Главная Наука и технологии 00:02 22 Марта 2019 10464
Что сказали бы нам Королев с Гагариным...

Приближающийся День космонавтики - повод не только вспомнить исторический полет Юрия Гагарина и успехи на пройденном внеземном пути

Геннадий Падалка, летчик-космонавт, Герой России - специально для «Труда»
Фото: globallookpress.com

Не менее важно сказать о проблемах и неудачах, ибо только честный, открытый разговор дает шанс преодолеть серьезные преграды, мешающие развитию нашей космической отрасли.

Всем очевидно, что сегодня в российской космонавтике тормозящих факторов намного больше, чем достижений. Говорю об этом с душевной болью, ведь космонавтика — дело моей жизни. И очень обидно видеть, как моя страна, открывшая космическую эру, теряет одну позицию за другой.

Самые значимые события в освоении космоса происходят сейчас у наших партнеров. Новый американский корабль Crew Dragon совершил первый полет к МКС и вернулся на Землю. Летом планируется старт пилотируемый. А далее — штатная эксплуатация нового корабля с экипажем до семи человек. К концу года и фирма Boeing после успешных испытаний готова ввести в эксплуатацию другой 7-местный пилотируемый корабль — Starliner.

Оба корабля будут летать к МКС вместе с нашими «Союзами». Хорошо, что повышается устойчивость транспортной системы Земля — МКС — Земля. Однако новая реальность лишает Роскосмос значительной статьи доходов для финансирования отечественной пилотируемой программы.

Кстати, первый грузовой Dragon я встречал в составе экипажа МКС-31/32 в 2012 году. Маску понадобилось всего шесть лет, чтобы создать суперсовременный пилотируемый корабль Crew Dragon, затратив на это 2,6 млрд долларов. С 2011-го после вывода из эксплуатации шаттлов доставкой экипажей на орбитальную станцию занималась российская сторона. За эти годы Роскосмос на «извозе» заработал порядка 3 млрд долларов. Это больше, чем потребовалось Маску для создания Crew Dragon. Ну и где наш новый корабль? Все заработанное размазано по отрасли для латания дыр. В СМИ было достаточно информации о неэффективном управлении и нецелевом (мягко говоря!) расходовании коммерческих и бюджетных средств в космической отрасли. Но приняты ли меры для перелома негативных тенденций? Ответ узнаем в недалеком будущем.

Следующие 10-20 лет, на мой взгляд, в пилотируемой космонавтике будут эпохальными, сравнимыми только с первым космическим десятилетием в далеких 1960-х.

Новые перспективы связываются с началом освоения Луны и Марса. Наши партнеры по МКС, а также Китай создают пилотируемые корабли и супертяжелые ракеты-носители нового поколения, строят частные космодромы, планируют высадку на астероиды, строительство окололунной станции Lunar Orbital Platform-Gateway, лунной и марсианской баз. Россия должна быть участником и надежным партнером в этих программах. Но что предлагаем мы? Только декларативные заявления в жанре фэнтези и наши мечты. По этому поводу вполне определенно высказался премьер-министр: «Хватит болтать о том, куда мы полетим в 30-м году».

Серьезная проблема — кадровый дефицит в отрасли, особенно высококвалифицированных специалистов. Топ-менеджеры в зарубежных космических агентствах, компаниях, руководители проектов — как правило, люди с отличным инженерно-техническим образованием, представители ученых сообществ, специалисты в области прикладной физики. У нас же значительный и труднообъяснимый перекос в сторону управленцев, экономис-тов, финансистов, журналистов, юристов. Давайте вспомним, кто руководил космической от-раслью, конструкторскими бюро и инженерно-техническими коллективами во времена наших выдающихся конструкторов 1960-1970-х Королева, Глушко, Мишина, Челомея...

