он сказал, что эти корабли принадлежат американскому военному флоту. Они, заявил капитан, встретили танкер "Туапсе" в проливе Баши и сопровождали его к заранее намеченному месту захвата, сообщая координаты советского судна гоминдановскому командованию.
После того как в Гаосюньском порту советское судно было разгружено, а его команда силой выведена на берег, "Туапсе" сразу же отвели на рейд. Тут же на борт "Туапсе" поднялись два американских военных советника, одетые в штатские костюмы. Они забрали все судовые документы. Затем американцы приступили к внимательному изучению танкера. Заставили разобрать машину, рацию, снимали чертежи, фотографировали".
Получив эту информацию и поняв, что ждать содействия от США бессмысленно, советское правительство, не имевшее своего представительства на Тайване, обратилось с просьбой к руководству Франции взять на себя заботу о судьбе членов экипажа советского танкера "Туапсе". Аналогичная просьба была высказана в адрес шведского общества Красного Креста. В результате общих усилий удалось освободить 29 членов экипажа "Туапсе". 30 июля 1955 года они прибыли в аэропорт Внуково. Сотни людей встретили моряков. Спускаясь с трапа самолета, вчерашние пленники попадали в объятия родных и близких. Состоялся митинг. Советские люди впервые узнали ужасные подробности одиссеи экипажа танкера.
В ГОМИНДАНОВСКИХ ЗАСТЕНКАХ
А вот что рассказал мне бывший первый помощник капитана танкера Дмитрий Кузнецов о том, как обошлись с экипажем на Тайване:
- С самого начала чанкайшисты пытались получить от нас заявления о том, что мы "решили не возвращаться в Советский Союз". Чего только не делали тюремщики, чтобы добиться этого! В первые дни нам подавали обеды из пяти-шести блюд, а переводчики "Джа" и "Ян" и провокаторы-европейцы, называвшие себя "русскими", были до приторности вежливы.
На одном из допросов мне заявили, что я остался на Тайване один, все остальные якобы уже уехали в Америку, капитан Калинин женился на американке, а старший механик Беспалов уже имеет в Соединенных Штатах собственную виллу. На следующем допросе чанкайшисты начали предлагать мне деньги и дошли до 1 миллиона долларов.
Старшему механику Беспалову на допросе заявили, что я женился на буфетчице Ольге Пановой и уехал с ней в Америку. Беспалову тоже предлагали деньги, и довольно значительные.
Были и такие провокации. Однажды моториста Ляховского допрашивал сам "Пу" (руководитель отдела тайваньской спецслужбы). В середине допроса в комнату вошел провокатор-европеец и обратился к "Пу" по-русски:
- Извините, господин генерал, я должен сейчас уехать. Через полчаса Дмитрий Кузнецов (то есть я) дает банкет в честь своего отъезда в Америку...
Однажды нам объявили: "Началась третья мировая война, и больше за вас заступаться некому".
8 сентября 1954 года года в тюрьме появился полковник "Ван". Он прочел мне приказ начальника чанкайшистского генерального штаба, где говорилось: "Танкер и груз конфискованы. Команду считать военнопленными". С этого дня нас посадили на голодный паек: стакан воды и кусочек хлеба утром, вареная трава с ломтиком буйволятины на обед и на ужин. Вскоре от голода у меня начались сильные головные боли, я часто стал терять сознание.
Нас начали избивать, пытать током, иголками, вводимыми под ногти. Все с одним требованием: подпишите просьбу о политическом убежище в США. Я не подписал. Как выяснилось позже, из 49 человек экипажа ничего не подписали 29 моряков. В конце концов нас вынуждены были отправить в Советский Союз.
ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ
Судьба 29 членов экипажа, которые выдержали пытки, не сломались, в дальнейшем оказалось достаточно безоблачной. По возвращении на Родину они получили хорошую работу, денежные компенсации, почет и уважение. А вот с теми 20 моряками, которые подписали прошение о политическом убежище, жизнь обошлась круто, со многими - очень жестоко.
В тайваньских застенках погибли, не выдержав пыток, Ж.М. Димов, А.В. Ковалев, М.М. Калмазан. Сгинули где-то завербовавшиеся в американскую армию В.П. Еременко и В.С. Татарников. Потеряны следы поселившегося в Нью-Йорке В.Д. Соловьева. М.В.Иваньков-Николов лишился рассудка в Вашингтоне и был передан в 1969 году представителям советского посольства.
Группа в составе В.И. Книги, В.В. Лопатюка, В.А. Саблина почти 35 лет провела в плену на Тайване. Семь лет в тюрьме, а затем на поселении в пригороде Тайбэя. В 1988 году благодаря советскому консулу в Сингапуре Александру Ивановичу Ткаченко они были освобождены и доставлены в Москву. Мне довелось встречать их в Шереметьево. Где я и записал рассказ Владимира Саблина о злоключениях этой группы:
- После того как мы отказались от написанных ранее заявлений с просьбой отправить на жительство в Америку, на нас сразу же надели наручники, посадили в машину, привезли в центральную полицию в Тайбэе. Сидим с неделю. Приезжают человек двадцать военных, выводят сначала меня к открытым камерам с металлическими решетками. Там сидели задержанные спекулянты, мелкие воришки. И вот возле этих камер начали бить, пока не упал. Потом вывели Книгу, Писанова, тоже били. Пока полицейские не запретили. Тогда нас отвели в нашу камеру, и там избиение продолжалось. Потом через каждые три-четыре дня все это повторялось до середины апреля. Били свинцовыми перчатками. Потом состоялся суд - без нас, конечно. 9 мая ночью нам зачитали приговор: за то, что вы обманули нашего президента (то желаете, то не желаете на свободу) - десять лет тюрьмы.
