Главная Культура 09:45 22 Мая 2012 171
Группа «Терем-квартет»: «После наших концертов люди с гордостью вспоминают, что они русские»
Знаменитый ансамбль объяснил «Труду», чего это стоит – 25 лет ходить по острию ножа
Светлана Остужева

Знаменитый санкт-петербургский коллектив, признанный законодатель мод в жанре crossover, то есть на перекрестке стилей, – ансамбль «Терем-квартет» собирается отпраздновать свой 25-летний юбилей концертом в Москве. 26 июня в Концертном зале им. Чайковского ансамбль выступит с программой «25 хитов за 25 лет!». На этот раз музыканты, известные своими оригинальными, не только виртуозными, но и полными юмора обработками мировой классики, предъявят публике исключительно проверенные временем шедевры. О том, как возник этот замысел, а также о китче, особенностях особ королевской крови и «Бурановских бабушках», они рассказали корреспонденту «Труда».

– Как складывалась юбилейная программа?

Андрей Смирнов (баян): В нее мы собрали 25 произведений из разных программ – и это в своем роде вехи прожитых совместно 25 лет. Это вещи, которые выжили, – то, что имело наибольший отклик у слушателей, и то, что живет в нас постоянно. Из баховской программы – это «Шуткабаха», из «Кармен» – «Хабанера», из программы, посвященной музыке кино, – «Неуловимые мстители»… Ведь хиты в нашем понимании – это то, что не требует оценки или анализа. Это то, что попадает сразу в душу и начинает там жить.

– Направление между попсой и классикой, фолком и академией может существовать только на очень тонкой грани между вкусом и эклектикой. Как удается ходить по этому лезвию столько времени?

Андрей Константинов (малая домра): Да, нам все эти годы задают подобные вопросы. И ждут: вот-вот мы с этой грани свалимся, и будет безвкусно. Ан нет: вкусно! Мы всегда стараемся понять, где и для кого играем, – аудитория очень многое определяет. И чем труднее задача, тем интереснее ее решать.

А.С.: Почему мы за 25 лет не развалились, не пропали и продолжаем творить и наслаждаться обществом друг друга? Потому что мы любим ходить нехожеными тропами. Можно, конечно, найти удачный прием и эксплуатировать его потом годами, как это делают многие. Но нам это неинтересно!

– 25 лет вместе – практически серебряная свадьба! За столько лет вы друг другу не надоели?

А.К.: Отнюдь! Мы до сих пор не знаем, чего ждать друг от друга! И мы не устаем перечить друг другу.

А. С.: Даже больше того: мы в этом перечении не видим противоречия!

А.К.: Если кто-то из нас говорит: «Это – белое», другой непременно скажет: «Да, это – черное». Ключевое слово здесь «да» (улыбается). Поскольку если философски смотреть на мир, то оба правы. «Терем-квартет» всегда отличался от других тем, что постоянно боролся и борется со стереотипами – и прежде всего внутри себя. Что такое «надоело»? Это когда один и тот же стереотип повторяется много раз подряд.

А мы как только обнаруживаем стереотип, тут же его разрушаем – и идем дальше.

– Были ли когда-нибудь мысли радикально сменить направление? Скажем, попробовать чистый авангард или чистый академизм?

А.С.: А у нас наряду с кроссовером практически всегда присутствуют подобные «чистые» вещи.

А.К.: Но это так неинтересно!...

А.С.: Почему же? Очень интересно!

А.К.:  Когда берешь произведение и начинаешь играть просто ноты – инструмент сам начинает подсказывать мысли и искать подтексты…

– Говорят, домра – лукавый инструмент?

А.К.: Да, домра лукавая. И балалайка тоже. А гармошка – миротворец, она пытается привести в равновесие все, что мы натворили.

– Самый необычный ансамбль в вашей жизни?

А.С.: Пожалуй, с Бобби Макферрином.

А.К.: И самым необычным было даже не само это сочетание, а то, что у нас не было времени на репетиции.

Зато было два концерта – в Концертном зале Чайковского в Москве и в Большом зале филармонии в Питере. Это были чистые американские горки! Вступая, мы не знали, как и куда оно пойдет дальше. Настоящий джем-сейшн! Но Бобби  – мастер высочайшей пробы. Это было по-настоящему здорово.

– В чем вы ищете вдохновение?

Андрей К. В женщинах! Больше всего мы любим вычислять женские ожидания – и обманывать их (смеется). Все-таки основная часть публики – это женщины… в сопровождении мужчин.

– Андрей С. В России вообще двигатель культуры – это женщины. Хотя мужчин тоже немало остается. Еще попадаются такие, чьей энергетикой можно подзарядиться, – вот хоть уже помянутый Макферрин. Но женщины нам ближе (улыбается).

Андрей К. Если же серьезно, то на каждом выступлении мы заряжаемся энергией друг от друга, и возникает нечто новое, общее – мы называем это «построением Терема».

– А как в нем обстоят дела насчет «четвертой стены», о которой говорил Станиславский?

А.К.: Мы ее рушим. Заряжаемся энергией от зала, перерабатываем ее – и снова выплескиваем в зал.

А.С.: Мы стараемся сделать все, чтобы зритель ушел от нас окрыленным и чувствовал себя выросшим в своих собственных глазах. У нас же многие говорят о себе: «Я ничего не понимаю в живописи», «Классическая музыка – это не мое, я не разбираюсь в этом». А надо зацепить слушателя, сделать так, чтобы он все понял – и почувствовал в себе тягу к творчеству и к прекрасному, жажду жизни, и с этими чувствами бы жил и растил детей.

– Вдвоем-то творить непросто, а как оно вчетвером?

А.К.: А вы представьте себе бюро, где создают космическую ракету. В одиночку ее не сделаешь! Русской культуре всегда была свойственна коллективность, соборность – у нас же исторически не было солистов, а были ватаги, ансамбли. Как говорится, «спел бы песню, да подпеть некому». Даже инструменты были целыми семействами – домра басистая, домра малая… И конечно, непременно нужен слушатель – без него никуда. Когда создается это общее энергетическое поле – всем становится хорошо! Так что какая уж там четвертая стена…

– А расскажите про то, как мать Тереза вас благословила и подарила медальоны.

А.К.: Ох, давно это было! Году в 1994-м, помнится… Этот концерт в Ватикане был посвящен Дню семьи, и там выступало много всяких артистов и коллективов. Представителями православного мира были мы – таков был выбор Папы. Накануне ночью – отдохнуть нам не дали – мы играли перед Советом кардиналов, и уже они как худсовет выбирали то, что именно мы будет назавтра играть. Выбрали «Чардаш» Монти. На следующий день выходим на сцену – а мы должны были открывать программу концерта: на площади св. Петра тысяч двести человек, полно камер, представляете себе? А нам делают знак: подождите немножко. Как выяснилось, опаздывала мать Тереза. И вот она вошла так скромно и сама же нам махнула, чтобы мы начинали. И страх сразу же ушел, улетучился. После выступления нас подвели к ней, и она каждого из нас благословила и подарила медальончик с Девой Марией.

А.С.: Было чувство, что она абсолютно родной и близкий тебе человек – как родная бабушка, которая любит тебя и понимает… только какого-то вселенского масштаба.

А.К.: От нее шла совершенно особая энергетика: c одной стороны, ты чувствовал, что она невероятно проста, с другой – что она неизмеримо выше тебя. И в это ее тепло и доброту ты как будто окунался… Она поражала одним фактом своего существования.

– Вам доводилось выступать и перед особами королевской крови. Как принял ваше выступление, например, принц Чарльз, про которого говорят, будто у него нет чувства юмора?

А.К.: Определенно есть. Он смеялся во время нашего выступления и вообще реагировал очень живо. У меня на сцене порвалась струна, и он потом очень интересовался, как это мне удалось поменять ее, не прерывая выступления.

А.С.: У нас почему-то принято воспринимать его таким чопорным простачком. А он очень тонко чувствующий человек – неплохой виолончелист, пишет акварели.

А.К.: И он незашоренный человек – в отличие от многих других монархов.

– А монархи вообще сильно отличаются от обычных людей?

А.К.: Отличаются – трудной прошибаемостью. Они как разведчики, поскольку привыкли к тому, что их все о чем-то бесконечно просят, окружают себя внутренней «стеной».

