Главная Работа 10:32 23 Марта 2012 3506
Но паровоз вперед лететь не хочет
Заметки на полях парадного буклета о работе РЖД
Яков Шаула

Когда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин в очередной раз приходит к государственным чиновникам просить денег на увеличение инвестиционной программы, он жалуется на сложную ситуацию в железнодорожной отрасли. Итоги деятельности его команды можно подвести, прочитав годовой отчет РЖД за 2010 год, в котором рисуется не очень-то оптимистическая картина состояния сети железных дорог. Мы взяли буклет о достижениях РЖД по итогам работы компании в 2003–2011 годах и внимательно вчитались.

Новые инвестиции

«В 2003–2011 годах объем инвестиций ОАО «РЖД» постоянно рос. За этот период капитальные вложения в ценах 2011 года превысили 2,9 трлн рублей. Инвестиционный бюджет 2011 года увеличился в 1,5 раза по сравнению с показателем 2004 года». Для сравнения авторы буклета приводят объем вложений в 1995–2003 годах, которые составили лишь 500 млрд рублей.

Масштабы инвестиций действительно впечатляют. Однако РЖД, по сути, являются государственной компанией, принадлежащей каждому гражданину России. При этом компания постоянно просит и получает деньги из «народного кошелька» – бюджета Российской Федерации. Вряд ли растущий поток денег, потраченных на содержание железных дорог, является показателем эффективности работы.

РЖД вкладывают эти средства в первую очередь в развитие и обновление инфраструктуры, в приобретение и модернизацию подвижного состава, говорится в буклете. Что же, давайте разберемся.

Новые скорости

В проекты развития высокоскоростного движения РЖД вложили 75,6 млрд рублей. На эти деньги были модернизированы существующие железнодорожные ветки между Москвой и Санкт­Петербургом, а также Санкт­Петербургом и Хельсинки. Но назвать это полноценным высокоскоростным движением нельзя: купленные в Германии и Франции дорогие высокоскоростные поезда «Сапсан» и Allegro, способные на специально созданной инфраструктуре развивать скорость до 350 километров в час, разгоняются максимум до 250 километров в час, да и то лишь на небольших фрагментах пути, а в среднем идут со скоростью лишь 200 километров в час.

Современные поезда в Европе и в Азии ходят со скоростью 350–400 километров в час и способны разгоняться до 580 километров в час. В России же проект высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт­Петербургом, которая позволила бы «Сапсанам» разгоняться до 400 километров в час, все еще находится в стадии обсуждения.

Новые вагоны

На обновление вагонного парка, устаревшего «морально и физически» во времена МПС, РЖД потратили 386,1 млрд рублей. На эти деньги купили и запустили 2,1 тысячи локомотивов, около 5,5 тысячи пассажирских вагонов, более 53 тысяч грузовых и 5,2 тысячи секций электричек.

Однако большая часть пассажирского подвижного состава, как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении, остается в ужасающем состоянии. РЖД пишут: «Первые (за восемь лет! – «Труд») успехи налицо: средний возраст вагона сократился на три года».

О проблемах износа вагонного парка РЖД говорят прямо: «ОАО «РЖД» и его дочерние и зависимые общества имеют дело со стремительно стареющим парком подвижного состава. Последняя инвентаризация парка показала, что в течение 2009–2012 годов из эксплуатации необходимо вывести (по причине технической непригодности) более 25% от текущего парка (615 тысяч вагонов), что, в свою очередь, требует инвестиций в поддержание парка в размере 65–80 млрд рублей», – говорится в отчете РЖД за 2010 год. Впрочем, описание состояния вагонного парка в мрачных тонах вполне понятно – чиновникам нужно дать понять, что у менеджмента РЖД много работы, на которую нужно дать еще денег.

Новые вокзалы

На модернизацию вокзалов монополия потратила за восемь лет 20,4 млрд рублей. Здесь описания достижений достаточно скромны: в 2003 году был открыт Ладожский вокзал, в 2007 году модернизирован Курский вокзал, «новые вокзалы постоянно открываются на небольших станциях».

Впрочем, планы РЖД по модернизации вокзалов, которые, по словам Якунина, являются лицом железных дорог России, гораздо более масштабные.

До 2015 года им нуж­но будет реконструировать «всего лишь» 340 вокзалов, в том числе 81 вокзал в 2010–2012 годах, потратив 30 млрд рублей и активно привлекая внешние инвестиции. Время идет, однако РЖД пока не докладывали об исполнении этой программы, ограничиваясь очередными громкими заявлениями о далеко идущих планах.

Новые тоннели и мосты

На реконструкцию искусственных сооружений направлено 152,6 млрд рублей, написали РЖД. Компания докладывает об открытии Северо­Муйского тоннеля в декабре 2003 года (год создания РЖД), перечисляет новые Лагар­Аульский, Большой Петлевой, Новороссийский тоннели, мосты через Обь, Амур.

В масштабности планов РЖД никто не сомневается, однако по итогам восьми лет работы искусственные сооружения по­прежнему остаются одним из самых больных мест инфраструктуры российских железных дорог. Более 30% искусственных сооружений были спроектированы и построены еще в царской России и остаются опорными точками инфраструктуры и сейчас. «На 1 января 2010 года износ искусственных сооружений составляет 76,2%. В эксплуатации на главных железнодорожных направлениях находятся сооружения, построенные в период с 1861 по 1907 год. Они предназначались для существенно меньших поездных нагрузок, чем те, которые действуют сейчас», – говорится в том же отчете монополии за 2010 год.

Новая транспортная инфраструктура в Сочи

РЖД – отличник олимпийской стройки, они строят дороги с опережением графика и уже потратили для подготовки Олимпиады в 2014 году 221,2 млрд рублей.

Главный проект – объединенная автомобильная и железная дорога Адлер – Красная Поляна стоимостью 265 млрд рублей, говорится в буклете. Впрочем, сколько же на самом деле стоит проект, так и остается непонятным: сначала Якунин сообщил, что проект удалось удешевить до 227 млрд рублей, но теперь в высказываниях топ­менеджмента компании фигурирует цифра 241 млрд рублей.

Также РЖД готовят еще пять сочинских объектов, инвестиции в которые составят 260 млрд рублей.
Впрочем, авторы буклета умалчивают о том, что строительство олимпийских объектов для РЖД чрезвычайно выгодное дело, ведь сама монополия не тратит ни копейки. РЖД здесь является лишь исполнителем заказа государства, а строительство ведется исключительно на средства федерального бюджета.

Новые технологии

РЖД, в хозяйстве которых еще остались мосты, построенные в XIX веке, конечно же, не могут не считаться инновационной компанией. В 2010 году в инновационное развитие было вложено 5,75 млрд рублей, говорится в буклете. В качестве своих инновационных достижений РЖД называют «высокоскоростное движение, двухдизельные тепловозы, передовые разработки при укладке путей, спутниковая навигация на поездах».

Впрочем, для того чтобы Российские железные дороги действительно совершили инновационный скачок, необходимо хотя бы запустить настоящее высокоскоростное движение, но тогда скромной суммой 5,75 млрд рублей вложения РЖД вряд ли ограничатся.

Новые транспортные коридоры

Похоже, что единственный проект, которым РЖД могут похвастаться в этой сфере, – это развитие железнодорожных направлений, соединяющих Кузбасс и морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей.

В то же время транспортный коридор Кузбасс – морские порты вряд ли можно назвать «новым», если учесть, что как Кузбасский угольный бассейн, так и выходы к морю российская экономика получила в наследство от советской. Однако при этом РЖД умалчивают о другой огромной проблеме, о которой топ­менеджеры постоянно рассказывают чиновникам. За восемь лет работы менеджмент Якунина так и не смог решить проблему «узких мест» на сети и постоянно запрашивает на их «расшивку» все новые и новые средства. К концу 2010 года длина «узких мест», которые ограничивают пропускную способность железных дорог и не позволяют вывезти нужный объем грузов, составила, по данным Института экономики развития транспорта, 5462 км, причем, несмотря на дополнительные инвестиции, в 2011 году их длина не уменьшилась, а выросла до 6145 км. Если в решение этой проблемы не вложить 600 млрд рублей, то к 2015 году их протяженность вырастет до 13 316 километров, а объем невывезенных грузов составит 230 млн тонн, напугал правительство в конце прошлого года старший вице­президент РЖД Вадим Михайлов. Вряд ли стоит говорить о создании «новых транспортных коридоров», одновременно жалуясь на сужение старых и собственную неспособность их расширить.

Новый пригород

Список достижений РЖД за восемь лет работы в пригородном транспорте звучит для большинства из 8,7 млрд пассажиров электричек, перевезенных за те же восемь лет, скорее как оправдание. В покупку новых электричек РЖД вложили за это время 60 млрд рублей, говорится в буклете. С 2003 года РЖД закупили 5,2 тысячи электричек. Но с 2003 года обновлено явно не 100% парка электричек: по данным сайта РЖД, компания владеет 15 600 вагонами электричек. Модернизация же существующих вагонов идет очень медленными темпами: за 2010 год было модернизировано всего девять секций.

Вместе с тем ведомство оглашает далеко идущие планы и здесь: РЖД и немецкий машиностроительный концерн Siemens подписали контракт на совместное производство комфортабельных поездов «Ласточка»: 1200 вагонов будет поставлено уже к 2020 году.

«За восемь лет своей деятельности мы вложили около 2 трлн рублей в 10 ключевых направлений развития российской железнодорожной отрасли. Но в одной брошюре невозможно рассказать обо всем, над чем мы работаем», – этими словами РЖД завершают свой победный отчет, давая ссылку на официальный сайт компании.

Когда Якунин в очередной раз пойдет рассказывать чиновникам о необходимости господдержки, а Михайлов – жаловаться на узость транспортных коридоров, им явно стоит взять эту брошюру с собой. В правительстве обязательно должны вспомнить о том, как много потратили РЖД за последние восемь лет, и дать еще.

А Минтруд предложил запретить мигрантам менять указанных в патенте работодателей

Александр Киденис
Труд
Пошел работать на стройку - в курьеры идти не моги! Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Росстат подсчитал, что средняя заработная плата в стране выросла до 73 709 рублей, прибавив 14% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно айтишный журнал «Хабр Карьера», проанализировав заработки...

Власти неспешно начали реагировать на трагедию в «Крокус Сити Холле». Но удастся ли при такой политике предотвратить новые угрозы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Нас убеждают: мигранты - наши трудовые помощники, без них Россия никуда. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

На дорогах в Москве усиленные наряды полиции. Сообщения в СМИ и ролики в Сети свидетельствуют о том, что многие мигранты спешно покидают Россию до лучших времен. В Госдуме на рассмотрении находятся...

Доклад необходимо представить до 1 мая, далее – один раз в квартал

Фото: Kremlin Pool/via, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил регионам в приоритетном порядке направлять на зарплаты медикам средства, полученные через обязательное медицинское страхование (ОМС). Об этом сообщает пресс-служба Кремля в перечне поручений. «Рекомендовать...

Жители Москвы начали публиковать заявления о готовности занять беседку для шашлыков за деньги

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Люди, готовые за деньги занять беседку для шашлыков, активизировались в Москве с приходом весеннего тепла. Об этом свидетельствуют данные сайта по продаже и покупке вещей и услуг «Avito». Стоимость услуги начинается от 300-400...

Грядет «революция зарплат». СВО исчерпала готовность россиян к дешевому труду

Александр Киденис
Труд
На фронте СВО средний заработок российского бойца можно оценить в 600-800 тысяч рублей в месяц. Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В канун Первомая в Москве состоялось первое заседание Общественного совета президентской образовательной программы «Время героев» для участников и ветеранов спецоперации. Напомним, что программа создается на базе...

День работника электронной промышленности будет отмечаться ежегодно в первое воскресенье октября

Фото: Ingram Images, globallookpress.com

В России учредили новый праздник — День работника электронной промышленности. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ. Согласно подписанному премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановлению, праздник будет отмечаться ежегодно...

Наиболее разрушительными для здоровья оказались «свободный режим» и ненормированные смены 

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Американские ученые подвели промежуточные итоги исследования режимов работы и их влияния на здоровье людей, которое длилось три десятилетия. Исследование началось еще в 1979 году; к своей работе исследователи привлекли 12,5 тысяч добровольцев,...

Ранее Дмитрий Песков рассказал, что Путин, находясь на главном государственном посту, работает практически круглосуточно

Фото: www.kremlin.ru

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков ответил на вопрос, имеет ли женщина шанс стать президентом России. В беседе с журналистами он отметил, что Конституция нашей страны никак не ограничивает права россиянок в этом вопросе. В...

Документ предписывает уволить солдат, матросов, сержантов и старшин, чей срок службы по призыву истек

Фото: Elena Mayorova, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве в вооруженные силы с понедельника, 1 апреля, по понедельник, 15 июля. Об этом сообщает пресс-служба официального интернет-портала правовой информации. «Руководствуясь Федеральными...

По словам Игоря Краснова, первоначально обращения касались недостатка обмундирования или невыплаты денежного довольствия

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил, что в ведомство поступают сигналы о нарушении прав участников спецоперации (СВО), их немало, в последнее время много обращений по задержке с выплатами после ранений. Об этом сообщает журналист Павел...

Весенняя призывная кампания – 2024, как и обычно, пройдет с 1 апреля по 15 июля 

Фото: www.mil.ru

Новобранцы, призванные на срочную службу в ходе предстоящей весенней кампании, не будут привлекаться к участию в спецоперации. В этом в ходе интервью газете «Красная звезда» заверил россиян начальник Главного организационно-мобилизационного...

По данным ведомства, в Москве более 100 тысяч доставщиков на велосипедах и самокатах

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В Москве введут единый стандарт работы курьеров. Как сообщает «Ведомости», об этом заявил вице-мэр и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. «Для самих...

В ближайшие годы отечественной экономике придется жить с серьезным дефицитом кадров, предупредил глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин, выступая в четверг, 4 апреля на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России, сообщил, что в ближайшие годы отечественной экономике придётся жить с ощутимым дефицитом кадров. Для его преодоления,...

Ранее СМИ сообщали, что в ночь после теракта в «Крокус Сити Холле» представители различных ведомств до самого утра делали президенту доклады 

Владимир Путин в рабочем кабинете. Фото: www.kremlin.ru

Глава российского государства Владимир Путин в некоторых случаях приезжает в Кремль не с утра, а поздним вечером, чтобы не создавать в городе пробки и не доставлять лишнего дискомфорта водителям. Об этом в понедельник, 1 апреля рассказал пресс-секретарь...

Им предлагается запретить менять в России место жительства, управлять транспортом, приобретать имущество и вступать в брак

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На рассмотрение депутатов Государственной думы внесен законопроект, предлагающий ввести новый режим высылки нелегальных мигрантов с усилением контроля. Документ размещен в базе данных нижней палаты парламента. Законопроектом предлагается дополнить...

Причина – «ненадлежащий контроль» за проведением экзаменов по ряду дисциплин для иностранцев

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

От занимаемой должности освобождена ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства образования и науки РФ. «Наталья Сергеевна Трухановская...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?