Трагедия произошла 16 августа, когда в небе над Жуковским «Русские витязи» на пяти Су-27 отрабатывали фигуры высшего пилотажа. Около 13.15 после выполнения всех фигур высшего пилотажа «Витязи» стали перестраиваться в небе для возвращения на базу в Кубинке.
— Самолеты распределились попарно на ведущего и ведомого и разогнались до 700 км/час, — заявил «Труду» один из пилотов ВВС. — Одну из пар вела двухместная «сушка» с начальником Центра показа авиатехники ВВС Игорем Ткаченко и вторым пилотом Игорем Куриленко, а за ним летел на одноместном Су-27 Виталий Мельник.
После перестроения ведомый Су-27 немного отстал от головного и, когда попытался его догнать, не удержал дистанцию, и самолеты столкнулись. Пилоты обоих истребителей катапультировались, но у Ткаченко не раскрылся парашют, и он разбился. У Куриленко врачи диагностировали сотрясение мозга и перелом ноги. Мельник отделался легкими ушибами. Самолет Ткаченко упал в поле около деревни Малахово и никому не причинил вреда. Второй истребитель рухнул на садовое товарищество в деревне Белозериха, после чего там загорелись несколько домов. Пять дачников получили сильные ожоги. Больше всего пострадала 50-летняя Ольга Елизарова, которая скончалась 21 августа в больнице.
После трагической гибели своего командира Игоря Ткаченко «Витязи» отказались от участия в МАКСе-2009, но, как сказали «Труду» в главном штабе ВВС, затем летчики все же решили в день закрытия авиасалона 23 августа отдать почести погибшему коллеге своим традиционным способом — поднявшись в небо. Без командира «Витязи» не стали включать в свою программу ничего сложного, просто промчались над зрителями, но это был самый трогательный момент за все время работы авиасалона.
Следствие
Главная версия — ошибка пилотов
Официальные результаты расследования причин катастрофы, произошедшей 16 августа во время генеральной репетиции пилотажных групп перед открытием авиасалона МАКС-2009, до сих пор не озвучены. Комиссия ждет результатов расшифровки «черных ящиков» обоих истребителей и заключения экспертов. Между тем военные летчики считают, что к столкновению двух самолетов привел человеческий фактор — ошибка пилотов. По их мнению, ведомый самолет не рассчитал скорость и дистанцию и попросту врезался в ведущего. Удар пришелся на заднюю часть кабины, в которой находился командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко.
— Перестроение — очень сложный элемент, в этот момент самолеты разгоняются до 700 км/ч, поэтому одно неверное движение может привести к катастрофе, — рассказал «Труду» один из военных летчиков.