А.С.: Но поскольку мы любители разрушать стены, мы берем их нарочитой наглостью исполнения. И, надо сказать, это практически всегда действует! Когда мы выступали на G8 перед главами государств с женами, вот так мы подловили Буша. У нас есть несколько вещей с ложными концовками. И вот в «Бесаме мучо» мы тянем, тянем ноту – и тут Буш не выдерживает и начинает аплодировать первым. Все тогда очень развеселились, а больше всех Берлускони.

– Любое ли произведение можно переложить на ваш ансамбль? Было ли так, чтобы какое-либо сочинение вам не покорилось?

А.К.: Пожалуй, пока не было. Хотя были очень трудные вещи. Сыграть-то можно что угодно – важно найти ключ, внутреннюю мотивацию, чтобы было понятно, зачем ты это делаешь. Иначе это звучит просто как издевательство!
А.С.: Фильм Феллини «8½» весь об этом – о том, что художник не может начать творить без внутреннего понимания, зачем и о чем он это делает.

– На балалайке играют только русские?

А.С.: Нет, не только. Играют японцы, шведы, американцы, немцы – там, где есть ансамбли русских народных инструментов. Но контрабас-балалайка – это, конечно, раритет. У Миши Дзюдзе куча поклонников за рубежом, есть даже фаны, которые ездят за ним, и их становится все больше. Миша первый, кто начал играть на контрабасе стоя – и это существенно увеличило технические возможности инструмента. Он сам придумал особую форму и материал для медиатора. Практически создал новую школу игры. Он вывел этот инструмент в солирующие, притом что это один из самых тяжелых в прямом и переносном смысле инструментов: на нем физически невероятно трудно играть. Однажды, когда мы выступали в Англии на очень популярном шоу «Night with Jools Holland» на телеканале ВВС, в этом шоу принимала участие какая-то молодая группа…

А.К.: Metallica это была! Они тогда действительно были молодой группой…

А.С.: И еще там Роберт Плант с Джимми Пейджем из Led Zeppelin играли с индийским оркестром.

А.К.: Так вот Плант, когда увидел у нас контрабас-балалайку, подошел к нам и попросил попробовать сыграть на ней. Пыхтел минуты три, но так и не смог извлечь из нее ни звука. Да, говорит, для этого надо в Сибири родиться!


– Балалайка – один из главных ингредиентов того, что принято называть «русский китч»  - наравне с водкой, матрешками, ушанками и медведями на Красной площади. Вам не приходилось преодолевать этот стереотип?

А. С.: Только этим и занимаемся! Причем мы, русские, сами в укреплении этих стереотипов виноваты. Такого отношения к собственному культурному достоянию нет, пожалуй, больше ни у кого. Мы обросли чудовищными комплексами и никак не можем научиться уважать себя.

А.К.: А после наших концертов люди подходят и говорят: мы гордимся тем, что мы русские. И это лучший из комплиментов. В этом мы и видим миссию музыканта.

– Вы – люди, причастные также к истории под названием «Евровидение». Что вы думаете об этом конкурсе? Как оцениваете шансы «Бурановских бабушек»?

А.К.: Конкурс, честно говоря, ужасный. Это такой котел, в котором все давным-давно варится в собственном соку. Тем не менее так уж получилось, что мы участвовали в этом, и даже дважды. Первый раз в начале 90-х вместе с Сергеем Рогожиным – это был такой рок на балалайках, заводной, кстати, номер получился… А во второй раз, в 2009 году, по инициативе Первого канала мы должны были сыграть некую увертюру, аранжировав по-своему песни-победители предыдущих «Евровидений». К сожалению, видеоряд сделали все в том же китчевом ключе, причем довели это китч уже до полного абсолюта.

А.С.: А что касается «Бурановских бабушек» – в них есть неподдельная искренность, они – настоящие. И это может сработать! Почему два года назад победила немка? Она была безыскусна, естественна и даже как-то неказиста, что ли... И Рыбак – он тоже взял естественностью и живым обаянием. Все соскучились по натуральному молоку!

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11704
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7375
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7053
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6377
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6225
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?