Главная Культура 13:40 25 Мая 2023 2283
Все в «Норме», но…

Великую оперную драму в МАМТе спели и сыграли на 4+

Сергей Бирюков
В «Норме» МАМТа находится место и античному плащу заглавной героини, и автомобилю зевак-туристов (намек на нас, зрителей?). Фото предоставлены пресс-службой театра

Какому из столичных театров, как не Московскому академическому музыкальному, имеющему в составе белькантовую звезду мировой славы Хиблу Герзмаву, замахнуться на «Норму» Винченцо нашего Беллини? После многих лет отсутствия легендарной партитуры на сценах Первопрестольной уже само это название и имя центральной исполнительницы обеспечили нынешней премьере сенсационный интерес.

Вечно актуальный сюжет, где сквозь антураж Галлии I века до нашей эры проступает животрепещущая и поныне тема нравственного выбора между навязанными общественными правилами и голосом сердца: верховная жрица галлов Норма полюбила римского оккупанта Поллиона, тайно родила от него детей, да еще и столкнулась с изменой возлюбленного, увлекшегося ее юной подругой… Все это помножено на изумительную музыку, увенчанную самой великой сопрановой арией мира Casta diva.

А интрига с руководством постановки? Ведь сначала главным дирижером спектакля театр заявлял ни много ни мало – Владимира Спивакова. Бесспорно, одного из крупнейших отечественных музыкантов, но далеко не «своего человека» в оперном театре. Вот было бы интересно услышать его трактовку знаменитейшего шедевра! Увы, не сложилось… Однако те, кто бывал на спектаклях петербургского (впрочем, и европейского, в истоках американского, но по выучке у Юрия Темирканова, Леонида Корчмара и Ильи Мусина, конечно, нашего) дирижера Кристиана Кнаппа, знают: маэстро работает уверенно, осмысленно, стильно практически в любом репертуаре от Моцарта до Шнитке.

Добавим сюда участие опытного тенора Владимира Дмитрука, певшего и в Лос-Анджелесе и в Вене, а также совсем молодой, буквально ворвавшейся на сцены столичных театров (включая Большой) омички – меццо-сопрано Полины Шароваровой (партии римлянина Поллиона и юной галльской жрицы Адальджизы)… От такого исполнения вполне можно ждать тех жарких «искр», за которыми идет в оперу истинный меломан, любитель сильной музыкальной драмы.

Сильную драму нам попытались подать с первых же тактов, с увертюры, ради которой оркестр торжественно вознесли из его ямы на уровень авансцены. И все, казалось, на месте – мятущаяся главная тема, от которой нити тянутся вперед не только в ткань «Нормы», но и к вердиевской «Травиате», к вагнеровскому «Летучему голландцу»; противостоящая ей побочная, предвосхищающая экстатическую лирику того же Верди и даже Брамса… Однако звуковые краски словно подернуты легкой вуалью. Смысл этой сдержанности вскоре прояснится: именно так, бережно подстраховывая (а может, чуть перестраховывая), оркестр «подставит плечо» солистам, которым предстоит сложнейшая работа. Ведь та же Casta diva – отнюдь не кульминация действия: она «обрушивается» на исполнительницу партии Нормы на какой-нибудь 25-й минуте спектакля. После которой еще столько предстоит спеть – напряженный терцет любовного треугольника во втором действии, трагический монолог заглавной героини и ее же дуэт примирения с подругой-соперницей в третьем, наконец дуэт-озарение с изменившим, но перед лицом смерти прозревшим возлюбленным в финале… И все это – в убойном для большинства голосов сочетании бескрайней кантилены и виртуозных фиоритур, которые мало передать технически точно – надо насытить эти головоломные пассажи настоящим чувством. Такое под силу лишь величайшим певицам мира. Не зря говорят, что те из них, кто берется за партию Нормы, соревнуются не между собой, а с Марией Каллас, Монтсеррат Кабалье, а то и с самой Джудиттой Пастой, для которой опера изначально написана.

Герзмава показывает себя в этом испытании как искушенная вокалистка и умелая драматическая актриса. А ее объемный, «горячий» голос (лишь иногда на самом верху чуть теряющий яркость) выпукло оттеняется легким, почти инфантильным вокалом Шароваровой и броской подачей Дмитрука. И все-таки, опасаясь, что это сложно сочиненное единство в самые ответственные моменты может дать трещину и потонуть в оркестровой массе, равно как в обильно сопровождающих сольные партии хорах, Кнапп и «обволакивает» его мягким инструментальным звуком.

«Треугольник» главных героев: Норма (Хибла Герзмава), Адальджиза (Полина Шароварова), Поллион (Владимир Дмитрук)

Что касается собственно спектакля – с одной стороны, «черно-серо-белое» решение художницы Марии Трегубовой с редкими красочными вторжениями вроде «кровавого подбоя» плащей Поллиона и Нормы соответствует обнаженной формульности сюжета. А гигантский щербатый круг луны (галлы – лунопоклонники), гиперреализм мистического леса и горных круч под пугающее массивными, будто каменные астероиды, облаками делают происходящее похожим на беспокойный тягостный сон. С другой – забавно-современные фигурки туристов в горах поодаль, статуи не то дискоболов, не то пионеров с оторванными горнами (ведь война), луна, бултыхающаяся в море, как громадный пляжный мяч, вместо того чтобы закатиться за горизонт, силуэты лесных зверей, бегающих друг за другом, как Норма за изменившим ей Поллионом и Поллион за зазнобившей его сердце Адальджизой, да и сама «деловитость», с какой театральный персонал меняет декорации прямо на наших глазах – все это придает действию оттенок иронии. Который окончательно закрепляют такие нарочитые на сегодняшней сцене трюизмы, как «фашистская» фуражка Поллиона, кагэбэшно-цээрушные плащи жрецов-друидов и спецназовский камуфляж галльских воинов.

Но помогает ли эта ирония ближе подойти к сути драмы? На мой взгляд, нет. А в сочетании с микшированностью музыкальных красок – наоборот, уводит от нее. Особенно обидно, что в режиссуре Адольфа Шапиро провисает центральный смысловой акцент – когда все ждут от Нормы объявления имени преступника, вступившего в запретную связь с римлянином, и всевластная еще секунду назад верховная жрица галлов вдруг говорит: «Это я». Помню этот момент, например, в спектакле Ковент-Гардена, где Соня Йончева вмиг превращалась из этакой галльской Маргарет Тэтчер в страдающую женщину, которую голос совести и тревога за детей низвергали из судей в молящие жертвы, но тем и возносили на недосягаемую нравственную высоту. Между тобой и героиней в ту минуту не было ни тысяч верст, ни тысяч лет – хотелось протянуть руку и поддержать. А за сердце хватало, как и положено при катарсисе.

В МАМТе – к сожалению, не хватает. Как бы красиво тут ни пели.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3433
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3319
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3156
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?