07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКВОЗЬ ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ

Янковская Наталья
Опубликовано 01:01 22 Октября 2001г.
Юрий Сальников знаком со смертью не понаслышке. Его не раз вешали, расстреливали, топили, поджигали, пытались зарезать, сбрасывали со скал и мостов. Несмотря на это, он жив, здоров и руководит школой каскадеров. В этой профессии Сальников без малого тридцать лет. Про него мрачновато шутят: "Каскадеры столько не живут".

- "Крестным отцом" советских каскадеров был Сталин, - этой неожиданной фразой Юрий Сальников ввел меня в историю вопроса. - Вождь насмотрелся импортных фильмов и сказал: "А почему у нас таких нету?" Тут же решили готовить советских каскадеров. Взяли ребят из цирка, обучили. Сняли первый советский трюковый фильм "Смелые люди". Постановщиком трюков в нем был Петр Тимофеев (его последняя работа в кино - "34-й скорый", один из немногих отечественных фильмов-катастроф). Его мы считаем старейшим в нашей профессии.
- Не обидно, что вы рискуете, а слава достается актерам?
- Странно: меня всегда об этом спрашивают. Но это же специфика работы! Кто-то к этому привыкает, кто-то - нет. Если вдуматься, каскадеру в кино работать даже сложнее, чем актеру, потому что перевоплотиться ему надо дважды: сначала в конкретного актера, а потом - в актера, играющего данную роль. Чтобы в кадре подмена не бросалась в глаза, нельзя подбирать каскадера только по внешнему сходству с исполнителем роли. Надо учитывать еще и актерские навыки. "Похожесть" на актера в нашей профессии - понятие весьма условное. Когда на Мосфильме каскадера ставят на учет, в специальной карточке заполняют графу "На кого из актеров похож"...
- А у вас что было вписано?
- Всех я уже и не помню. Как только отдублируешь кого-нибудь, тебе в анкету новую фамилию и вписывают. Много снимаешься - длинный получается список. Я подсчитал: у меня около трехсот трюковых работ. Это вместе с кинематографом и шоу-программами. Ну мне и записывали в соответствующую графу: Джигарханян, Леонов, Пороховщиков, Вицин, Миронов, Михалков, Галкин, Шакуров, Виторган, Филозов... Всех не помню... Посмотрите на меня повнимательней - похож я на Людмилу Марковну Гурченко?
- Не очень, по правде говоря...
- Ее тоже доводилось дублировать. Первый раз - в фильме "Особо важное задание". Потом - в "Рецепте ее молодости".
- Как же можно женщину подменить мужчиной?
- Так это ж когда было! Я тогда, конечно, был помоложе, да и комплекция другая была. Все мои коллеги были: один - мастер спорта по штанге, другой - мастер спорта по греко-римской борьбе, третий - по дзюдо, четвертый - по боксу. Ну а я - мастер спорта по подводному плаванию, худой, звонкий. Поэтому как только надо дублировать женщин - "ты самый тощий, иди сюда!" Сейчас, говорят, тебе тут подтянем, там подложим, никто не отличит. А у Гурченко такая талия! Меня утянули так, что и не вздохнешь.
- Перевоплощение в Людмилу Марковну для вас не единственный опыт подобного рода?
- Женский "послужной список" у меня приличный. В нем - Людмила Касаткина, Наталья Белохвостикова, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Светлана Тома, Елена Яковлева, Вероника Изотова.
- Удавалось вживаться в женский образ?
- Иной раз так вживался, что с двух шагов не отличишь. Помню, снимали "на натуре" сцену из "Похождений графа Невзорова", и мне, как назло, приспичило. Как был, в женском гриме (ну там, губки крашеные, бюст подложенный), отошел из зоны видимости. Только пристроился - чувствую у себя на бедре чью-то ласковую руку. "Кто это, - думаю, - у нас в съемочной группе такой шутник?" Оборачиваюсь, а это какой-то местный житель соблазнился "дамскими" формами. Ну а как разглядел, что у "дамы" ниже пояса, так ему чуть плохо не стало... Кстати, именно благодаря съемкам этого фильма его режиссер Александр Панкратов стал Панкратовым-Черным...
"Похождения графа Невзорова", это по Толстому, у Саши Панкратова был первым фильмом. Я уже до этого в кино работал, а он совсем новичок был. Подружились. Вместе на пляж ходили (снимали в Дербенте, на Каспии). Загораем, загораем... Неделя прошла - на мне никакого загара, а он уже как сапог. "Ну, - говорю, - Панкратов, я на солнце парюсь - и ничего, а ты вон какой черный". Так к нему и приклеилось: Панкратов-Черный.
В конце экспедиции я ему говорю: "Шурик, где мой обещанный ящичек?" Он перед съемками пообещал, что кто ему придумает псевдоним, тому он выставит ящик коньяку. Тогда было два режиссера Панкратовых, и оба Александры. Ну, бутылек с ним распили.
А Карен Шахназаров поил нас водкой. Снимали фильм "Мы из джаза". Режиссер - Карен Шахназаров. Я был постановщиком драки в ресторане. К тому времени я уже знал, что такое застолье в кино: воды простой в штофы нальют, и знай, опрокидывай рюмки "за здоровье" и ешь холодную закуску. Кисло, короче. Я и говорю Панкратову: "Шурик, скажи Карену, пусть нам в графины водки нальют - работа веселее пойдет". Тот Шахназарову на полном серьезе говорит: "Ребята же каскадеры, не актеры, в роль войти не могут. Надо помочь". А у Карена это первый фильм был, и он выкладывался, чтобы все было в лучшем виде. Покупает он на свои деньги ящик водки. К водке поросенка жареного в "Праге" заказал. Воду в фонтан вылили. Разливают водку. Мотор. Начали!
А оператор про водку не знал. Он все ходил с кислым видом и бубнил, что, мол, актеров надо было звать, каскадеры толком сыграть не сумеют. А как съемка началась, он прямо у аппарата запрыгал: "Как, - говорит, - вы, ребята, натурально закусываете. Так в роль вжились, что я прямо запах водки чувствую!"
- Сейчас на отечественном кинорынке стали появляться и боевики. Как бы вы оценили в них качество трюковой съемки?
- А как его можно оценить? Пироги должен печь пирожник, а сапоги должен тачать сапожник. На Мосфильме плакат висит: "Не делай трюки сам актер, на это есть всегда дублер". Считалось, что актеров в стране очень мало, а каскадеров - выйди на угол, свистни, и они посыплются, как листья осенью. А на самом деле на Мосфильме в актерском отделе ведется учет. И на учете там стояло более тысячи актеров на характерные роли, около двух тысяч - на эпизоды, и больше трех - на массовку. А на все киностудии страны - всего восемьдесят каскадеров. Да и то из этих восьмидесяти реально работали двадцать человек. Мы иногда не успевали получать деньги - с одной картины летели на съемки другой. Болтались с севера на юг, с запада на восток. Когда через несколько месяцев попадешь наконец на Мосфильм да получишь все гонорары, наступает "День каскадера".
- Ваша профессия была высокооплачиваемой?
- Трудно сказать. Самый дешевый трюк оценивался в 12.50. Самый дорогой - 50 рублей. До этого оплата была по дублям. И мы говорили: "Чем больше дублей, тем больше рублей". Иногда даже просили оператора взять вину за неудавшийся дубль на себя, чтобы сделать трюк еще раз и получить по двойному тарифу. Но после печально известного фильма "Директор", на съемках которого погиб актер Евгений Урбанский, вышел вердикт, чтобы оплата шла по съемочным дням, а не по количеству дублей.
- Наверное, сегодня каскадеры делают приличные деньги на съемках рекламы и видеоклипов?
- Не такие большие, как хотелось бы. Во всяком случае, не соизмеримые с затрачиваемыми усилиями. Я так считаю: хорошие деньги можно и должно зарабатывать в кино. Другое дело, что сейчас настоящего большого кино почти не снимают. Ну вот снимали "Сибирского цирюльника". Картина масштабная, а в ней всего одна трюковая сцена, за которую ребятам "с барского плеча" бросили по сто долларов. Эти сто долларов, наверное, на лечение у них и ушли. Когда в Москве были самые морозы, а режиссер решил снять сцену, где по пояс голые мужики дерутся. И вот он сидит в машине, укутанный в тулуп, и в мегафон кричит: "Что это вы, ребята, такие синие? Может, вас гримом подтонировать?" Так что с некоторыми режиссерами работать - себе дороже. Раньше, бывало, если какая-то каскадерская группа отказалась работать с режиссером, значит, и все остальные откажутся.
- В отечественном кинематографе по-настоящему зрелищные трюковые фильмы можно пересчитать по пальцам. Может быть, дело в том, что на Западе каскадеров готовят как-то иначе?
- Разница, конечно, есть, но кое в чем она даже не в пользу Запада. Например, в Америке каскадеров обучают по пятнадцати дисциплинам, а у нас - по шестнадцати, чем мы очень гордимся. Но дело не в этом. Способности-то у человека и там, и здесь примерно одинаковые. Я вон смотрел шоу "Звездные трюки Голливуда". У нас бы ребята как прыжок сделали? В лучшем случае подложили бы подкидную доску. А у них катапульта для прыжка, все навороты... Хотя на вид - абсолютно одинаковый трюк.
Я это к тому говорю, что и наши, и американцы - все хотят жить. Но снаряжение, которое мы делаем у себя на кухне из подручных материалов, требует особой подготовки. А с такой техникой, как у них, кто угодно трюк сделает.
- То есть у нашего кинематографа нет необходимости в приглашенных каскадерах?
- Между прочим, наши режиссеры пробовали с Голливудом работать. Александр Митта, после того как прогремел с "Экипажем", снимал "Сказку странствий". А на нее он как известный режиссер получил уже не только рубли, но и валюту. И от финансового изобилия Митта пригласил каскадеров из Голливуда. Приехали красивые ребята в майках "Hollywood". Нас, естественно, на эту съемку не позвали. Мы потом спрашиваем у съемочной группы: как, мол, каскадеры сработали? Они говорят: "Отлично! Вам не чета!" Это понятно - съемочной группе надо оправдать потраченные деньги. А правду на съемочной площадке говорят, как правило, осветители. У них и поговорка такая: "Дальше осветительного прибора все равно не сошлют". Тем более что осветители всегда "под газом" и правду-матку резать не стесняются. Они и сказали: "Что вы, что они - один к одному. Только вы приезжаете с одним чемоданчиком, а они - целый трейлер снаряжения подогнали".
Забавный случай был на съемках фильма "Ватерлоо", где наши ребята-водники работали вмести с американцами. Все оборудование в одной сумке привезли. Американцы спрашивают: "Где же ваше снаряжение?" Те отвечают: "Да вагон еще в дороге, скоро придет". Съемки начались, наши трюки вовсю делают. Американцы опять: "Снаряжение-то ваше где?" Они опять отвечают, что в дороге задержалось. Пока туда-сюда, съемки кончились. Сели вместе пить. Американцы снова пристают насчет снаряжения. А наши отвечают: "Да мы уже команду дали, чтобы обратно отправили, и так обошлись".
- Наверное, американцам с их дорогостоящей техникой трудно осознать весь масштаб риска своих российских коллег?
- Риск в нашей профессии - понятие относительное. Все думают, что мы в списке "смертников" на первом месте. Да ничего подобного! В списке профессий, связанных с риском для жизни, профессия каскадера на двенадцатом месте. Просто работать надо с умом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников