Главная Культура 21:55 22 Декабря 2010 5047
Константин Лавроненко: «Наш организм устроен лениво, а съемки — это бой»
Самый титулованный актер страны дал интервью «Труду-7»
Анжелика Заозерская

— Говорят, у вас очень замкнутый характер и вы с большой неохотой соглашаетесь на интервью. Вас нет в социальных сетях, на тусовках не появляетесь, премьеры посещаете редко, по красным дорожкам главных фестивалей страны не ходите: А ведь южные люди — вы же родом из Ростова-на-Дону, — как правило, тянутся к общению и вообще живут весело.

— Во-первых, это не совсем так, будто бы я не люблю общаться с журналистами. История довольно обычная: ты говоришь, а тебя переиначивают. А во-вторых, часто спрашивают одно и то же. Зачем тратить время на повторы? Мы и так погрязли в словах: Пусть, в конце концов, читают интернет. Но давайте не будем говорить на уровне: любит — не любит, а лучше поговорим о фильме.

— Хорошо. Что же вас привлекло в этой глобальной истории под названием «Сделано в СССР» — тема, партнеры, режиссер, новый образ?

— Почему артист принимает участие в проекте? Значит, что-то его заинтересовало, не так ли? Любая работа в кино — это испытание. Выходя каждый день на площадку или в кадр, ты все равно испытываешь, исследуешь самого себя: как ты существуешь в этих новых обстоятельствах, в незнакомом до этого момента мире, что в тебе отзывается и как оно отзывается. Все большое складывается из маленького, все высокое, может быть, и не из низкого, но и не из такого уж высокого. Такое испытание помогает мне ориентироваться в жизни и в окружающей действительности. Благодаря характеру персонажа начинаешь понимать, что в тебе самом есть и то и другое, о чем раньше ты и не догадывался: Вот такие, казалось бы, общие вещи, но они абсолютно реальны и конкретны в актерском мире, и в моем в частности.

— Режиссер «Новой земли» Александр Мельник рассказывал мне в интервью, что в сценарии фильма «Новая земля» (сценарист Ариф Алиев) у вашего героя Жилина было куда больше текста, но вы настояли на том, что слова в его ситуации бессмысленны. Да и в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание» ваши герои немногословны.

— Как правило, в последнее время вся игра актера сводится к говорильне, в результате мы все запутались в словах. Очень много разговоров — пустых, бесполезных, глупых: Как-то поймал себя на мысли, что когда человек молчит, именно тогда он и живет своей жизнью, а не притворяется, защищается, нападает. Молчание позволяет слышать музыку, которая вокруг нас. Мне кажется, что одна из проблем в наших театральных школах в том, что педагоги во главу угла ставят именно монологи. Вопрос «Когда же вы начнете играть?» теперь равносилен «Когда же вы начнете говорить?».

— Но в сериалах — а за последние три года вы снялись в трех самых популярных («Ликвидация», «Исаев», «Журов») — без слов не обойтись. Кстати, режиссер Сергей Урсуляк однажды признался, что под вас, мировую звезду, подстраивался весь съемочный график. Это так?

— Сергей Владимирович пошутил. Мы как начали шутить в Одессе на съемках «Ликвидации», так до сих пор не можем остановиться. Это только на экране я такой серьезный, а в жизни, с друзьями, без юмора не могу. Правда, одесситы мне дали понять, что в их чудном городе приезжим шутить небезопасно. В одесском трамвае я хотел блеснуть остроумием перед одной женщиной, но все пассажиры мгновенно набросились на меня, разумеется, тоже в шутливой форме. Одесситы — богатый народ на разного рода неожиданности и розыгрыши. Как-то ранним утром мы снимали сцену перед банком в Одессе, и вышедшая из глубины двора женщина накрыла нас таким красивым матом… Она выглядела так, что было видно: активно провела ночь, и утром мы мешаем ей спать. Но уже в четыре часа этого же дня та же женщина вышла из того же двора совсем другая — элегантная, кокетливая и в добром расположении духа. Как говорит Светлана Крючкова об одесситках, «парчу с утра надела, и все замечательно».

