Главная Культура 20:15 25 Июня 2013 183
Свет и тьма в историях Сильви Гиллем и Жозефа Наджа

На Чеховском фестивале наступила полоса современного танца

Сергей Бирюков

Во всех спектаклях этих дней обозреватель «Труда» увидел тему любви (впрочем, есть ли в искусстве другие темы?), но насколько по-разному ее преподнесли пластично-обаятельная Сильви Гиллем и судорожно-невротичный Жозеф Надж!

Компания бывшей звезды Парижской оперы, а ныне столь же звездной представительницы современного танца Сильви Гиллем привезла на фестиваль программу одноактных композиций под общим названием «За 6000 миль». Название навеяно знаменитым землетрясением в Фукусиме, эхо которого докатилось до Франции не столько сейсмическими колебаниями, сколько волной сочувствия – отсюда интимный характер каждого спектакля, контрастирующий с планетарным звучанием заголовка.

Что означает название «27’52”» композиции Иржи Килиана, остается только догадываться. Может быть, то, что спектакль знаменитого чешско-нидерландского хореографа идет без малого 14 минут, и участвуют в нем двое: итого ровно 27 минут 52 секунды человеческих эмоций? Эти двое – мужчина и женщина, чьи чувства робки и импульсивны одновременно. Актеры (Аурелия Кайла и Лукаш Тимулак) под препарированную медитативную музыку Малера движутся краткими «порывами», это как бы осторожное изучение друг друга, с целомудрием почти «джульеттным», – а когда близость обретена, Он вдруг растворяется в небытии (скрывается под черным пологом) и Она исчезает вслед за ним: существовать порознь для них невозможно.

В следующей постановке – «Rearray» прославленного британца Уильяма Форсайта – появляется уже сама Сильви Гиллем в паре со своим многолетним партнером Николя ле Ришем. Это уже более сложная композиция: семь микроминиатюр, сперва кажущихся просто упражнениями, но постепенно все более обрастающих характерностью и сюжетностью, разумеется, лишь намеченной. Одна из миниатюр – это как бы уличная сценка двух подростков, чья вихляющая походка «руки в брюки» – бравада и закомплексованность одновременно. А ближе к концу образ Сильви начинает неуловимо напоминать тех инфантильных героинь, которых с непередаваемым обаянием создавала в своих телебалетах 1970-х годов Екатерина Максимова.

Третий спектакль, «Bye», поставлен звездным шведом Матсом Эком уже для одной Сильви. Трактовать бессловесный танец – дело не очень благодарное. И если одна из рецензенток парижской премьеры увидела в этой 20-минутной композиции (на музыку последней фортепианной сонаты Бетховена) образ молодой женщины, которая решила поэкспериментировать над собой и представить себя старушкой, то автору этих строк скорее увиделась попытка просто рассказать жизнь женщины – одной из множества. И если сперва мы видим на светящемся в темноте экране нечто космически-неопределенное, то постепенно это обретает контуры человеческого глаза, лица, фигуры, в которых мы узнаем Гиллем… А потом из-за экрана неожиданно выбирается сама Гиллем во плоти – девочка в немудреной юбчонке, провинциальном жакете и неуклюжих чоботах, этакая обитательница столичного пригорода, которой еще предстоит раскрепоститься, познать свою собственную глубину (это символизируется тем, что ботинки сброшены, и в природной красоте явлена пластика великой балерины). А в конце она снова заходит за экран, откуда, уже опять в виде проекции, прощально машет нам рукой, растворяясь в толпе подобных ей обыкновенных людей, женщин и мужчин, перешедших грань между физическим бытием и воспоминаниями.

Если прощальный жест из программы Сильви Гиллем трудно было наблюдать без комка в горле и хотелось запомнить надолго, то итоговое ощущение от спектакля Жозефа Наджа «Sho-Bo-Gen-Zo» – скорее оторопь и желание побыстрее стряхнуть с себя мрачно-невротическую атмосферу этого представления. Может быть, такова вообще судьба людей тонкого душевного устройства и притом с «подорванными корнями» – жить с ощущением перманентной мировой катастрофы? Вспомним полунемца-полуеврея Альфреда Шнитке, обреченного родиться и умереть в России, чья музыка трагична порой до степени отчаяния. Так и у Наджа, этого венгра из несуществующей ныне Югославии, ставшего французом, чутье пластической выразительности развито до предельной остроты. Но если героини Гиллем – это средоточие тепла и обаяния, то его стиль – максимальная  сумрачность, даже судорожность. Впрочем, всех подробностей его нынешнего сюжета (пишут, что он навеян историей одного из основателей философии и практики дзен Эйхея Догэна) не расшифровать без подробного знакомства с биографией прототипа. Что означают все эти хождения в бумажных колпаках или белая пластилиновая фигурка единорога, перелепляемого потом в человечка? Зачем герой (Надж) с риском для здоровья своей партнерши (Сесиль Луайе) забрасывает ее разным хламом, в том числе тяжелым, в куче которого потом оба отыскивают себе ботинки? Каков смысл долгой игры со стульями, на которые исполнители не только садятся и ложатся, а даже пытаются пить нечто невидимое из их ножек?.. Но может быть, эти подробности не так и важны, ясно же, что тут – снова про Мужчину и Женщину, сперва со всей очевидностью японских (он – в полном воинском параде, она – в кимоно), но вскоре меняющих одежду на универсальный брючный костюм. И так же ясно, что они любят друг друга: как бережно в одном из эпизодов он носит подругу… Впрочем, не с такой ли аккуратностью носят тяжелое бревно, которое, упади оно на ногу, причинит немало неприятностей? Вообще герои чаще всего напоминают сомнамбул или скрюченных невротиков с бессмысленными деревянными улыбками, а чем дальше, тем больше все это походит на клоунскую пантомиму.

Конец у нее, однако, вполне серьезный: герои уходят за черный занавес, на котором налеплена та самая человеческая фигурка, только уже кроваво-красная… В отличие от героини Сильви Гиллем, задержать их на пути в мир иной не хочется.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3461
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3366
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3187
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?