Новости
Главная Культура 09:07 23 Сентября 2011 5006
Лев Дуров: «Актер — мужская профессия. От женщин — интриги, зависть, коварство»
На свой скорый юбилей знаменитый актер и режиссер Лев Дуров устроит «Бурю»
Анжелика Заозерская

— Лев Константинович, часто ли вам приходилось идти на компромиссы, соглашаться против желания?

— Когда тошнит, то отказываюсь. Иногда — увиливаю, говоря, что сейчас очень занят. Резко разговаривать смысла нет. К тому же у меня такая профессия — раз откажешься, два откажешься, а потом скажут: «Дуров все время нос воротит, не будем ему ничего предлагать». Хотя некоторые телеканалы поступают так бестактно, так все перевирают, говоря обо мне, что пропадает желание с ними работать. А вообще я мужчина очень контактный, полностью открытый. Хотя и росточка небольшого — метр шестьдесят, но никогда не прячусь в кусты. На презентации одного фильма, в котором я снимался, один молодой, красивый и высокий партнер сказал: «У Дурова — одни крупные планы, а у меня и других актеров самый крупный план — ширинка, лицо же никому не нужно». Но замечу, что в театре я чаще вступаю в конфликты, чем в кино.

 — Можете даже употребить ненормативную лексику?

— А как же?! При советской власти была такая поговорка: мат и диамат — грозное оружие в руках пролетариата. Ненавижу, когда со сцены или с экрана матерятся, и никогда бы себе этого не позволил. Но в жизни, как правило, от бессилия, могу сорваться. Хотя актеры на меня не обижаются и считают мою матерщину рабочим моментом. В свое время провел много времени на голубятне и там получил весьма серьезное по части мата образование. На голубятне собиралась как вся интеллигенция района, так и разная шпана, вплоть до воров. Иногда в театре хочется устроить голубятню и хорошенько кое-кого разогнать.

— Кого же надо гнать в первую очередь?

— В Древней Греции женщин не пускали в труппу, а все роли играли мужчины. Это продолжалось и потом, при Шекспире. А все для того, чтобы интриг в театре не было, зависти, коварства. Мужикам чем и зачем интриговать? В Театре на Малой Бронной всегда была традиция, согласно которой молодые актеры сразу получали большие роли. Да и я уступал место молодым, понимая, что от смены поколений никуда не деться. Хотя стариков еще играл, когда учился в Школе-студии МХАТ, и как говорят, играл очень хорошо, и мне не надо было резко менять амплуа. Я никогда не претендовал на роль Гамлета, потому что понимал — ну не принц я датский. Даже если бы в свое время Анатолий Эфрос (режиссер, руководитель Театра на Малой Бронной, впоследствии Театра на Таганке. — «Труд») сказал мне: «Лева, ты будешь играть Гамлета», я бы отказался. Было много экспериментов, когда маленького роста актеры играли Гамлета, но ничего путного из этого не вышло. Все равно у каждого нормального человека такое представление, что Гамлет — это Смоктуновский или Лоуренс Оливье, и никуда от этого не деться. В «Гамлете» мне играть разве только Могильщика, но при этом так играть, чтобы сам Иннокентий Михайлович Смоктуновский сказал: «Ну, Могильщика, конечно, пусть играет Дуров, а мне скромно Гамлета оставьте».

— Кстати, в современной версии Юрия Кары «Гамлет XXI века» Могильщика играет Армен Джигарханян. Как вы относитесь к вольному прочтению классики?

— Не понимаю этих перевертышей. Сейчас в постановках преобладает форма, а содержание уходит. При этом режиссеры не знают элементарной азбуки. Станиславский создал театральную систему Менделеева, а над ней теперешние умники смеются. Видел, как «Гамлета» играл в Германии Театр Голубых, есть там такой. Офелия у них — маленькая сисястая девка, бегала по сцене, тряся грудью и жопой. Если и были овации, то я не за такие овации. Или видел, как играли «Отелло» в шинелях. Да вы сыграйте по Шекспиру, то есть покажите, как ревность побеждает все на свете. Ревность, как и любовь, делает из людей сумасшедших, безумцев, преступников. Мы влюбляемся и крушим все на своем пути — семьи, дома, страны.

