10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОЛИТВА НА ВЕТРУ

Вульфов Алексей
Опубликовано 01:01 24 Октября 2003г.
Чтобы глубже постичь музыку Георгия Васильевича Свиридова, навеки воплотившего образы России, создавшего нетленный музыкальный миф о ней, чтобы осознать благородную почвенность этой музыки, ее "естество", необходимо хотя бы раз побывать на курской земле. Здесь будущий композитор родился и вырос, впервые услышал голос горячо любимой матери, песню, колокольный звон и церковный хор, прочувствовал полевую даль южнорусского пейзажа и происходившие на этих просторах драматические события, изменившие мир. И именно на этой земле уже в шестой раз прошел музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова.

Фестивальные поездки в Фатеж - родной городок Свиридова и в знаменитый монастырь Коренную Пустынь по-своему как бы приоткрыли облик здешнего края. Просто необходимо было увидеть, как колокольня Коренной Пустыни соединяет с небом покрытую кудрями еще клубящихся рощ, дремлющую в туманах и дымах дальних костров курскую лесостепь, узреть необозримую, прекрасную даль за рекой Тускарью, на которой стоит обитель. Спокойное воплощение земной гармонии. Нужно было со всем этим соприкоснуться, чтобы потом богаче воспринимать, допустим, те же "Курские песни".
Быт курский - деревенский, степной - предстал таким, как и рассказывал о нем Георгий Васильевич (с которым посчастливилось не один год общаться лично). Все те же доныне уцелевшие прадедовские глинобитные хаты, высокие тополя вдоль улиц и ярчайшие яблоневые и рябиновые всполохи, пруды и птичьи стаи, коровьи стада и весело пасущиеся жеребята. Доныне живой, хозяйски крепкий южнорусский уклад...
Центр свиридовского духовного тяготения в последние годы сместился из столиц в Курск. В провинции больше места всякому доброму началу. Фестиваль был организован председателем Курского отделения Национального Свиридовского фонда Леонидом Марченко и проведен совместно с администрацией Курской области, Курским государственным университетом, Фатежским краеведческим музеем и историко-культурным центром "Коренная Пустынь". В Курске находится и меценат фестиваля - фирма "Стройтрансгаз", давний благотворитель всех свиридовских начинаний в курском крае, оплатившая расходы по фестивалю да к тому же реставрирующая мемориальный дом в Фатеже, в котором родился композитор...
Размах фестиваля был велик: участие Петербургской капеллы имени М.И.Глинки, одного из лучших хоров России во главе с выдающимся музыкантом и подвижником Владиславом Чернушенко, Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря, концерт которого имел блестящий успех, многих фольклорных и детских коллективов курского края... Кроме того, в рамках фестиваля в Фатеже и Коренной Пустыни прошла Всероссийская научная конференция, посвященная вершинному произведению Георгия Свиридова под названием "Песнопения и молитвы": участвовали замечательные музыковеды и композиторы, священники, краеведы и историки из Москвы, Петербурга, Курска, Ульяновска. Почетными гостями фестиваля стали граф Петр Шереметев - ректор Русской консерватории имени Рахманинова в Париже, Александр Скрябин - президент фонда А.Н.Скрябина, внучатый племянник великого композитора, а также Георгий Поляченко - выдающийся просветитель в области духовной музыки, председатель Православного церковно-певческого общества, руководитель Международного фестиваля православной музыки.
Георгий Васильевич мечтал о народном признании своей музыки. Как мы лишний раз убедились в Курске, его мечта сбылась. Отрадно, что на концертах присутствовало много молодежи. На фестивале больше всего запомнилось пение петербуржцев в Коренной Пустыни: когда они после крестного хода встали на спуске к колокольне (в буквальном смысле посреди народа) и спели "Рождество твое" из "Песнопений и молитв".
Богатой по результатам оказалась научная конференция, посвященная "Песнопениям и молитвам". Каких только тем, помимо собственно темы "Песнопений", не было затронуто в связи с этим удивительным произведением! Православие в наше время, русская поэзия и таинства Слова, курский фольклор и краеведение, история русской духовной музыки и ее состояние сегодня, отечественная просветительская и художественно-педагогическая традиция - вот далеко не полный перечень тем для размышлений докладчиков. "Песнопения и молитвы" требуют самого серьезного осмысливания. Из дневников композитора, недавно опубликованных, мы узнаем, в какой трудной психологической атмосфере создавалось это сочинение, сколько обид и горьких разочарований принесла жизнь. Свиридов - импульсивный, страстный человек - мог поддаться сиюминутному, случайному, даже, может быть, темному настроению, но не Свиридов-художник, который так возвышался над злобой дня, а в "Песнопениях" создал подлинный музыкальный храм Христа, грандиозно венчающий собою век и тысячелетие.
- Духовное пространство этого сочинения огромно, - сказал на конференции о "Песнопениях" президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко, крупнейший знаток и пропагандист творчества композитора. - В мировой музыке нет ничего ему подобного, даже жанра такого нет...
Участник конференции композитор Роман Леденев, друг и соратник Г.В.Свиридова, назвал "Песнопения и молитвы" "образцом духовного строя русской музыки нашего времени". Я бы добавил к этому: и будущего времени, ибо "Песнопения и молитвы" - произведение новаторское, потому что хотя и стоят на исходном слое древней церковно-певческой традиции, но являют собой "преображение" жанра. "Песнопения" не предназначены для исполнения во время церковных богослужений, они являются музыкой образной и "переживательной", глубоко личной и с огромной силой художественного убеждения зовущей к Богу. "Песнопения и молитвы" - это последний завет великого старца, сравнимый с заветами праведников.
Георгий Поляченко верно назвал "Песнопения" такой вершиной, после которой Г.В.Свиридовым уже ничего написано быть, кажется, и не могло, венцом и итогом всего творческого пути мастера. Композитор, известный широкой публике по "Вальсу" и "Романсу" из "Метели", маршу "Время, вперед!" (открывающему телепрограмму новостей), на протяжении последних лет жизни действительно не писал практически никакой другой музыки, кроме духовной (хотя сочинять ее и доносить до самой широкой публики начал еще в советское время, задолго до теперешней моды на этот жанр). "Песнопения и молитвы" - это лишь часть задуманного композитором огромного свода литургической музыки на слова молитвенного обихода, целой мистерии, колоссальной хоровой фрески. Недобрые события девяностых годов, ускорившие болезнь и смерть Георгия Васильевича, тяжело переживавшего их, не позволили достроить этот свод до конца...
Что же касается дня сегодняшнего, то в нем "Песнопения" пока не стали произведением народным, не обрели достойной их популярности. Об этом с тревогой говорили все участники конференции. Необходимо выпустить большой тираж компакт-дисков, непременно распространять записи произведения в школах, чаще рассказывать о нем в печати, транслировать по радио и телевидению. Главное, оно должно сделаться востребованным - а это может произойти тогда, когда начнется оживление национального, народного духа, новый его виток. Трудно поверить в такое, но верить надо и делать много для этого надо, ибо вера, как известно, "без дел мертва".
Фестиваль курский - один из оазисов среди обмана, бедности, мещанства, всяческого духовного суррогата. Но он же - прообраз будущего, чаемого созидательного потока культуры. Нет пока этого потока. Но есть Коренная Пустынь. Есть певческая капелла в Петербурге. Есть комната Свиридова в краеведческом музее Фатежа и уцелевший вопреки всем войнам дом, в котором родился композитор. Есть партитура "Песнопений и молитв". Есть черная земля курская. Есть Россия.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников