Накануне 125-летия со дня рождения Пабло Пикассо, исполняющегося 25 октября 2006 года, вновь стали муссироваться слухи о том, что его "Герника", полотно, по силе художественного и эмоционального воздействия которому, по мнению ряда критиков, нет равных в искусстве ХХ века, - плагиат.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, впервые с таким предположением более десяти лет назад выступил в столичном журнале "Интервью" искусствовед-любитель Хосе Педро Виндаль, посвятивший изучению картины многие годы.

По утверждению исследователя, "Герника" чуть ли не является копией гравюры "Ярмарка в Куэрникабре", созданной Мануэлем Наварро, художником из Арагона, другом великого Франсиско Гойи, в начале Х1Х века. "Чем больше я сравнивал эти произведения, тем больше сходства в них находил. Та же композиция, то же безумие, те же бесформенные фигуры, та же экспрессивная манера письма, даже те же быки. Наконец, абсолютно одинаковый размер полотен. Именно их поразительное сходство и привело меня к мысли, что "Ярмарка" подтолкнула Пикассо к выбору формы, в которой была создана "Герника".

Хосе Педро Виндаль поделился неожиданным "открытием" со своими друзьями, в числе которых были и профессиональные искусствоведы. По его словам, они якобы согласились с ним, но порекомендовали ему "не распространяться", дабы "не поднимать скандал вокруг такого монстра, как Пабло Пикассо". Но он не внял советам друзей и продолжал свое расследование. В результате обнаружил более пятидесяти различных деталей, которые Пикассо заимствовал у Мануэля Наварро и использовал не только в "Гернике", но и в "Тавромахии", датированной 1935 годом. "Это говорит о том, что он не только знал о "Ярмарке в Куэрникабре", но и тщательно изучал ее с определенными целями".

На этом основании Виндаль делает еще одно, не менее сенсационное "открытие". Он уверяет, что "Герника" в том виде, в каком она экспонировалась в павильоне Испании на Международной выставке в Париже в 1937 году, была задумана Пикассо минимум за два года до ее появления. Тем самым он ставит под сомнение существующую версию, согласно которой толчком для создания полотна послужила бомбардировка гитлеровской авиацией 26 апреля 1937 года Герники, древней столицы басков. Как писал Хосеп Ренау, генеральный директор Департамента изящных искусств, когда республиканское правительство заказало ему картину, которое должно было отразить трагедию Герники, "он был внутренне готов к заказу", чем объясняется, что столь крупномасшабное произведение /3,5 х 7,8 м/ было создано в короткие сроки всего за пять недель. В действительности же, полагает Виндаль, Пикассо переложил на полотно то, что замыслил давно. Бомбардировка Герники лишь ускорила реализацию уже существовавшего замысла. "Так или иначе, задуманная картина появилась бы, независимо от трагедии Герники".