— Сергей Урсуляк снимает свои фильмы в непринужденной шутливой атмосфере (за исключением сложных или трагических ситуаций, как смерть актера Андрея Краско), тогда как Андрей Звягинцев всегда серьезен и сосредоточен. С кем из них вам комфортнее работать?

— Как режиссеры подстраиваются к актерам, так и мы — к режиссерам. Они нас выбирают. Но все сыграть невозможно. У меня есть приятели, которые одновременно снимаются в пяти, а то и в шести картинах. Я так не могу. Мне достаточно, когда в год выходит один, в лучшем случае два фильма с моим участием. Необходим хороший материал, чтобы я согласился работать в картине. Но, поверьте, не так часто я на чем-то настаиваю. Все возможно. Не исключаю, что в скором времени вернусь в театр. Но это произойдет только в том случае, если буду уверен: своим поступком никого не обманываю, и в первую очередь себя самого.

— Ваши поклонники не простят, если не задать вам вопрос о взаимоотношениях с Ксенией Раппопорт, с которой вы сыграли страстную любовь в «Ликвидации».

— Ксения из тех редких актрис, с которыми ничего играть не приходится — надо просто слышать друг друга. Любой партнер независимо от своей степени влюбленности в Ксению Раппопорт скажет о ней то же, что и я: она лучшая, удивительная, тонкая, глубокая, красивая. А в многосерийном фильме «Сделано в СССР» моя партнерша — замечательная, талантливая, красивая, настоящая женщина Мария Шукшина.

— Близок ли вам герой «Сделано в СССР» Николай Ветров по-человечески? Или это материал на сопротивление?

— Мы все выросли в определенной стране и по большому счету были счастливы. Кому побольше лет, ну, как мне, все это хорошо помнят. Одновременно — кто-то раньше, кто-то позже — уже понимали, что не все так гладко в нашем государстве. Не стоит советское прошлое определять однозначно: все было ужасно или, напротив, так прекрасно! Все было… К тому же жизнь человека по большому счету не приклеена ни к какому социуму, государству, политическому строю. Человек рождается, испытывает любовь родителей, любимой женщины или мужчины, детей, и эти чувства не соединены ни с чем — ни с социализмом, ни с капитализмом. Как мне кажется, в проекте «Сделано в СССР» есть живые люди, которые каким-то образом плывут и иногда выплывают в нашем СССР. Кто-то с чем-то не согласен, кто-то борется, кого-то пытаются сломать: Все равно через все это громадье произрастают цветы.

— Сразу трудно поверить, что такой фактурный, особенный актер Константин Лавроненко играет слесаря, да еще и любителя выпить. Что стоит за этим «хождением в рабочий класс»?

— Мой слесарь — специалист высокого разряда, способный делать все и на всех инструментах, уникальный профессионал, работает в НИИ. У него нет высшего образования, но он на все руки мастер. У нас таких вечных историй — замечательных придумок, изобретений — масса, только вот до их воплощения, что называется, руки не доходят. А мой герой может воплотить многие научные задумки своими умелыми руками.

— Не похож ли он на героя Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит» — тоже слесаря, который дружит с профессорами и академиками?

— Вообще никак — ни похожестей, ни параллелей. Может быть, когда фильм «Сделано в СССР» выйдет, кто-то увидит какую-то схожесть между моим персонажем и персонажем Баталова, но это далеко не факт.

— Почему в последнее время, когда актеры говорят об испытаниях во время съемок, то перечисляют, как они преодолевали физическую нагрузку, как плыли в ледяной воде и тому подобное?

— Испытание — эта та неизвестная территория, куда человек вступает и что-то узнает о себе новое. Вот это и есть испытание. Во время этого пути все время спрашиваешь себя: а могу ли я справиться с собой, преодолеть себя? И есть бытовой аспект: съемки — это временное, плотное пространство, в котором действуют совсем другие законы, чем в обычной жизни.

