10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ ЛАВРОВСКИЙ: ЗДЕСЬ РУСЬЮ И НЕ ПАХНЕТ

Трофимова Жанна
Опубликовано 01:01 25 Марта 2003г.
Он танцевал ведущие партии в "Дон Кихоте", "Спартаке", "Легенде о любви", "Щелкунчике", "Баядерке", "Золушке", "Лауренсии", "Жизели" - все перечислить невозможно. Танцевал так, как сегодня, наверное, не сможет никто. "На него" ставил балеты великий Григорович. Речь идет о народном артисте СССР, лауреате Ленинской, Государственной и множества других премий Михаиле Лавровском. Сегодня Михаил Леонидович работает в Большом театре как балетмейстер и педагог. Этот театр - его гордость и его боль. Увы, не все ладно сегодня в оперно-балетном королевстве. Коллектив сотрясают раздоры, преследуют неудачи, а о репертуарной политике руководства каких только горьких слов не произнесено...

- Михаил Леонидович, музыкальная Москва невесело посмеивается: говорят, в Большом нынче приходится отменять спектакли по банальнейшей причине - билеты не раскупаются. По слухам, на "Снегурочку" недавно пришло всего несколько зрителей...
- Ну не несколько, а, как в театре рассказывают, "целых 30".
- Но это же Большой, что бы с ним ни происходило, просто по определению он обязан оставаться форпостом российской культуры. Это же, так сказать, наша витрина...
- Конечно, я высказываю свое субъективное мнение, другие, если им угодно, вправе считать, что все в порядке. Но, по-моему, театр в глубоком кризисе, в котором виновато руководство, в частности Министерство культуры. Такое впечатление, что там не до нас. Михаил Ефимович Швыдкой неуязвим, сколь обоснованная критика по разным поводам ни раздавалась бы в его адрес...
- Что же вызывает у вас самую большую тревогу?
- Мы убиваем на корню то, что присуще именно нам, именно России. Ведь только у нас могли в свое время появиться гениальные балетмейстеры, которые привнесли в балет страсть, действие, философски-психологическую нагрузку, - такие,как Юрий Григорович, например. Никто в мире не мог танцевать так выразительно, как мы. Когда нынешние мальчики-девочки резво порхают по сцене, это тоже, наверное, мило. Но ведь балерина должна иметь не только длинные ноги и поднимать их до ушей, но и нести залу огромную эмоциональную энергетику...
В начале нынешнего года талантливейший Ролан Пети поставил в Большом "Собор Парижской Богоматери". 40 лет назад этот спектакль произвел фурор. Но это спектакль французский, в том и сила Пети, что он стоит на своей национальной почве, верен своим корням... Западный репертуар, конечно, нам нужен, и он прекрасно сочетается с отечественным. Великая Плисецкая замечательно танцевала "Лебединое озеро", притом что и Бежара она танцевала лучше всех. Одно другому ничуть не мешало... Но нельзя терять свое лицо. Есть множество российских шедевров - "Золушка", "Бахчисарайский фонтан" и так далее. Давайте обновим их! Увы, этого делать никто не хочет. Из репертуара практически убрали Григоровича, Леонида Лавровского, Вайнонена, Захарова... Если бы у нас по-прежнему работали крупные отечественные хореографы, их, естественно, потом приглашали бы повторить свои постановки в лучших театрах мира. Тогда бы и мы могли приглашать лучших западных хореографов с их новыми работами. Вот это был бы достойный, равноправный обмен. Но кланяться зарубежным мастерам и вымаливать у них "новинки" сорокалетней давности, по-моему, унизительно.
- Вы пытались как-то повлиять на ситуацию?
- Я предложил в Министерстве культуры: давайте пригласим генерального директора Большого Анатолия Иксанова, главного дирижера Александра Ведерникова, руководителя балета Бориса Акимова. Все это серьезные люди. У меня с ними расходится мнение по репертуарной политике - что ж, может, я в чем-то не прав. Но пусть мне это докажут аргументированно... На что мне ответили: нам не нужно новгородское вече.
- С оперой ситуация, похоже, не лучше. Примерно год назад я говорила с одним из руководителей театра (вынужденным вскоре уйти со своего поста). Он буквально хватался за голову: спектакли выбираются по непонятным критериям, солистов приглашают без разбора...
- Притом, что в опере труднее обмануть. Есть партитура, в которой написано верхнее "до", и если вы это "до" не тянете, вас в спектакль и вообще в театр не возьмут. А вот в балете почему-то считается возможным приглашать Бог знает кого. Что, не из кого выбрать? Да возродите вы систему жесточайших конкурсов, много лет поставлявшую театру таланты. Артист - главное лицо в театре. Даже Григорович при всем его таланте, не будь Лиепы, Васильева, Владимирова, не смог бы создать свои шедевры. А посмотрите, какая чехарда творится с беспрестанной сменой начальства: уволили Григоровича - назначили Васильева, не успел он толком поработать - сняли и его. Вот так, разбрасываясь людьми, теряем традиции. Речь даже не о традиции Большого театра, а о всей русской академической школе.
- Вы сами-то собираетесь что-нибудь ставить?
- Обязательно.
- Все-таки дают?
- Нет, в Большом это исключено. Дай Бог, не сняли бы то, что уже идет, - "Казанову" или "Нижинского"... А мне нужно, чтобы это шло. Не только потому, что я считаю эти работы удачными и публика их любит. Вы же понимаете, это для меня - деньги. Мне надо кормить семью, а еще - оперировать ногу, которая вся в травмах. У меня сыну будет только 16 лет. С дочкой, слава Богу, все в порядке, ей скоро 25, и она крепко стоит на ногах. О жене надо подумать, о близких, о друзьях... Собираюсь ставить "Ричарда III". Тема более чем актуальная: о сильных мира сего и пути к власти.
- За рубежом работать не пробовали?
- Работал, и снова зовут - в Испанию, например. Замечательная страна. Ну год там пробыть я смогу - ради семьи. Но мне не так много, наверное, осталось, и хочется что-то сделать на Родине. А не дают. Ощущение такое, будто вышел с саблей против танка. Вот прочтут в министерстве это интервью - и, возможно, посмеются: что этому шуту еще надо? И пусть смеются. Я человек независимый, а мне еще отец мой, Леонид Михайлович Лавровский, говорил, что независимость никому не прощают... Я-то убежден, что настоящее творчество вернется в Большой театр. Обидно только - может, не доживу.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Разделяя озабоченность Михаила Лавровского творческими проблемами Большого, мы хотим вслед за самим Михаилом Леонидовичем еще раз подчеркнуть, что высказанное - это его мнение. Нам, да и, думается, всем, кому не безразличны судьбы отечественного балетного искусства, хотелось бы узнать, что думают по этому поводу профессионалы и ценители классического танца. И, разумеется, мы ждем откликов, комментариев из самого Большого театра и Министерства культуры России.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников