Самым громким событием пятницы, 24 мая в российской столице стало землетрясение, которое вызвало у многих горожан панику и заставило сотни людей эвакуироваться из офисов.
По данным станции Геофизической службы РАН, магнитуда подземных толчков, зафиксированных в столице, составила 3-4 балла. Тем не менее, стихия не причинила серьезных разрушений и не покалечила людей. В числе неприятных последствий можно назвать появление трещин в здании завода «Компрессор», расположенном на 1-й улице Энтузиастов, и трещины на фасаде жилого дома № 4 на Лесной улице, недалеко от Белорусского вокзала. Известно также, что на Лесной произошел провал асфальтового покрытия на площади в 15 квадратных метров.
Специалисты сходятся во мнении, что толчки, напугавшие жителей столицы, стали отголосками серьезного землетрясения в Охотском море. Его магнитуда составила 8,2 балла, а «эхо» докатилось до Москвы и других городов европейской части России.
Разумеется, в Москве, Подмосковье и соседних регионах землетрясения – явление не характерное. То ли дело Алтай, Кавказ, Дальний Восток и Восточная Сибирь. Событие 24 мая 2013 года, по данным сейсмологов, стало четвертым землетрясением в европейской части страны за последние 73 года.
Тем не менее, история помнит несколько дат, когда жителям и гостям столицы приходилось пережить тревожные минуты «труса земного»: так землетрясения именовали в древности.
1 октября 1446 года
В этот день произошел первый в Москве случай «труса», о котором у ученых имеется достоверная информация. О нем упоминает в знаменитом труде «История государства Российского» выдающийся литератор и историк Николай Карамзин.
«В шестом часу ночи поколебался весь город, Кремль и посад, домы и церкви; но движение было тихо и непродолжительно: многие спали и не чувствовали оного; другие обеспамятели от страха, думая, что земля отверзает недра свои для поглощения Москвы», – пишет Карамзин в третьей главе 5 тома.
Шок от пережитого оказался настолько силен, что несколько последующих дней горожане говорили исключительно о непонятных толчках. Многие переживали, что такое событие может являться дурным предзнаменованием. Тем не менее, особых неприятностей за землетрясением не последовало; даже наоборот – московскому князю Василию II Темному в этот же день удалось освободиться из плена казанского хара Улу-Мухаммеда.
14 октября 1802 года
Расказал Николай Карамзин и о событии, которое произошло уже при его жизни.
«Удары были чувствительнее всего в высоких домах; почти везде качались люстры, в иных столы и стулья. Многие люди, не веря глазам, вообразили, что у них кружится голова. Работники, бывшие на Спасской башне, уверяют, что стены её тряслися», – написал историк в своей статье для журнала «Вестник Европы».
По оценке специалистов, магнитуда тогдашгего землетрясения составила около пяти баллов. Один за другим последовали два толчка, шедших с востока на запад. Все действо заняло около двадцати секунд.
Однако, как и событие 2013 года, особого вреда городу и его жителям стихия не причинила, – разве что в одном из погребов дома в Большом Харитоньевском переулке треснула стена. Правда, вскоре после землетрясения началось наполеоновское нашествие, и многие граждане, верящие в мистические события, решили, что землетрясение как раз и стало предвестником войны и московского пожара 1812 года.
Любопытно, что в столице, в районе Огородной слободы, проживало в те времена семейство Пушкиных. Будущему поэту Александру Сергеевичу тогда было три года. Однако удивительное природное явление произвело на него большое впечатление: известно, что в этот день маленький Пушкин гулял в Юсуповском саду, и там его застали подземные толчки, сильно напугавшие мальчика.
10 ноября 1940 года
В румынском уезде Вранча, расположенного в Восточных Карпатах, произошло очень сильное и разрушительное землетрясение: мощность его в эпицентре составила 7,4 балла по шкале Рихтера. В самой Румынии погибло около тысячи человек, а отголосок стихии, как и в 2013 году, докатился до Москвы, спровоцировав толчки силой примерно в три балла. «Дрожь земли» ощущалась и на всей остальной территории Восточно-Европейской равнины.
28 декабря 1945 года
За несколько месяцев до окончания Великой Отечественной войны до Москвы докатились отголоски еще одного сильнейшего землетрясения, случившегося в районе Антарктиды, немногим южнее Австралии. Как позже сообщили ученые, толчки сместили в столице почву на 114 микронов – это около 0,114 миллиметра.
4 марта 1977 года
В эпоху Брежнева в Москве произошло самое сильное землетрясение – около четырех баллов. Как и в сороковом году, оно тоже было спровоцировано землетрясением в уезде Вранча. Тогда в Румынии погибло свыше полутора тысяч человек; толчки 1977 года до сих пор считаются самыми мощными и разрушительными за всю историю этого государства.
В Москве же, по воспоминаниям очевидцев, колебания сильнее всего ощущались в высотных зданиях. Так, в главном здании Московского университета их магнитуда составляла почти 7 баллов. Кстати, именно в МГУ находился и единственный пострадавший от этого землетрясения москвич: один из сотрудников университета, не удержавшись, вследствие подземного толчка упал со стула.