И все-таки Луна манит...

Фото: Moscow-Live.ru
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Опубликовано 00:16 25 Января 2019г.

РКК «Энергия» взялась за решение чрезвычайно трудной и очень интересной задачи. Но у этого проекта много противников


Гигантский мост через космическую бездну — между планетой Земля и окрестностями Луны — может быть проложен Россией уже через несколько лет, не дожидаясь появления сверхтяжелой ракеты «Енисей». Ибо ждать сверхтяжа пришлось бы долго.

Еще и через 10 лет ракета «Енисей» не будет принята в эксплуатацию: в 2028-м планируется лишь начать летные испытания. Что же касается начала рабочих пилотируемых полетов с использованием сверхтяжа, то, по оценкам ряда специалистов, на это можно рассчитывать самое раннее в 2030-м. Но вот на днях появилась новость: на корабле «Союз» в лунной модификации можно будет отправлять экипажи к Селене совсем скоро. Концепцию пилотируемого лунника представили Роскосмосу специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Это уникальное предприятие. Здесь под руководством легендарного Сергея Павловича Королева были созданы первый в мире искусственный спутник Земли, первый в истории человечества пилотируемый корабль «Восток», поднявший Юрия Гагарина на околоземную орбиту, нынешний «Союз», доставляющий звездоплавателей на МКС и возвращающий их на Землю. Сейчас идет работа над перспективным кораблем нового поколения «Федерация», предназначенным в том числе и для полетов на Луну. Правда, со строительством нового корабля Россия сильно запаздывает.

Ситуация такова. Строительство международной окололунной станции, создаваемой под эгидой США, может начаться в 2022-м. При этом у американцев уже на выходе лунный пилотируемый корабль «Орион» для полетов на станцию. А у России в ближайшее время не будет такого корабля. Нужен он нам? Еще как! Роскосмос ведет переговоры об участии в проекте окололунной станции. Если договоримся, на чем туда летать? На американском «Орионе» за большие деньги? Вот и предложили конструкторы «Энергии» выход: создать лунный вариант «Союза».

Как водится, у хорошей идеи появились оппоненты: мол, нечего тратить силы и средства на доработку корабля, которому уже более полувека. Надо смотреть в завтрашний день, а не во вчерашний. Кто прав?

— Всецело поддерживаю проект лунного «Союза», — сказал «Труду» конструктор и космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий РЮМИН, четырежды летавший в космос, руководивший работами по международным программам «Мир» — «Шаттл», «Мир» — «НАСА» от российской стороны, принимавший активное участие в создании многоразовой транспортной космической системы «Клипер». — Такой корабль позволит России занять достойное мес-то в лунной программе, не сползти на обочину мировой космонавтики. Без своего корабля мы можем оказаться в положении бедных родственников в проекте лунной орбитальной платформы Lunar Orbital Platform-Gateway (LOP-G). Помимо прочего, наш корабль станет резервной транспортной системой. Это необходимо для обеспечения безопасности полетов. Вспомним ситуацию с шаттлами. Невозможно было бы эксплуатировать МКС без кораблей «Союз» после прекращения эксплуатации американских челноков. Особо хотел бы отметить, что создание лунного варианта нашего пилотируемого космического корабля возможно в сжатые сроки, скажем, в течение четырех лет. Это вполне реально. У нас есть опыт, технологии, конструкторские и баллистические разработки, производственная и экспериментальная база. Еще один существенный аргумент в пользу лунного «Союза». Его полеты позволят подготовить все службы наземного комплекса, включая ЦУП, к работам по лунной программе. Это будет как бы разведка боем. Важный этап перед началом эксплуатации корабля «Федерация»...

Рюмин известен своей принципиальностью, в интересах дела он и начальникам любого ранга способен говорить неприятную правду. Его острые интервью в «Труде» имели широкий общественный резонанс. И сегодня для меня и многих работников отрасли очень весомо мнение Рюмина в отношении проекта лунного «Союза».

Подготовкой к пилотируемому облету Луны наша страна начала заниматься очень давно. В 1968-1970 годах три «Зонда», разработанные на базе «Союза», совершили в автоматическом режиме, без экипажей, облеты Луны и благополучно вернулись на Землю, подтвердив принципиальную возможность отправки космонавтов по этой трассе. Но после высадки американцев на Селену СССР свернул лунную программу. С тех пор много воды утекло, за полвека техника кардинально изменилась. И предлагаемый сегодня модернизированный «Союз» будет совсем другим кораблем. В «Зондах», к примеру, не было бытового отсека. Если бы тогда отправились к Луне космонавты (а такие предложения были), то им пришлось бы неделю провести в тяжелых условиях — лежа в полетных креслах, в тесном спускаемом аппарате. Масса «Зонда» без бытового отсека составляла 5 тонн. Новый корабль будет иметь, как и используемый сейчас в ближнем космосе «Союз», бытовой отсек, общая масса — 7 тонн.

