Главная Культура 00:01 24 Октября 2014 3790
Казус Кончаловского

Новый фильм мастера вызвал споры

Леонид Павлючик

После премьеры на Первом канале фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» СМИ и социальные сети буквально взорвались противоречивыми оценками. Одни утверждают, что это — шедевр, фильм года, другие — что новая картина в биографии режиссера из разряда необязательных, проходных. В роли третейского судьи попробовал выступить кинообозреватель «Труда».

Скажу сразу: лично меня фильм «Белые ночи...» не восхитил, но и не возмутил. А оставил впечатление того, что после ряда показательных неудач («Глянец», «Щелкунчик») режиссер сделал достойную работу. При этом, она, на мой вкус, все-таки уступает лучшим произведениям мастера: «Дяде Ване» и «Дворянскому гнезду», «Романсу о влюбленных» и «Сибириаде», не говоря уже про «Асю Клячину», о которой, впрочем, разговор еще впереди...

На сей раз Кончаловский создал довольно редкий для современного российского экрана фильм, который находится на стыке игрового и документального кино. Но для самого режиссера это не стало открытием. Его новая картина продолжает линию, заявленную Кончаловским более 40 лет назад в «Истории Аси Клячиной». Тогда он провел удачный эксперимент по «сращиванию» игровой и документальной поэтики. Напомню, что режиссер поместил актрису Ию Савина в реальную деревенскую среду, и этот смелый по тем временам ход мог бы дать новый импульс развитию советского кино, которое зачастую было покрыто толстым слоем лакировочного глянца, если бы «Асю Клячину» на 25 лет не положили на полку...

Сегодня этот прием новаторским не кажется, и поэтому отчасти правы те противники фильма, которые говорят, что в «Белых ночах...» Кончаловский эксплуатирует однажды найденный прием и стиль. Вот и у меня нет чувства радостного удивления, что мастер нащупал некую новую для себя творческую жилу. Он просто достойно сделал то, что хорошо умел делать давно.

Из плюсов фильма я бы отметил нефальшивую, искреннюю интонацию, свидетельствующую о доверии режиссера к жизни, к ее шероховатой бытовой правде. Во-вторых, отсутствие натужного пафоса и неоправданной попытки создать на ровном месте кино «большого стиля», чем порой грешат другие режиссеры. Наконец, похвально скромный бюджет фильма («Щелкунчик», например, обошелся в 90 миллионов долларов), который, тем не менее, позволил режиссеру показать красоту и диковатое своеобразие русского Севера, где в глубоких водах озер, по преданию, еще водятся кикиморы, а в небе летают ракеты с расположенного неподалеку космодрома Плесецк. И в этой небесно-земной «вертикали» в ветхих, покосившихся избах живут своей естественной, трудной, нередко пьяной, вороватой, хотя и по-своему счастливой жизнью герои фильма, брошенные на произвол судьбы властью и государством, оторванные от цивилизации и духовных скреп.

Но при этом очевидные достоинства фильма оборачиваются и его недостатками. Строго говоря, документальный слепок реальности, который предъявил в фильме режиссер, изначально был лишен, как мне кажется, большого творческого «замаха», а тем более шекспировских страстей, на которые без должных оснований намекает финальный титр фильма. Ибо все, что мы увидели в игровой картине Андрея Кончаловского, можно легко найти в хорошем 30-минутном документальном фильме из программы фестиваля «Артдокфест», который ежегодно проходит в Москве.

Мне кажется, основная энергия режиссера ушла в поиски «смешанной» полудокументальной-полуигровой стилистики, и это оттеснило на второй план драматургию, разработку характеров, которые на экране остались всего лишь типажами, статистами. Это, увы, отчасти относится и к обаятельному почтальону Алексею Тряпицыну в роли самого себя. По сути, «Белые ночи...» — это «физиологический очерк» (был такой жанр в русской литературе), без больших претензий на «судьбоносное» высказывание. Но в рамках этого скромного жанра режиссер внятно сказал то, что хотел и считал нужным сказать.

Услышат ли его высказывание зрители? Судя по тому, что рейтинг фильма вошел в топ-10 Первого канала по итогам недели, маневр Кончаловского с показом «Белых ночей...» на ТВ получился вполне удачным. Хотя видевшие картину на большом экране Венецианского фестиваля говорят, что «ящик» убил половину обаяния «Белых ночей...». Не отсюда ли так много критических стрел в адрес фильма?

Да и, строго говоря, в кинематографическом мире так вообще-то не поступают. То есть, не отдают фильм сразу на ТВ, минуя кинопрокат. Мы часто ставим в пример Францию, на экранах которой примерно половину афиши занимают фильмы местного производства, и задаем себе вопрос, почему у нас доля российских картин в прокате столь невелика? Отвечаю. В частности, еще и потому, что во Франции фильм может появиться на телеэкране только через два года после проката. И это стимулирует зрителей ходить в кино. В самом деле, не ждать же годами, чтобы увидеть новинку, о которой все говорят.

А какой резон нашему зрителю, задрав штаны, бежать в кинотеатр, если «Почтальона Тряпицына» показали буквально через месяц после приза за режиссуру на Венецианском фестивале — при этом демонстративно минуя не только отечественные кинотеатры и фестивали, но даже пресс-показ для журналистов, премьеру в Доме кино. Напомню, что прокат замечательных фильмов «Остров» Павла Лунгина, «Елена» Андрея Звягинцева отнюдь не помешал последующему грандиозному успеху этих лент на экране ТВ. Так что, по-моему, неправильный пример подал коллегам президент академии «Ника» Андрей Кончаловский.

А если его почину последуют другие маститые режиссеры? С таким подходом доля российского кино в прокате, о которой на словах так пекутся Минкульт, Госдума и сами кинематографисты, у нас никогда не поднимется к отметке в 50 процентов. А так и застынет на нынешних неброских 18 процентах. А то и опустится еще ниже.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11035
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6541
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6332
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5993
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5412
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?