А наш организм устроен лениво: надо проснуться, потянуться, расслабиться, чайку попить, отдохнуть, подумать, поработать, потом вновь отдохнуть. А на съемочной площадке все по-другому, все перемешано и как в бою. Лично для меня самое главное — не врать самому себе. Вот снимают кадр, а ты чувствуешь: вышла лажа. Даже если все вокруг считают, что все отлично, я говорю: «Нет, давайте попробуем переделать».

В этой работе в телефильме «Сделано в СССР» пока нет глобальных проблем, ну, чтобы я не понимал своего героя или мы не понимали что-то главное вместе с режиссером. Конечно, работать можно только когда договорились «на берегу». Я сравниваю нас с альпинистами в горах. Они намечают маршрут, занимаются физподготовкой, продумывают снаряжение. Вот и в кино подготовка к работе — одна из важнейших частей успеха. Зарядились, запрограммировались, взяли что нужно и пошли. Дальше карабкаемся, карабкаемся, выбиваем колышки, поднимаемся не спеша, но в гору. Иногда понимаем, что не туда пошли. Но тем и ценнее путь, что в какой-то момент можно понять, где ошиблись, и изменить направление. Впрочем, это редко бывает, чтобы совсем заблудились.

— Для вас главное — не врать самому себе, быть правдивым. В кино вообще правда — самая большая ценность, только ее труднее всего добиться: Вот сейчас снимали кадр, когда ваш герой встречает героиню Марии Шукшиной с младенцем из роддома, а роддом заменяет средняя школа, то есть и атмосфера другая, и антураж другие.

— Что такое правда? Любое кино — это все равно вымысел, художественное произведение. Это все-таки взгляд одного человека — режиссера, — исходящий из его мироощущения, его понимания искусства, его эстетического вкуса. А во всем остальном режиссер пытается договориться с участниками съемочного процесса. Если подумать с позиции максималиста, изначально уже неправда, когда режиссер пытается навязать свое видение другим, пусть даже союзникам. Ведь каждый человек видит свое кино. Так что понимание правды применительно к кино весьма условно. Правда часто бывает проще искусства. Казалось бы, вот сняли документальное кино — и пожалуйста, вот она, действительность! Хотя тоже все относительно. Так, меня снимают как героя документального кино, а я скажу: «А нет, я по-другому шел и совсем другое видел перед глазами». Это будет моя правда, а у режиссера документального кино — другая, а у камеры вообще своя правда.

— У актера самый тонкий и сложный инструмент — его душа. Вы готовите свою душу к новой роли?

— Как можно готовить душу? Она есть в тебе, и как к чему-то готовить? Да и разве бывает, чтобы внутри все было чисто, светло? У нас всего там хватает: и красненького, и черненького, разумеется. Другое дело, что иногда мы говорим: «Черноты во мне нет, я белый и пушистый, а если и есть, то совсем немного, но я с этим справляюсь». Персонажи разные и истории разные. А артисты должны уметь (и в этом их отличие от других людей), не боясь ничего, на виду у всех вытащить вот это откуда то, а не то чтобы придумать, сыграть. Кто-то вытаскивает из себя, кто-то из других... Вытащить, не боясь самого себя, и смело посмотреть на это, а дальше признаться: «А ведь это я, а не дядя Петя и не мой герой Николай Ветров».

Когда это происходит, то по-другому сердце начинает стучать, реакция другая появляется. Очень сложно обозначить все то, что имеет отношение к душе и игре актера. Мой персонаж и я идем друг другу навстречу, он какой-то и я какой-то. Лично у меня, как правило, ближе к середине съемок происходит слияние с персонажем, когда я начинаю понимать, что внутри все заполнилось и сложилось. Почему-то не бывает так, чтобы я просто прочитал сценарий и сразу пошел к нему, за ним. Поэтому я готовлю не свою душу к роли, а просто размышляю, что же за человек мой герой, и какой я в его контексте, и как нам понять друг друга.

