Главная Культура 13:40 25 Мая 2023 1795
Все в «Норме», но…

Великую оперную драму в МАМТе спели и сыграли на 4+

Сергей Бирюков
В «Норме» МАМТа находится место и античному плащу заглавной героини, и автомобилю зевак-туристов (намек на нас, зрителей?). Фото предоставлены пресс-службой театра

Какому из столичных театров, как не Московскому академическому музыкальному, имеющему в составе белькантовую звезду мировой славы Хиблу Герзмаву, замахнуться на «Норму» Винченцо нашего Беллини? После многих лет отсутствия легендарной партитуры на сценах Первопрестольной уже само это название и имя центральной исполнительницы обеспечили нынешней премьере сенсационный интерес.

Вечно актуальный сюжет, где сквозь антураж Галлии I века до нашей эры проступает животрепещущая и поныне тема нравственного выбора между навязанными общественными правилами и голосом сердца: верховная жрица галлов Норма полюбила римского оккупанта Поллиона, тайно родила от него детей, да еще и столкнулась с изменой возлюбленного, увлекшегося ее юной подругой… Все это помножено на изумительную музыку, увенчанную самой великой сопрановой арией мира Casta diva.

А интрига с руководством постановки? Ведь сначала главным дирижером спектакля театр заявлял ни много ни мало – Владимира Спивакова. Бесспорно, одного из крупнейших отечественных музыкантов, но далеко не «своего человека» в оперном театре. Вот было бы интересно услышать его трактовку знаменитейшего шедевра! Увы, не сложилось… Однако те, кто бывал на спектаклях петербургского (впрочем, и европейского, в истоках американского, но по выучке у Юрия Темирканова, Леонида Корчмара и Ильи Мусина, конечно, нашего) дирижера Кристиана Кнаппа, знают: маэстро работает уверенно, осмысленно, стильно практически в любом репертуаре от Моцарта до Шнитке.

Добавим сюда участие опытного тенора Владимира Дмитрука, певшего и в Лос-Анджелесе и в Вене, а также совсем молодой, буквально ворвавшейся на сцены столичных театров (включая Большой) омички – меццо-сопрано Полины Шароваровой (партии римлянина Поллиона и юной галльской жрицы Адальджизы)… От такого исполнения вполне можно ждать тех жарких «искр», за которыми идет в оперу истинный меломан, любитель сильной музыкальной драмы.

Сильную драму нам попытались подать с первых же тактов, с увертюры, ради которой оркестр торжественно вознесли из его ямы на уровень авансцены. И все, казалось, на месте – мятущаяся главная тема, от которой нити тянутся вперед не только в ткань «Нормы», но и к вердиевской «Травиате», к вагнеровскому «Летучему голландцу»; противостоящая ей побочная, предвосхищающая экстатическую лирику того же Верди и даже Брамса… Однако звуковые краски словно подернуты легкой вуалью. Смысл этой сдержанности вскоре прояснится: именно так, бережно подстраховывая (а может, чуть перестраховывая), оркестр «подставит плечо» солистам, которым предстоит сложнейшая работа. Ведь та же Casta diva – отнюдь не кульминация действия: она «обрушивается» на исполнительницу партии Нормы на какой-нибудь 25-й минуте спектакля. После которой еще столько предстоит спеть – напряженный терцет любовного треугольника во втором действии, трагический монолог заглавной героини и ее же дуэт примирения с подругой-соперницей в третьем, наконец дуэт-озарение с изменившим, но перед лицом смерти прозревшим возлюбленным в финале… И все это – в убойном для большинства голосов сочетании бескрайней кантилены и виртуозных фиоритур, которые мало передать технически точно – надо насытить эти головоломные пассажи настоящим чувством. Такое под силу лишь величайшим певицам мира. Не зря говорят, что те из них, кто берется за партию Нормы, соревнуются не между собой, а с Марией Каллас, Монтсеррат Кабалье, а то и с самой Джудиттой Пастой, для которой опера изначально написана.

Герзмава показывает себя в этом испытании как искушенная вокалистка и умелая драматическая актриса. А ее объемный, «горячий» голос (лишь иногда на самом верху чуть теряющий яркость) выпукло оттеняется легким, почти инфантильным вокалом Шароваровой и броской подачей Дмитрука. И все-таки, опасаясь, что это сложно сочиненное единство в самые ответственные моменты может дать трещину и потонуть в оркестровой массе, равно как в обильно сопровождающих сольные партии хорах, Кнапп и «обволакивает» его мягким инструментальным звуком.

«Треугольник» главных героев: Норма (Хибла Герзмава), Адальджиза (Полина Шароварова), Поллион (Владимир Дмитрук)

Что касается собственно спектакля – с одной стороны, «черно-серо-белое» решение художницы Марии Трегубовой с редкими красочными вторжениями вроде «кровавого подбоя» плащей Поллиона и Нормы соответствует обнаженной формульности сюжета. А гигантский щербатый круг луны (галлы – лунопоклонники), гиперреализм мистического леса и горных круч под пугающее массивными, будто каменные астероиды, облаками делают происходящее похожим на беспокойный тягостный сон. С другой – забавно-современные фигурки туристов в горах поодаль, статуи не то дискоболов, не то пионеров с оторванными горнами (ведь война), луна, бултыхающаяся в море, как громадный пляжный мяч, вместо того чтобы закатиться за горизонт, силуэты лесных зверей, бегающих друг за другом, как Норма за изменившим ей Поллионом и Поллион за зазнобившей его сердце Адальджизой, да и сама «деловитость», с какой театральный персонал меняет декорации прямо на наших глазах – все это придает действию оттенок иронии. Который окончательно закрепляют такие нарочитые на сегодняшней сцене трюизмы, как «фашистская» фуражка Поллиона, кагэбэшно-цээрушные плащи жрецов-друидов и спецназовский камуфляж галльских воинов.

Но помогает ли эта ирония ближе подойти к сути драмы? На мой взгляд, нет. А в сочетании с микшированностью музыкальных красок – наоборот, уводит от нее. Особенно обидно, что в режиссуре Адольфа Шапиро провисает центральный смысловой акцент – когда все ждут от Нормы объявления имени преступника, вступившего в запретную связь с римлянином, и всевластная еще секунду назад верховная жрица галлов вдруг говорит: «Это я». Помню этот момент, например, в спектакле Ковент-Гардена, где Соня Йончева вмиг превращалась из этакой галльской Маргарет Тэтчер в страдающую женщину, которую голос совести и тревога за детей низвергали из судей в молящие жертвы, но тем и возносили на недосягаемую нравственную высоту. Между тобой и героиней в ту минуту не было ни тысяч верст, ни тысяч лет – хотелось протянуть руку и поддержать. А за сердце хватало, как и положено при катарсисе.

В МАМТе – к сожалению, не хватает. Как бы красиво тут ни пели.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11657
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7325
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7008
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6255
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6196
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?