Бензин-то нынче опять кусается

Фото: Moscow-Live.ru
Василий Соболев
Опубликовано 00:03 25 Мая 2018г.

Бочка с нефтью может оказаться бочкой с порохом. А бикфордовым шнуром станут цены на бензин


Первое заседание нового Кабинета открылось на мажорной ноте. Нам бодро рассказали про дорожающую нефть, которая заставила пересматривать бюджет и делить дополнительные доходы. После чего совещание перешло в закрытый режим, где, как выяснилось, разговор шел о вещах куда менее приятных. Правительство срочно ищет способ остановить рост цен на бензин. Иначе бочка с нефтью может оказаться бочкой с порохом. А бикфордовым шнуром станут цены на бензин.

Ну а должность сапера досталась Дмитрию Козаку. После заседания вице-премьер, которому теперь поручили ТЭК, сделал сенсационное заявление. Принято решение по существенной корректировке топливных акцизов, которые сократятся на дизельное топливо и на бензин — соответственно на 2 и 3 тысячи рублей. Сколько помнится, эти сборы, которые платят в казну НПЗ, правительство только повышало. И вот теперь вдруг дало задний ход. С чего бы?

На российском рынке моторного топлива сложилась чрезвычайная ситуация. По официальным данным, с начала года цены на бензин уже выросли на 4,7%, а на дизтопливо — вообще на 9%. А горючее влияет на стоимость всех без исключения товаров. Если так пойдет, то премьеру, министру финансов и главе ЦБ придется объясняться, почему после рапортов о победе над инфляцией цены снова растут.

К слову, в апреле некоторые эксперты на голубом глазу объясняли подорожание топлива ростом нефтяных цен на мировом рынке и постановкой на ремонт некоторых НПЗ. Но это звучало, мягко говоря, неубедительно. Потому что график ремонтов заранее известен и согласован с правительством. А ситуация на мировом рынке нефтепродуктов имеет очень отдаленное отношение к цене бензина, который мы заливаем в бак своего автомобиля. Доля топливной составляющей, по разным оценкам, составляет 4-8% от стоимости горючего на АЗС. Зато налоги (главные из них по бензину — акцизы и НДПИ) составляют в конечной цене до 70%.

Вот именно эти налоги сильно выросли. К примеру, если в 2017 году по бензину класса 5 акциз составлял 10?130 рублей за тонну, то уже с января 2018 года — 11?213 рублей. С июля он должен был повыситься уже до 11?892 рублей. Последнего уже не случится, но и январской прибавки хватило, чтобы цены на АЗС рванули вверх. И теперь вернуть их обратно практически нереально. Это признал и сам Дмитрий Козак, когда анонсировал пересмотр акцизов.

Теперь о том, что в сухом остатке. С января под нажимом Минфина, который твердит про дефицитный бюджет, акцизы на горючее повысили на 8-10%. А сейчас правительство собирается их снизить на 15-18%. Мало того что казна вместо дополнительных доходов получит убыток, так еще российские автолюбители за эти эксперименты как платили, так и будут платить из своего кармана.

Самое поразительное в этой истории, что во всех этих фокусах с налогами и нашими кошельками не было никакой необходимости. В январе, когда повышались акцизы, баррель нефти на мировом рынке стоил больше 60 долларов, то есть в полтора раза дороже цифры, которая закладывалась в бюджет. С тех пор котировки шли только вверх, и доходы российской казны только множились. А в том же Минфине подсчитали, что подорожание барреля на 1 доллар приносит свыше 2 млрд долларов в российскую казну. Для сравнения: это больше, чем собирались выручить (но не выручили!) за счет январского повышения акцизов. Спрашивается: зачем было огород городить? И почему не дали задний ход до выборов, когда поставщики топлива и хозяева автозаправок держали цены, демонстрируя политическую лояльность?

Как нетрудно догадаться, ответа на эти вопросы мы не услышали. Хотя на заседании как раз делал доклад Антон Силуанов, новый-старый глава Минфина, а теперь еще и первый вице-премьер. Он, кстати, уже не возражал против предложения снизить злополучные акцизы. Сегодня можно не мелочиться. Цена нефти вот-вот перевалит рубеж 80 долларов за баррель и, судя по прогнозам, будет дорожать дальше. Премьер Дмитрий Медведев заявил, что годовой бюджет будет исполнен с профицитом 0,5% ВВП, ожидаются дополнительные доходы в 1,7 трлн рублей.

Что, впрочем, не помешало правительству отложить до июля анонсированное снижение акцизов на бензин и дизельное топливо. Наверное, чтобы российские автомобилисты сильно не радовались и не расслаблялись. А сам премьер на том же заседании дал поручение министрам в июле представить предложения по изысканию средств на исполнение новых майских указов президента, а к октябрю представить поэтапный план действий по их реализации.

А куда торопиться? Впереди-то еще шесть лет. Хотя нет: в октябре уже останется чуть больше пяти. Но все равно еще можно поспешать не торопясь...




Как вы считаете, нужно ли повыгонять Кокорина с Мамаевым их из клубов?