Главная изюминка разрабатываемого сейчас проекта заключается в принципиально новой схеме полета. Особое место отводится Международной космической станции. Корабль (назовем его «Союз-Л1») после старта с Байконура направится сначала к МКС, пристыкуется к станции, экипаж перейдет в звездный дом. После чего космонавты будут ждать второго запуска — выведения с Земли на околоземную орбиту разгонного блока ДМ. Его доставку обеспечит или новая ракета тяжелого класса «Ангара-А5М» (сможет выводить на орбиту 27 тонн полезной нагрузки), или привычный «Протон» (выводит 23 тонны). Топлива будет достаточно, чтобы отправиться к Луне.

Первый полет планируется не на орбиту Селены, а в облет ее. В кабине «Союза-Л1» будут два космонавта. Примерно трое суток им потребуется, чтобы достичь окрестностей Селены. Облетев ее, «Союз-Л1» отправится в обратный путь.

Но облет ночного светила лишь первый этап. У этого проекта хорошие перспективы. К кораблю можно пристыковать в околоземном пространстве не один разгонный блок, а два, и тогда у «Союза-Л1» появляется возможность выхода на окололунную орбиту. Потом — стыковка с окололунной станцией Lunar Orbital Platform-Gateway, которая появится к тому времени. То есть создается мост, который соединит МКС и LOP-G. И это будет важным вкладом в реализацию международной лунной программы. «Если Россия получит в ближайшие годы пилотируемый корабль, способный обеспечивать лифт между МКС и лунной орбитой, то у нас совершенно другие будут позиции на переговорах международного сотрудничества, в том числе с НАСА», — подчеркивает глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Между тем концепция «Союза-Л1», используемого в качестве космического лифта между Землей и Луной, точно соответствует другой, более ранней интереснейшей разработке — проекту межорбитального корабля «Рывок». Он был предложен Роскосмосу специалистами той же «Энергии» три года назад («Труд» подробно рассказывал об этой транспортной системе в номере от 1 июля 2016 года). Корабль, постоянно базирующийся на МКС, мог бы, курсируя от нее к окололунной платформе и обратно, взять на себя отправку сменных экипажей на LOP-G, снабжение, возврат на Землю образцов, доставленных с поверхности Луны. И затраты на этот проект были бы на треть меньше, чем при использовании корабля «Федерация». Но прежнее руководство Роскосмоса, не отличавшееся компетентностью и умением поддержать новое, перспективный проект не оценило и, можно сказать, угробило. В итоге Россия потеряла три года...

Теперь на выручку должен прийти «Союз-Л1». Сегодня этот проект поддерживает и руководство Роскосмоса, и гендиректор «Энергии» Сергей Романов, который принял очень непростое для предприятия решение: одновременно заниматься созданием двух кораблей для полета к Луне — и глубоко модернизированного «Союза», и «Федерации». Романов, высококлассный конструктор, отлично знает космическую технику. Руководил разработкой систем жизнеобеспечения и теплового режима кораблей «Союз», занимался теми же проблемами на многоразовом «Буране», орбитальных станциях «Салют» и «Мир», на модулях для МКС.

Сколько времени займет модернизация? Ведь предстоит значительно усилить радиационную защиту, разработать новые системы жизнеобеспечения, связи, электропитания. Особое внимание будет уделено созданию теплозащиты, которая при возвращении на Землю позволит принять на себя удар во время входа в атмосферу со второй космической скоростью. Нужно установить на корабле звездные датчики, дополнительные двигатели и много чего еще. А завершить все надо бы в 2022-м. Задача, конечно же, трудная, но реальная. При четкой организации работы, в том числе взаимодействии со смежниками, предприятие справится.

Лунные проекты у нас появлялись и ранее. Но в основном на бумаге — до серьезной работы дело не доходило. На этот раз, хочется верить, ситуация иная. Только во второй декаде января конструкторские предложения по «Союзу-Л1» трижды предметно рассматривались на высоком уровне ведущими специалистами и руководителями «Энергии», ЦНИИмаша, Роскосмоса. Соответствующие подразделения уже приступили к расчетам. Начало обнадеживает...

А в это время

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное деятельности Роскосмоса и эффективности космической отрасли, на котором поставил такую задачу: «Космическая отрасль может в сегодняшних условиях и должна быть коммерчески успешной». Но возникают недоуменные вопросы — например, какую прибыль может дать отправка автоматических станций на другие планеты, та же лунная программа? И как скажутся призывы к коммерциализации на судьбе проекта лунного корабля «Союз»?




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?