Утро первого дня соревнований оказалось раскаленным - +35 градусов, стало ясно, что нашим ребятам из среднерусской полосы придется летать в экстремальных условиях. Ситуация усугублялась тем, что аэродром оказался на высоте 1000 м над уровнем моря, а учитывая квадрат, в котором проходили соревнования, это еще дополнительно 1000 м высоты.
Программа II Всемирных воздушных игр, в рамках которых проходил и чемпионат мира, включал квалификацию, произвольный и два неизвестных или так называемых "темных" комплекса, которые летчики получают буквально накануне соревнований. Квалификация и произвольный комплекс у мужчин вывели в лидеры французов и американцев, но решали все именно "темные" программы. С первой из них произошла такая история: из всех поданных командами вариантов жюри выбрало американский, который был составлен с максимальной выгодой для зарубежных самолетов, а не для наших Су-31 и Су-31М. Украинская команда, летавшая на Су-29, подала протест, жюри его приняло, но... заменило комплекс на еще более сложный.
И вот тут-то выяснилось, кто есть кто в высшем пилотаже: русские летчики Михаил Мамистов и Светлана Капанина безоговорочно были признаны лучшими не только судейской коллегией, но и соперниками. Второй "темный" - и вновь Михаил Мамистов и Светлана Капанина не оставляют никому шанса. У Михаила все это время шла упорнейшая борьба с соперниками из США и Франции, но он так красиво сумел их победить, что пожилой француз, приехавший на чемпионат поболеть за свою команду, преклонил колено перед абсолютным чемпионом II Всемирных воздушных игр и чемпионата мира-2001 из России. Кстати, на I Всемирных воздушных играх в 1997 году Михаил тоже стал абсолютным чемпионом, только в высшем пилотаже на планерах.
Победа Светланы Капаниной стала сенсацией - она собрала все "женское" золото, став в третий раз абсолютной чемпионкой мира и двукратной абсолютной чемпионкой Всемирных воздушных игр, что уникально для всей истории спортивной авиации. Я попросила Светлану раскрыть формулу ее феноменального успеха:
- Важно, чтобы пела душа, тогда и полет получается. А вообще, я по натуре - боец, вот и все.
Светлана сожалела о том, что в общем зачете с мужчинами она не смогла показать более высокий результат из-за того, что Су-31, на котором она летала, не всегда был послушен ее воле. Тем не менее среди 10 лучших летчиков планеты - 9 мужчин, а на шестом месте на сцене стояла Светлана Капанина. А в десятку сильнейших вошли Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Светлана Капанина, Александр Кротов и Сергей Рахманин - пятеро русских летчиков, и в их честь на земле Испании звучал российский гимн.
Еще одна сенсация произошла на чемпионате - в мир большой авиации вернулся уникальный человек Витас Лапенас. Когда-то он летал в сборной команде СССР, а сейчас выступает под флагом Литвы. Двенадцать лет назад произошла трагедия: самолет, управляемый Витасом, потерпел катастрофу, рухнул на землю и загорелся. Месяц летчик находился между жизнью и смертью, потеряв чуть ли не половину кожного покрова, левую ногу и пальцы на левой руке, его спасали не только врачи, но и друзья, которых, к счастью, оказалось немало. Благодаря им, своей воле, он не только вернулся к жизни, но и в большой спорт. И вновь помогли друзья, модернизировавшие специально для Витаса Су-29. Среди 59 летчиков мира в общем зачете (появившись впервые через 12 лет на мировой арене) Витас Лапенас занял 20-е место. Организаторы игр специально для него изготовили хрустальный кубок с надписью "Витасу Лапенасу - птице Феникс".
А что касается техники, то на наших Су летали 56 процентов спортсменов из разных стран мира. Делегация ОКБ Сухого, возглавляемая заслуженным конструктором России Станиславом Степановичем Рубановым, детально анализировала все предложения и замечания летчиков.
- Действительно, наши самолеты - одни из лучших в мире, - сказал Станислав Степанович. - Но и они требуют усовершенствования. Сейчас мы планируем модернизировать двигатель и винт, а в идеале каждый спортсмен мирового уровня должен иметь свой самолет.
Замечу в заключение, что ОКБ Сухого и ОАО "Газпром" стали основными спонсорами сборной команды России по высшему пилотажу.