Уже по традиции Патриарх Алексий возглавит 25 января Божественную Литургию в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Широко отмечается этот день и как студенческий праздник, поскольку святая Татиана считается небесной покровительницей и Московского университета, и всего российского студенчества. Однако происхождение такой традиции достаточно таинственно.

- Почему именно эта святая стала символом нашего студенчества? - спрашиваю я настоятеля храма святой Татианы протоиерея Максима Козлова. - Как случилось, что ее имя носит ваш храм?

- Обычно объясняют, что именно в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. И якобы Иван Иванович Шувалов, предложивший императрице сей указ, выбрал такую дату потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета - Татианинский храм - главный российский вуз - Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой версии есть очевидные натяжки. Начать с того, что храм Татианы освящал митрополит Платон в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Шувалова в живых не было. Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.

- Да ведь и в этот день поминаются несколько святых.

- Тем не менее была выбрана мученица, о которой мы и знаем-то не так много. Но если вдуматься, то выбор тот окажется наполнен немалым смыслом. Девица Татиана жила в Риме в III веке, была диакониссой. Это такой древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Она исповедала себя христианкой и после страданий приняла мученическую кончину.

- И что же в этом житии связывает Татиану с нынешними студентами?

- Так вот о том, существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире - между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь . интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Это очень важно и глубоко поучительно. Во-вторых, Татиана была девицей, то есть явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия, что куда как актуально для нынешней молодежи да, пожалуй, и для всей интеллигенции. Ведь если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками. И последнее. Ее мучитель, римский император Александр Север, был, можно сказать, религиозным глобалистом той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи. И, по сути, предложил: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос - "один из". Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма - вот путь святости, который тоже столь важен сегодня. Вот почему, думается мне, и прочтется житие святой Татианы не без пользы всеми, для кого смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.

- Спасибо, отец Максим, с праздником!

Валерий Коновалов