Очередная заморозка: Госдума продлила мораторий на пенсионные отчисления

Решение касается всех граждан, родившихся после 1967 года, то есть большей части трудоспособного населения страны 

Государственная Дума РФ приняла закон о продлении моратория не перечисление пенсионных взносов в накопительную часть пенсий негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

Глава думского комитета Ярослав Нилов уточнил, что решение касается только тех граждан, которые родились после 1967 года. Обозреватели отметили, что в эту категорию попадет большая часть трудоспособного населения страны. Также парламентарий выразил мнение, что очередная заморозка всего лишь оттягивание решения проблемы (источник: https://ria.ru/society/20181122/1533279332.html).

Также СМИ отметили, что сегодняшнее решение Госдумы – лишь техническое подтверждение принципиальной позиции руководства страны. 20 декабря 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон о продлении заморозки отчислений в НПФ до 2020 года.

Вытрясли и заморозили

Российские власти приступили к строительству системы негосударственных пенсионных фондов в 2002 году, когда был принят закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». В соответствии с этим документом, российские пенсии по старости должны состоять из трех компонентов: базовой, страховой и накопительной. При этом государство должно обеспечивать лишь одну из них – базовую. Также согласно этому закону работодатель должен переводить в Пенсионный фонд России 22% заработка работника. При этом 16% заработка забирает непосредственно ПФР, а 6% могут направляться гражданином в НПФ.

В течение нескольких лет ПФР рассылал «письма счастья», в которых рекомендовал гражданам выбрать НПФ. Однако население, в общем и целом, не поверило реформе, усмотрев в ней попытку забрать у будущих пенсионеров часть пенсионных отчислений и отдать их финансистам, связанным с правительством.

В 2007 году правительство разрешило пополнять пенсионные счета материнским капиталом, а с 2008 года ввело программу государственного со финансирования отчислений в НПФ. В рамках этого проекта Кабмин доплачивал НПФ суммы, равные отчислениям от граждан. Критики этого начинания отмечали, что власти используют деньги одних налогоплательщиков для обогащения других и при этом накачивать деньгами граждан частные конторы.

В 2013 году кабмин перешел к более жестким мерам по принуждению граждан к переходу в НПФ. Министры придумали термин «молчуны», которым обозначили граждан, так и не согласившихся отдавать свои деньги НПФ, и стали угрожать им. В частности, правительство решило списать 350 миллиардов накоплений, которые были изъяты из зарплат но так и остались в распоряжении ПФР.

«Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства, Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять два процента, надо ему оставить ноль» – заявил тогда замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Навязчивой агитацией и запугиванием правительству удалось загнать в систему НПФ 44% работающих россиян. Участниками системы стали 28 миллионов трудоспособных граждан.

Государству нужнее

Однако в сентябре 2013 году, еще до присоединения Крыма к России и начала санкционной войны с Западом, российские власти приняли решение о заморозке отчислений в НПФ. Первоначально власти заявляли, что это экстренная мера, и мораторий продлится ровно год. Однако и 2014, и в 2015 годах мораторий продлевался. В 2016 году Госдума приняла закон о трехлетней заморозке – до 2019 года.

Экономисты подсчитали, что этим нехитрым способом государство вытащило из накопительной системы почти триллион рублей: 243 миллиарда в 2014 году и 307,4 миллиардов в 2015-м, и 342 миллиарда 2016-м. С учетом решений последних лет, к 2020 году государство изымет в свою пользу около шести триллионов рублей.

Перейдя к изъятию средств будущих пенсионеров, власти радикально сменили риторику. В частности, вместо заявлений о высокой эффективности НПФ стали критиковать «частников».

«Мы очень долго обсуждали тему накопительной пенсии, - заявляла в 2014 году вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. – Существует целый ряд вопросов к ее эффективности, и первый из них, к сожалению – накопительная система не обеспечивает гражданам тех же прав, что обеспечивает современная страховая пенсионная система».

А в марте 2016 года она же сообщила, что за 2015 год из-за неэффективного управления средствами вкладчики НПФ потеряли 200 миллиардов рублей.