05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ СЛАПОВСКИЙ: МЕНЯ ТОШНИТ ОТ СТВОЛОВ, ОХРАННИКОВ И "МЕРСЕДЕСОВ"

Телипман Юлия
Статья «АЛЕКСЕЙ СЛАПОВСКИЙ: МЕНЯ ТОШНИТ ОТ СТВОЛОВ, ОХРАННИКОВ И "МЕРСЕДЕСОВ"»
из номера 012 за 23 Января 2003г.
Опубликовано 01:01 23 Января 2003г.
Сериал "Остановка по требованию" смотрели, его героям сопереживали и домохозяйки, и школьники, и даже интеллектуалы с "верхним" образованием. Это, пожалуй, был первый отечественный сериал, сумевший заинтересовать столь разношерстную зрительскую аудиторию. После этого появилось его продолжение -"Остановка по требованию-2", потом "Пятый угол". Однако автор сценария Алексей Слаповский известен и как серьезный прозаик. Его перу принадлежат такие повести и романы, как "Искренний художник", "Закодированный", "Висельник", "Пыльная зима", "Вещий сон", "Анкета", "Гибель гитариста"...

- Алексей Иванович, в последнее время ходят слухи, будто вы насовсем вернулись в прозу и с телевидением больше не дружите. Или в вашем портфеле есть что-то для телеэкрана?
- Да, у меня готов сценарий нового сериала. Пока я не имею права говорить о нем, потому что в договоре написано примерно так: "молчи, пока не будет готово". Вот я и молчу.
- Ваш новый сериал будет похож на "Остановку"?
- Не совсем. Это будет своего рода "энциклопедия русской жизни". Там будет много всего. А то иногда смотришь сериал, и возникает ощущение, что в жизни, кроме криминальных разборок, больше ничего не происходит. Меня уже тошнит от стволов, охранников, офисов и "мерседесов".
- Именно этим вас не устраивает нынешнее телевидение?
- Мы не настолько богатая страна, чтобы выделить телеканал (как это делается в некоторых западных странах), на котором можно было бы экспериментировать. Поэтому абсолютно на всех наших каналах существует политика окупаемости сериалов, но коль они должны окупаться, то должны и нравиться очень большому числу зрителей. Вот ведь какой круговорот получается. Легко заметить, что большинство передач рассчитано на массовое потребление, и только один раз в два дня канал позволяет себе выпустить познавательную программу. Например, когда Дибров работал на НТВ, он вел "игралку" "О, счастливчик!" в прайм-тайм, а после полуночи "Антропологию". Но "Антропологии" не было бы без передачи "О, счастливчик!", которая зарабатывала деньги на "Антропологию".
- Но "Остановка" и "Пятый угол" имели самый высокий рейтинг среди массового зрителя...
- Конечно, мне не хочется признаваться, что я занимаюсь тем же делом, что и остальные мои коллеги. Я верю в то, что мне все-таки удается вместе с режиссерами делать нечто интересное как для неофитов, так и для образованных людей. Ведь интеллектуалы сериалы не смотрят. Более того, они даже Маринину и Акунина не читают. Сам к ним отношусь. Две книги Акунина по 50 страниц прочел, а на большее меня не хватило. Это книги для отдыха, а мне отдыхать некогда. Есть тут, конечно, и некоторые противоречия. Я стараюсь работать достаточно честно, рассказывать нормальные истории, в которых были бы живые люди, живые страсти, живые проблемы, но особенно не обольщаюсь и, естественно, сценарии оцениваю ниже своей прозы. Но я отдаю себе отчет в том, что мои книги не имеют такого успеха, как сериалы, поскольку они не рассчитаны на массового потребителя. У меня проза не сказать чтобы страшно трудная, но тем не менее головой надо поработать.
Однако большинство людей ленивы и нелюбопытны, кучу времени тратят на всякую жвачку. Массовый продукт - это предмет купли-продажи. Суррогат в определенном смысле. Если бы я сам не писал сценарии, то, наверное, никогда бы не смотрел сериалы.
- Суррогат, говорите, предмет массового потребления... Как можно так относиться к тому, что сами делаете?
- Очень даже можно. Надо просто четко сознавать, что массовая продукция - это не так плохо. Джинсы нужны? Весьма. Жвачка? Тоже иногда пригождается. Пиво? Некоторым даже очень, особенно с утра. Есть спрос, значит, будет предложение. К тому же давайте на минутку задумаемся: если писатель будет жить на одни гонорары с книг, он с голоду опухнет. Благодаря сериалам я существую. Не бог весть какие деньги, но жить можно. Вопрос-то не в том, сколачиваю ли я терем, баню или нужник, а в том, делаю это хорошо или плохо. Вот и вся моя задача - выполнить свою работу так, чтобы не стыдно было самому. Понимая тем не менее, что есть книга, с которой я могу нянчиться, и есть сериал, который необязательно и смотреть. Противоречие вроде бы есть, однако оно разрешается без хитростей. Сидят два человека, один занимается некоммерческой литературой, а другой пишет сценарии к сериалам. Спорят, кто из них лучше. Только я-то один. Вся моя сложность заключается в том, чтобы переключать мозги.
- Как вы считаете, есть своя специфика написания сценариев для сериалов?
- Я не могу монолог написать на 40 страниц: формат не велит. Монолог - три строчки, максимум четыре, если будет пять, режиссер начнет хвататься за голову, а актер просто не успеет выучить текст, потому что серию снимают за неделю. Многие вообще прямо с листа катают. Но, правда, мне повезло: режиссеры, с которыми мне довелось работать - Джаник Файзиев и Сергей Газаров, - халтуры актерам не позволяли.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников