Главная Культура 16:17 24 Ноября 2021 4050
Музыканты – про Челлини, режиссер – про Феллини

Новую постановку оперы Берлиоза в Мариинском театре увлекательно слушать и тяжеловато смотреть

Сергей Бирюков
Сцена рассказывает нам историю скорее героев Феллини, чем самого Челлини. Фото Наташи Разиной предоставлены Мариинским театром

Понять приверженность Мариинского театра к опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини», уже в третий (!) раз за последние два десятилетия воплощаемой на знаменитых петербургских подмостках (премьера прошла 10-14 ноября), нетрудно. Авантюрный сюжет, где любовь и творчество отстаивают себя в классическом конфликте с корыстолюбием и интриганством; манящий и пугающий колорит Рима XVI века, сплетающий фарсовую комедию с кровавой драмой; наконец богатейшая партитура, насыщенная и выразительными соло, и мощными хорами, и головоломными ансамблями, и поражающими до сих пор воображение оркестровыми красками – мимо всего этого такой неуемный музыкальный лидер, как Валерий Гергиев, пройти не мог.

Вообще же опере этой крайне не везло: не встретив понимания при первой парижской постановке 1838 года, она не поймала сценическую удачу даже при возобновлении через 13 лет в Веймаре самим Листом, после чего на столетие вообще исчезла из мирового репертуара. Начала возвращаться в него лишь в 1960-е – к чести Ленинграда, он стал одним из первых городов мира, где это произошло (постановка Малегота 1969 года).

Мариинский театр впервые обратился к «Челлини» в 1999 году, представив в концертном варианте первую половину оперы. В 2007-м (обновление – в 2017-м) осуществил концертно-сценическую постановку, прославившуюся тем, что режиссер Василий Бархатов позвал в нее на разговорную речь рассказчика Сергея Шнурова.

Но уже тогда было ясно, что масштабы произведения требуют полнометражной сцены. Да и к славе Берлиоза, равно как к профессиональной репутации Мариинского театра и самого Валерия Гергиева, давно не требуются никакие паровозы в лице даже самых раскрученных рок-идолов. Вот, думаю, почему Валерий Абисалович решился на нынешнюю продукцию.

Насколько оправдан выбор Алексея Франдетти в качестве режиссера – вопрос. С одной стороны, тут можно увидеть некую традицию приглашения молодого, но уже вполне востребованного постановщика, каковым 14 лет назад являлся Бархатов, а сегодня его путь во многом повторяет младший коллега. С другой – у этой востребованности есть оборотная сторона, характеризуемая словом «тираж»: далеко не все из десятков постановок Алексея, особенно в провинциальных театрах, отличаются той же качественностью, что, допустим, «Суинни Тодд» в московском Театре на Таганке или «Иосиф и волшебный плащ его снов» в санкт-петербургском «Карамболе».

Нынешний мариинский «Бенвенуто Челлини» показался автору этой заметки более близким к первой, нежели ко второй категории. Хотя ничего не имею против идеи переноса действия из ренессансного Рима на съемочную площадку знаменитой киностудии «Чинечитта» ее золотых времен (сценограф – Вячеслав Окунев, костюмы – Виктория Севрюкова, хореограф – Ирина Кашуба). Собственно, пример тут подали уже либреттисты оперы, воспроизведя детали биографии Челлини весьма приблизительно – на самом деле своего «Персея», ваяние которого стало стержневым мотивом сюжета, он делал не в юном романтическом возрасте, а уже перешагнув порог 40-летия. Да и кино – по самой своей сути возможность свободно перемещаться по временам и местам. Но именно потому идея превращения скульптора в кинорежиссера, снимающего (а не отливающего) свое произведение под названием «Персей», чтобы не остаться банальностью, должна получить серьезное художественное обоснование.

Такового разглядеть не удалось – по крайней мере автору этой заметки. Какие прежде скрытые смыслы сюжета раскрыл нам Франдетти? Боюсь, никаких – ведь то, что подобная «веселая драма» (воспользуюсь моцартовским определением жанра) между двумя возлюбленными, между художником и заказчиком, между искусством и властью могла случиться в любые времена, очевидно и так, иначе нас бы не трогала сама опера.

Спору нет, какие-то моменты решены не без технического остроумия. Например, начало третьего действия (в мариинской постановке воспринимаемого как второе, поскольку между первыми двумя актами перерыва не делается): кроваво-красный свет, заливающий мастерскую Челлини, в точности таков, какой бывает в проявочной черно-белого кино, но он же напоминает о только что совершившемся убийстве (свет – Глеб Фильштинский). Драматична не только музыкально, но и зрелищно сцена, где друзья Челлини переживают за его висящую на волоске судьбу, сам же мастер на галерее в сполохах пламени «печет» (все-таки не снимает на кинокамеру?) скульптуру, от которой зависит и его будущее счастье, и сама жизнь.

Некоторые сцены действительно внушают трепет – ведь от взгляда Горгоны Медузы древние греки, говорят, вообще превращались в камень

 

Но с лихвой в спектакле и подробностей, вызывающих недоумение. Зачем эта невероятная пестрота костюмов, вплоть до маски Годзиллы и гигантского чучела Кинг-Конга? Ведь даже у карнавала есть свои пределы, за которыми он начинает восприниматься как обыкновенный бардак. А к чему световое табло с комментариями типа aplodismenty, или dolgiy krasiviy duet, или даже zamochim gada! (в эпизоде поимки Фьерамоски – незадачливого конкурента Челлини)? Это что – остроумно!? Где smeyat’sa, Алексей Борисович? Или – откуда идея проецировать на все, что ни попадется, от настольного монитора до гигантского задника, нарезку из фильмов, насколько я понял, Федерико Феллини? Не из случайного ли созвучия имен художников? Уж если «параллелить» судьбу легендарного скульптора, то, на мой вкус, скорее с Пазолини, в чьей жизни наряду с творчеством были и общественная борьба, и кровь…

Впрочем, довольно о зрелище, пора сказать о музыке – по моему старорежимному убеждению, главной составляющей оперы. Тут у Гергиева, можно сказать, просто не было шанса на неуспех. Любимое и давно разрабатываемое им произведение, конечно, было подано в блеске великолепия. Начиная прямо с роскошной увертюры – с ее стремительно летящих линий струнных, солнечно-золотого сверкания меди, «говорящих» деревянных духовых, какие можно услышать только у Берлиоза. С первой же громадной арии-сцены властного папаши Бальдуччи, с такой же развернутой и контрастной арии-исповеди его дочки Терезы, влюбленной в Челлини… А какие головоломные ансамбли, завершающиеся сумасшедшими стреттами, украшают финал первого действия (разъяренный Бальдуччи застукивает в комнате своей дочери притаившегося интригана Фьерамоску), конец второго акта (похищение Терезы посреди карнавала), сцену объяснения Челлини с папским кардиналом (в программке оперы – с самим папой Климентом VII, а на сцене – с генеральным продюсером «Чинечитты»)…

Музыка ставит все на место – опера в воспроизведении Валерия Гергиева и его артистов захватывает богатством ансамблей, стремительностью развития, яркостью симфонических красок

 

Из особенных удач отмечу все низкие мужские партии – надутого Бальдуччи (бас Денис Беганский), вкрадчивого Фьерамоски (баритон Егор Чубаков), пафосного кардинала-папы-продюсера (бас Юрий Воробьев). Обаятельный образ ученика Челлини Асканио создала Екатерина Крапивина (меццо-сопрано), отлично проведя и ансамбли, и большую арию из третьего действия.

Что касается главной лирической пары, тут сложнее. И Виолетте Лукьяненко (Тереза), и Ивану Гынгазову выпали партии исключительной эмоциональной и технической насыщенности, где есть и кантилена, и декламация, и долгие каденции-фиоритуры. Исполнители не теряют куража на значительных отрезках оперы, но когда необходимо забираться на крайние верхние ноты, им там, похоже, становится неуютно. Надеюсь, с таким опытным мастером, как Гергиев, они к следующим спектаклям распоются до настоящей вокальной свободы. Впрочем, у Валерия Абисаловича в запасе еще как минимум три состава солистов.

Многокрасочен хор, то таинственно зовущий из закулисных пространств, то воссоздающий сочную полифонию римских улиц (главный хормейстер – Константин Рылов).

Что же до оркестра, то его могу сравнить с богатейшей палитрой фонов на картинах Делакруа и других романтиков. И это далеко не только в описанной увертюре, но в многочисленных антрактах, увлекающих нас ритмом тарантеллы (перенесенным Берлиозом в широко известную увертюру «Римский карнавал» по мотивам оперы) или удивляющих неожиданным тембровым решением, как в третьем действии, где композитор словно поставил перед собой задачу – раскрыть для нас богатую и печальную (может, как раз от того, что обычно задавлена оркестровой массой) душу замечательного инструмента – тубы. Наконец, инструментальные «комментарии» щедро рассыпаны во всех вокальных номерах – то струнные отвесят любезный реверанс поющей в это время Терезе, то ворчливые фаготы, «поддакнут» брюзжанию Бальдуччи… Так выстраивается вокально-оркестровая симфония, делающая «Бенвенуто Челлини» предвестником самых смелых прозрений Вагнера, Мусоргского, Дебюсси в музыкальной драме.

Гергиев, конечно, прав в своей настойчивости: мы должны иметь возможность оценить это фантасмагорическое явление – музыкальный театр Гектора Берлиоза, к открытию которого на самом деле только подступаем. В Мариинке на следующий год уже заявлено «Осуждение Фауста». В Москве мы его знаем благодаря постановке Большого театра – к сожалению, мелькнувшей очень ненадолго. А вот о «Бенвенуто Челлини», тем более о грандиозных «Троянцах» в Первопрестольной пока и речи нет…

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3367
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3268
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3116
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?