Семь лет просидели. Наконец нам объявили, что президент Тайваня нас помиловал. Но что делать с нами, никто не знает. Ведь с Советским Союзом дипломатических отношений нет. До прояснения ситуации поселили нас в особняке на берегу моря. Приставили охрану. Стали выдавать по 200 долларов в месяц. Разрешили ходить в магазины, кафе, правда, только с охранником. Так и жили почти тридцать лет, пока о нас не вспомнили на родине.
Тайваньские пленники рыдали от счастья, ступив на родную землю. Но их мытарства на этом не кончились. За три с половиной десятилетия у кого-то умерли родные и близкие, у кого-то жены повторно вышли замуж. Здоровья, чтобы работать, нет. Пенсий нет. Жилья тоже. А тут и СССР развалили. Нищенствуют сегодня на родине бывшие тайваньские узники. О тех двухстах долларах в месяц, которые получали в плену, и мечтать не приходится.
Пожалуй, наиболее горькой оказалась судьба Л.Ф. Анфилова, В.И. Бенковича, В.П. Гвоздика и Н.В. Зиброва. Из ада тайваньских тюрем они сумели вырваться в Бразилию в качестве агентов американских спецслужб. Там умудрились оторваться от слежки и явились в советское консульство. Вскоре Москва с помпой встречала "героических моряков легендарного танкера". А после помпезной пресс-конференции их тихо и без свидетелей арестовали сотрудники госбезопасности. Дали по 15 лет. Через семь лет спохватились, освободили "за отсутствием состава преступления". Однако до 1990 года судимость "за измену Родине" так и висела на бывших моряках - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Судовой бухгалтер Николай Ваганов вернулся на родину с группой, в которую входили, кроме него, В.А. Лукашков, В.М. Рябенко, А.Н. Ширин, М.И. Шишин.
- В октябре 1955 года, - вспоминал Николай Иванович, - нас вывезли в США, где к нам приставили "опекунов" из организации "Уорлд черч сервис". Стало ясно, что выехать в Советский Союз будет очень трудно. Ежедневно нас "обрабатывали": не вздумайте искать связи с Россией, вас там посадят обязательно. Разумеется, мы не верили, хотя для меня лично эти угрозы оказались пророческими. Но даже если бы я наперед знал, что меня посадят, все равно использовал бы любую возможность связаться с нашим посольством. И вот как-то в одной из газет мы случайно прочитали адрес представительства СССР. Дальнейшее было делом техники. Оторвались на прогулке от "опекунов" - и к своим. Вскоре были в Москве.
Николай Ваганов вернулся в родную деревню Протопоповку, под Арзамасом. Работал механизатором. Женился. Сын родился. И вдруг через семь лет после освобождения его арестовали ретивые сотрудники местного КГБ. Состряпали дело по 64-й статье. Горьковский областной суд дал 10 лет - "За измену Родине". Отсидел семь лет. Вернулся домой и стал жить как бы заново, стараясь не вспоминать о прошлом. Но после 1991 года решил добиться реабилитации. Однако в августе 1992 года президиум Нижегородского облсуда признал Ваганова "обоснованно осужденным", хотя к тому времени уже все "сидельцы" с танкера "Туапсе" были реабилитированы.
Начальник управления реабилитации жертв политрепрессий Генпрокуратуры России Галина Весновская, изучив материалы "дела Ваганова", вместе с коллегами внесла протест на решение Нижегородского облсуда.
- В США с нашими моряками, - подчеркнула она, - действительно работала американская разведка, но сведения, которые "разгласил" Ваганов, были общеизвестны и не принесли никакого вреда нашей стране. А посему даже намека на измену Родине в деле не просматривается.
Верховный суд России поддержал прокуроров. Почти через полвека после драматических событий на танкере "Туапсе" Николай Иванович Ваганов полностью реабилитирован.
Так драматично сложилась судьба моряков с танкера "Туапсе". Ну а какова судьба самого танкера?
По данным китайской разведки, после захвата "Туапсе" чанкайшистское командование включило его в состав своих военно-морских сил, присвоило ему наименование "Куайцзи" и перекрасило в серый цвет. Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн. Российские и украинские моряки давно уже ходатайствуют о возвращении незаконно арестованного танкера или компенсации за него и моральный ущерб, нанесенный экипажу. Остается надеяться, что эти справедливые требования в конце концов будут удовлетворены.


окинава 14 Декабря 2011, 19:30
да когда ломают человека иостается надежда на жизнь то т у нынешней публики не до патриотизма где весь совокупный продукт у него украден ив руках абрамовичей путиных чубайсов березовских идр дерибасковзачем чужую нефт возить танкерами
Гость 14 Декабря 2011, 19:16
это государство засчет подкупов ми подстав специализировалось давно ченкайши перекупили в 20годы за50-60 тысяч юаней пытались купить колчака и др лидерова русских ку калугина с потрахами боялись только сталина и хрущева никита не успел показать им куськину мать вот и идет растление россиии изнутри
Юра 08 Декабря 2009, 00:12
Есть возможность опубликовать весь список команды танкера?
Андрей 01 Марта 2008, 10:28
Кто остался в америке,до настоящего времени.


Прокуратора Крыма собирается приобрести для Натальи Поклонской бронированный Toyota Land Cruiser. Как вы думаете, на чем должны ездить наши чиновники?


Погода
день1-3°C0-2м\с Ю
ночь4-6°C2-4м\с ЮЗ
Курсы валют
USD 41.05
EUR 52.53