— Любовь — разрушительна?

— Любовь и созидает, но больше все же разрушает. Вот мы с вами сидим, и вдруг, допустим, я влюбился в вас, а вы в меня. Но: у вас — муж и двое детей, а у меня жена и тоже двое детей. А если поведемся на зов любви, то сколько людей сделаем несчастными: детей, родителей, жен?

— Лично вам удалось уберечься от всепоглощающей любви?

— В том-то и весь ужас, что от любви никуда не убежишь. Ромео сначала страдал из-за чувства к женщине-вамп — Розалинде, бродил по оливковым рощам, стараясь ее забыть, а когда однажды увидел на балу простую девочку Джульетту, то Розалинда моментально испарилась, как призрак. Вот так оно и бывает — повернул голову, и опа — попался. Любовь случилась, а вместе с ней начались беды.

— Фильм «Успех» с Леонидом Филатовым и вами в том числе — о нелегкой судьбе актеров. Следует ли отсюда вывод: актерская профессия — трагическая печать на человеке?

— Могу сказать точно: актер — мужская профессия. Если бы она была женская, то не умерли бы на сцене Москвин, Добронравов, Хмелев, Андрюша Миронов. Эти доски, которые называются сценой, требуют колоссальных затрат, включая здоровье. А тот, кто жалеет себя, бережет, для меня — не артист. И ни для кого не артист. Сейчас многие начинают хныкать: «Вот, я — любимый артист, столько сделал для народа, а теперь в таком плохом материальном положении». Но, уважаемый, разве в то время, когда ты играл, народ бездельничал? То, что мы на торчке, на виду, еще ничего не значит. Еще неизвестно, кто на Земле больше трудится и делает полезного: актер или шахтер? У летчиков-испытателей есть страшный пункт, который заносится в контракт: гибель. У актеров тоже есть такой роковой пункт — зрительское забвение, хотя в контракте он не значится. Но каждый актер должен знать: как только он исчезает с экрана или сцены, то его больше нет. То есть физически он, слава богу, есть, становится рядовым пенсионером, таким, как все мы. Но нечего при этом трезвонить всем о своих бывших заслугах: для публики ты умер. Особенно в наше жесткое время. Я не могу интересоваться каждым актером — у меня своя жизнь, свои роли. А вот пишут: «Актриса умерла одна, всеми забытая, голодная». Чтобы не чувствовать себя одиноким на пенсии, для этого нужны родные, близкие, внуки и хорошие с ними отношения. Еще не выношу, когда актеры начинают жаловаться — вот, я прославился в какой-то роли, ну, пил, ну, деньги не считал, и что же мне не помогают, кредиты не дают, квартиру не расширяют?

— Есть какая-нибудь закономерность, кому следует в первую очередь остерегаться забвения? Или все — в руках судьбы?

— Забвение всех подстерегает. Спросите на улице: «Кто такие Москвин, Эфрос, Тарасова?», и ответом на 99 процентов будет молчание. Комиков помнят дольше. Есть такой анекдот: «Трагик и комик сидят в кабаке и пьют. Трагик говорит: «Не берут — забыли..." А комик отвечает: «Не берут, б…ди, помнят!» Натворил этот комик, наверное, немало чего, за что его помнят.

— Чувствуете реальную преемственность с легендарными цирковыми дрессировщиками Дуровыми, в родстве с которыми состоите?

— Надоело об этом говорить — в Англии мне дали звание трагического клоуна. Это лучшее мое звание. Не знаю, генетически мне это передалось или как. Я легко играл и трагические роли, и комические: Когда играл в спектакле по Брехту, то женщина на весь зал закричала: «Ой, я описалась от хохота!» Это была хорошая реакция, красивая даже. Сыграл очень много и русской, и зарубежной классики. Но мой любимый автор — Достоевский, потому что он — вздернутый, нереалистичный, по сути своей — театральный. В его литературном письме много неправильного, даже неграмотного, но ни одного слова не выбросишь. Другой вопрос — кто сегодня идет нам на смену? Трудно сейчас обстоит дело с подготовкой актеров. Вот это платное обучение в театральных вузах — погибель, бич. Когда я был главным режиссером, то посмотрел очень много начинающих актеров — и из 200 взял в труппу только троих. Все остальные были с платных курсов и ничего не умели. Я говорил бедным ребятам: «Передай большой привет своему педагогу за то, что он взял у тебя бабки, нажился на тебе и тебя же обрек на верную гибель».

— Какие у вас отношения с Олегом Павловичем Табаковым, с которым вас связывают общие педагоги и одна Школа-студия МХАТ? Не завидуете его успешности, молодой жене?

— Да вы с ума сошли — какая может быть зависть? Однажды с Олегом у меня было недоразумение, но я даже ничего не стал выяснять по этому поводу. Хотя, наверное, должен был спросить: «Лелик, а вот объясни, что это было?» Но подумал, что Лелик, как кот Матроскин, как-то бы выкрутился и что-то придумал: Табаков — человек хитрый и, бесспорно, умный. А актер он просто замечательный! Что нам говорить про Табакова? Он принадлежит к той же высокой касте, что и Никита Михалков, и особо этого не скрывает, часто об этом сам говорит. Но мне такая жизнь, как у них, не нужна. Заявлять во всеуслышание: «Я — самый богатый актер» — нехорошо, бестактно и, простите, неинтеллигентно. А уж тем более говорить об этом студентам: «Вот когда достигнете моего уровня, тогда...» Что тогда? Ну что тогда? Господь уберег меня от зависти. Еще я умудрился ни у кого ничего не просить. Ни у людей, ни у государства не просил. Это дает мне право считать себя абсолютно свободным человеком. Да и терять мне нечего, кроме своих мозолистых рук. Впрочем, их я тоже не боюсь лишиться.

— Ощущение свободы сделало вас смелым, дерзким, бесстрашным?

— Это точно. Иногда такое ляпал, что некоторым было дурно. Во времена Брежнева сказал по телевизору, что у меня есть два государства: одно — мое личное, а второе — где я живу. И добавил: первое мне ближе и дороже. А второе — чуждое мне, и во втором, которое зовется державой, ничего от меня, Левы Дурова, не зависит. В этой державе все давно договорено, решено, продано. И зачем мне в его дела соваться?

— Тем не менее почти все любимые народом артисты пытались помочь своему народу — у знаменитости больше возможностей.

— И я пытался. Давным-давно был депутатом местного совета — выбрали помогать людям. А я никогда не был членом никаких партий. И когда я депутатствовал, со мной случилась смешная история. На прием приходит женщина и говорит: «Нас выселяют из дома, и мне дают однокомнатную квартиру, хотя мои дети — разнополые. Помогите!» Я даже не понял — что такое разнополые? Потом догадался, что это когда разные письки. Женщина стала плакать: «Милиция сказала, что выгонит нас на улицу в пятидневный срок». Я посмотрел в книжечку с правилами и прочитал: «Женщине по метражу не полагается двухкомнатная квартира». Но решил дать бедняжке напоследок совет: «Когда милиция придет вас выселять, то вы с разнополыми детьми орите в окно: «Люди, помогите, нас выселяют». Через несколько дней вызывает меня председатель райисполкома Шолохов и говорит: «Дуров, что вы делаете?» Я спросил: «Что я натворил на этот раз?» И слышу: «Женщина орала в окно: «Вы знаете артиста Дурова? Вот он, артист Дуров, сказал, что вы мне поможете, разгоните милицию и дадите мне двухкомнатную квартиру!» В результате женщине таки дали двухкомнатную квартиру. И я тут же отдал свой мандат. На этом моя депутатская миссия завершилась. Все-таки я рад, что однажды помог женщине с разнополыми детьми. Да и сам узнал, что значит слово «разнополые». Какие все-таки придурки были в нашем правительстве, что придумывали такие определения.