А сегодня российский сегмент МКС не развивается, устаревает. Служебные системы, вырабатывая свой ресурс, все чаще отказывают. Научные исследования примитивны и сведены к минимуму. Перспективные, на наш взгляд, модули — многофункциональный лабораторный (МЛМ) и научно-энергетический (НЭМ), предназначенные для российского сегмента МКС, по-прежнему на Земле. Их планировалось запустить к МКС еще в 2007-2009 годах. Прошло десятилетие. Из-за постоянных переносов эти модули уже не являются перспективными. Теперь вот собираются запускать МЛМ в 2020-м...

В СМИ освещались технические сложности, которые могут возникнуть с модулем. Но есть проблема, остающаяся в тени. Речь о большом объеме работ наших экипажей в открытом космосе после стыковки модуля МЛМ с орбитальной станцией. Потребуется 10-15 выходов. Все тонкости работы в открытом космосе, как правило, отрабатываются испытателями ЦПК, РКК «Энергия» и космонавтами в гидролаборатории ЦПК. Но пять лет назад она была закрыта на реконструкцию — и сегодня далека от ввода в эксплуатацию. Часть космонавтов, проходивших тренировки в гидролаборатории, уволились. Других космонавтов «ушли» интриганы, и по сей день работающие в ЦПК. А те, кто остался в отряде, тренировались в гидролаборатории давно. Если этот совершенно необходимый тренажерный комплекс не введут в эксплуатацию, останется надеяться на авось и на удачу: Это за пределом моего понимания. Мы нарушаем нами же утвержденные и десятилетиями отработанные методики и инструкции подготовки экипажей. Принимались они в первую очередь по соображениям надежности работ в космосе и безопасности.

Все чаще официальные лица выступают с заявлениями, что модули МЛМ и НЭМ позднее могут стать основой российской космической станции на околоземной или даже на лунной орбите. На самом деле эти варианты бесперспективны. Построены модули, особенно МЛМ, по технологиям 1980-х, которые использовались на станции «Мир». Они не отвечают уровню даже сегодняшнего дня, не говоря уж о завтрашнем. Создавать после МКС на основе тех технологий околоземную станцию либо отправлять на окололунную орбиту можно только в двух случаях: если мы решили открыть там музей отечественной космической техники или кладбище по утилизации устаревших технологий.

Нет, нам нужны принципиально новые пилотируемые аппараты с большим запасом на будущее. Понятно, что за последние четверть века тотального бездействия наши КБ в какой-то степени утратили возможности разработки перспективных новшеств. Подтверждение тому — бесконечная модернизация хорошо сделанного, надежного, но давно устаревшего корабля «Союз». Теперь вот уже предлагают его под лунную программу.

Мне представляется удивительной такая апатия нашей космической отрасли. Многие годы мы работаем в различных совместных международных проектах, включая и МКС. Необязательно копировать и подражать во всем, но полезное и перспективное в области технологий, концепций построения модулей и их систем перенимать необходимо. Или же многолетняя система вязкой бюрократии на управленческих этажах, перестраховка, боязнь нового губят на корню любую инициативу?

Множество наших инженеров, инструкторов, методистов участвовали в совместной подготовке экипажей к полетам во всех космических центрах партнеров — в NASA, Европейском агентстве, CSA (Канада), JAXA (Япония). Ряд наших космонавтов, в том числе и я, занимались за рубежом по специальным программам подготовки, подробно изучали зарубежные модули, получая квалификацию на уровне эксперта. Но, похоже, эти знания в нашей стране никому не нужны. А ведь накоплен ценнейший опыт!

И главное. Чтобы участвовать на равных с партнерами в лунном и марсианском проектах, необходимо вывести российскую пилотируемую составляющую космической отрасли из спячки. Нам требуются прорывы в области космических технологий, проектирования, создания пилотируемых аппаратов. Без этого партнеры со временем потеряют к нам всякий интерес и откажутся от сотрудничества. И тогда нашим потомкам в наследство мы оставим разве что гордость за победы в далеком прошлом, да макеты космических аппаратов, так и не воплотившихся в жизнь.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3646
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3349
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?