— А вы размышляли о том, что ваш герой Николай Ветров, возможно, сознательно не вступил в партию, не стал стукачом, не дослужился до начальников, чтобы остаться порядочным и относительно свободным человеком? Все-таки советская система только тогда давала людям возможность продвигаться по служебной лестнице, когда они были в ее услужении.

— Да какой же Ветров чистый человек?! Он регулярно уходит в запои. Другое дело, что есть любовь, и за свою любовь мой герой готов бороться до конца. Но он часто дает слабину. Он — не герой, который спасает весь мир или противостоит системе. Его обуревают обычные страхи, когда к нему, например, приходят кагэбэшники. Конечно, он может сказать одному из них: «Да пошел ты!», — но при этом понимает, что его разотрут в порошок, как, собственно, и бывало в действительности. Ветров — крепкий мужчина и крепкий человек. Но он не герой.

— Редкое качество для русского мужчины. У нас в основном женщины боролись за свою любовь до конца, а вот мужчины в этом смысле совсем не орлы! Уже за одно это качество — умение любить и защищать свое чувство — вашего Ветрова можно полюбить, не так ли?

— Во все времена ценилось мужское достоинство, честь и умение отвечать за свои слова и совершать поступки. В наше время это называется по-другому: ты крутой, сильный, волевой: и все в этом духе. Почему-то боятся говорить, как раньше: это человек чести, человек с достоинством. Но это временное явление.

— Наверняка в советские времена вы пытались каким-то образом отстоять свое «я», чтобы не быть как все.

— Не могу сказать, что я когда-либо был вольнодумцем или диссидентом. Детство мое было определенно счастливое, тогда как юность — буйная. Возможно, черты города Ростова-на-Дону отложили свой отпечаток на моей молодости — нечем было заняться, и мы играли на гитарах, ходили на дискотеки, дрались, вино пили. А вообще время было замечательное. Хотя мне трудно представить себе человека, который сказал бы, что когда он был молодой, то время было ужасное.

— Вы с такой страстью говорите о своей профессии, о работе над образами. А когда начинаете рассказывать о себе, то эта страсть куда-то уходит. То же самое я наблюдала у Владимира Машкова, с которым вы снимались в «Ликвидации» и в новом фильме «Обратная сторона луны». Но Машков прямо говорит, что он фанатик своей профессии и дорожит ею больше всего на свете, а ваша позиция пока неясна.

— Боже мой! Как же можно отделить одно от другого — профессию от семьи? Это же все вместе. А Машков навешал вам лапши — он в этом деле мастер, а все верят. У меня все взаимосвязано — одно черпается из другого: Другое дело, если человек уделяет меньше времени, например, своей семье, это не означает, что семья для него менее важна. Это вообще разные понятия — семья и работа, профессия и близкие люди. Я могу проводить меньше времени с родными людьми, но неужели из-за этого они станут мне менее дорогими? Конечно, есть профессиональные принципы, которые я буду отстаивать и никогда их не поменяю.

Но есть и другие ценности, как любовь, которую я не могу никуда деть и отодвинуть на второй план. Не могу же я не замечать, когда сидят рядом со мной, например, красивые женщины, вот как сейчас. Значит, день прожит не зря — во всех отношениях удался! А профессия… Ну вот провожу вас, выйду из своего вагончика и пойду поработаю. А бывают дни, когда только работаю. Так какой день лучше? Когда одна работа или еще судьба дарит общение с очаровательными людьми? Конечно, сегодня лучше! Так что я не фанатик, а нормальный человек.

Наше досье

Константин Лавроненко родился 20 апреля 1961 года в Ростове-на-Дону.

Окончил актерский факультет Ростовского училища искусств и Школу-студию МХАТ в 1985-м.

Работал в театрах «Сатирикон» и «Мастерская Клима». В кино дебютировал в мелодраме «Еще люблю, еще надеюсь» (1985).

Всемирный успех пришел к Константину после ролей в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003) и «Изгнание» (2007, приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале). В настоящее время много снимается в России и Европе.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11572
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7259
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6936
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6144
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6099
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?