— Лев Константинович, у вас такая сильная энергетика, такой заряд бодрости!

— Какой заряд? Это агония! Просто живу себе и играю по системе Станиславского. По Станиславскому анализирую психологические ситуации между людьми. Вот разберу нашу ситуацию: у вас желание — как можно больше вытянуть интересного из актера Дурова. А у меня задача — ответить на ваше желание и в то же время не быть фамильярным, грубым, пошлым, не оскорбить ваших журналистских помыслов. Поэтому актеры должны быть очень хорошими психологами.

— А среди молодых актеров есть хорошие последователи системы Станиславского?

— Володя Машков — замечательный актер и режиссер хороший. Кстати, я снимался в его фильме «Сирота Казанская». Пытался предупредить Машкова: «У вас, Володя, могут быть неприятности из-за того, что взяли меня на роль — ведь я Дуров». Володя ответил: «Плевать мне на это. Я выбрал вас, и это мое решение». Уж не знаю, какой системой пользуется он в своей игре, но актер он от Бога. Евгений Миронов — тоже сильный актер, правда, в некоторое время стал повторяться. Но его работа в фильме Хотиненко «Достоевский» очень убедительна.

— Сейчас все больше замечательных актеров увлекаются политикой, идут на выборы. Верите, что ими движет не тщеславие и не корысть?

— Когда меня заставляли вступать в партию, то я говорил: «Нет, потому что не согласен в вами, с коммунистами». На вопрос «Почему не согласен?» со свойственной мне дуростью говорил: «Да потому, что вы все врете и перевираете». Некий Бугаев в райкоме партии все время меня пытался сделать идейным и воспитывал, направлял на путь истинный. Однажды я ему задал прямой вопрос: «Вот я, безграмотный пацан, сижу на голубятне и слышу — звучит странная, но потрясающая музыка. Потом я узнал, кто это написал. А вы тогда этого композитора гнобили, с грязью смешивали. А через десятки лет объявили, что этот композитор — гений. Я же знал, что он гений, будучи еще на голубятне, безграмотным пацаном. И как я могу вам верить? Разве можно вам верить и за вами идти? Этот композитор — Шостакович». Но больше всего не давало мне покоя вот какое обстоятельство: у меня никогда не спрашивали, когда я поднимал руку «против», — почему я это делаю? Никого не интересовало настоящее мнение людей. Ну и не хочу быть в стаде или в толпе. У меня свое мнение, свое отношение ко многим вещам, как человек имею на это свое право.

— Тем не менее вы не отказались от звания народного артиста СССР.

— Да потому, что к 1990 году партийные артисты все вымерли, и остались одни баламуты. Играл я много. А им надо было каждый год раздавать звания. А вот предыдущий приказ, о присвоении мне звания заслуженного артиста, пролежал три года под сукном, опять же из-за моего дурного языка.

— Смелый вы.

— Да не смелый, а безрассудный — сначала делаю, а потом соображаю, и бывает, что жалею о сделанном. Как-то в Ялте, во время сильного шторма, спас одного человека. В джинсах плюхнулся в воду и поплыл за утопающим, а когда начал его тащить за собой, услышал рядом мотор. В результате нас обоих спасли спортсмены на лодке. На следующий день подошла ко мне женщина и сказала: «Вы спасли моего мужа, вот вам в подарок его книжка». Когда я прочитал несколько страниц книги, то с ужасом подумал: «Что я наделал, зачем спас этого писателя, будь он неладен? А так, столько бы людей спас от кошмара — читать его графоманские произведения».

Резюме «Труда»

Лев Дуров, актер

Родился 23 декабря 1931 года в Москве.

Учился в Школе-студии МХАТ, окончил в 1954-м.

Служил в Центральном детском театре, «Ленкоме». С 1967 года Лев Дуров играет на сцене Театра на Малой Бронной. В его фильмографии больше полусотни ролей, среди которых роли в сериалах «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Бандитский Петербург» (2001), фильмах «Аленький цветочек» (1977), «Мастер и Маргарита» (1994).

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9020
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4364
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?