В преддверии этого знаменательного для молодых российских телевизионщиков события спецкор нашей газеты побеседовал об истории фестиваля с его главным организатором — режиссером телеканала «Россия» Игорем Романовским.
Главный организатор фестивалей ТЕЛЕФЛОТ Игорь Романовский
— По своей сути, этот фестиваль является своего рода мастер-классом и даже производственной практикой для многих молодых журналистов из различных городов России. — рассказал Романовский «Труду». — История подобных мероприятий для меня начинается с 1994 года. Тем не менее, актуальность и востребованность этого фестиваля, как я считаю, только возрастают. Особенно если принять во внимание тот факт, что в настоящее время на центральных государственных каналах «Россия 1» и «Первый канал» сейчас нет детских и молодежных программ. Я с 1992 года работал в молодежной редакции ВГТРК. Но в 1998 году руководство канала упразднило этот отдел. А, стало быть, сейчас нет творческих объединений, которые постоянно работали бы на этом направлении. Так что и по части начала своей творческой карьеры у многих выпускников журфаков возникают серьезные профессиональные проблемы. Одна из причин тому — для них нет молодежных редакций.
— Где и как вам удалось провести самый первый в вашей карьере фестиваль?
— Это произошло на Украине в 1994 году. В 50 километрах на восток от Чернобыля построили город Славутич специально для того, чтобы здесь жили строители и работники Чернобыльской АЭС. Город строили с нуля, но очень быстро, создавая при этом самую современную на тот момент инфраструктуру. И вот желая придать Славутичу статус Города Будущего, решили провести там фестиваль молодых журналистов «Золотая осень Славутича». Я был президентом и одним из авторов проекта этого фестиваля. Финансировало проект руководство АЭС. Этот фестиваль проводится и сейчас. Но не нами, а украинской стороной.
Спустя год нам удалось провести Конгресс молодых журналистов «СОК-95» (Спорт, Отдых, Культура) в сочинском санатории «Русь», в советское время носившем имя Ленина. Молодых телевизионных журналистов там разместили в достаточно комфортных условиях — ведь поначалу планировалось провести это мероприятие на базе адлерского недорогого пансионата. На территории санатория в тот момент жила многочисленная обслуга, помощники и спичрайтеры президента Ельцина. Так что обеспечить 250 участников форума тогда оказалось не столь сложным делом. Наша работа проходила рядом с резиденцией Бориса Ельцина на Бочаровом ручье, а спортивная часть мероприятия — на кортах, где совсем незадолго до этого президент играл в теннис с Коржаковым и Тарпищевым. Кстати, в дальнейшем польза от этого Конгресса молодых журналистов «СОК-95» получилась обоюдная. 80 телестудий стран СНГ, которые представляли участники Конгресса, не задаваясь тому целью, своими телевизионными передачами обеспечили здравнице под названием «Русь» хорошую рекламу на 3 года вперед. Не зря санаторий тогда взял на себя половину расходов на этот фестиваль.
— Каким образом вам удается привлечь к вашим проектам спонсоров сейчас?
— Спонсоры играют в наших мероприятиях немалую роль, но порой мы вообще обходимся и без них, к сожалению. И тому есть причины. Например, слишком специфические требования тех, с кем мы вели переговоры. Один глава фирмы как-то обещал нам выделить 600 тысяч рублей, но при этом хотел, чтобы в рамках этого мероприятия (и его сметы) его самого, его жену и детей разместили в Люксе, а также взяли бы в круиз музыкальный коллектив из восьми человек. Кстати, этот коллектив — достаточно известный в России, и исполняет музыку на высоком уровне. Но тематикой он совсем не вписывался в рамки нашего фестиваля. Кроме того, все требуемые затраты на семью спонсора и на этот коллектив в итоге делали практически неэффективной материальную помощь. Пришлось от нее отказаться.
— Каковы же источники финансирования нынешнего вашего фестиваля?
— Мы изначально выбрали речные суда как места для проведения фестивалей. Да, на них все получается дороже, чем где-нибудь на территории детского лагеря или спортивной базы. Но такой подход имеет и ряд преимуществ. Во-первых, у нас есть возможность участвовать в экскурсиях по интересным, знаменитым местам. А значит, и проводить там телевизионную съемку, совершенствуясь в жанре репортажа. А во-вторых, совместное пребывание с разными интересными людьми. Вечерами в условиях замкнутого пространства на корабле многие подходящие персонажи для репортажей в большей мере расположены для общения — с целью сделать интервью с ними или очерк про них. Кроме того, молодые журналисты могут почувствовать значимость своей профессии, попав в комфортные условия за весьма небольшие деньги.
Теперь насчет финансовых затрат на подобные мероприятия. Нам удалось достичь оптимального соглашения с компанией «Инфофлот» по части оптовой продажи нам путевок по сниженной цене.
— Участникам фестиваля эти расходы оплачивают организации, в которых они работают?
— Необязательно. Бывает по-разному. Чаще участники сами находят средства, чтобы оплатить свое пребывание на ТЕЛЕФЛОТЕ. Мы извещаем о фестивале руководство телестудий и телевизионных компаний, и от каждой из них к нам делегируется по несколько молодых телевизионщиков. Затраты вполне для них доступные, хотя и дороже, чем были бы цены в детских лагерях. Более того, учитывая, что стоимость путевок соответствует льготному тарифу (из разряда «горящих»), то мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали именно только молодые специалисты телевизионного ремесла, без своих родственников и друзей.
Хочется отметить и ту разницу в подходе, которую демонстрируют разные участники наших мероприятий. Например, начинающие телевизионщики из Сергиева Посада, получив от нас приглашения, сразу провели в своем городе серию видеосъемок выпускных вечеров, свадеб и прочих семейных торжеств, заработав таким образом необходимую сумму, при этом занимаясь своим привычным делом, хотя и в несколько иной плоскости. Молодые журналисты из Самары ведут себя совсем иначе. Они нам регулярно названивают и жалуются на то, что их местное управление культуры не желает выделять бюджетные деньги на участие в фестивале. Хотя могли бы и сами заработать, имея «орудия труда».
И еще важный момент. В традициях нашего фестиваля: авторы лучших работ нынешнего форума получат возможность бесплатного участия в аналогичном мероприятии на следующий год за счет нашего партнера — круизной компании.
— Будет ли у предстоящего фестиваля какая-то специфическая тематика?
— Да, все свои фестивали мы посвящаем определенной тематике. В прошлом году, в честь Олимпиады в Сочи, тематика была олимпийская. В мае 2015 года мы провели фестиваль, посвященный 70-летию Великой Победы. В этот раз у нас будет «уклон» в сторону малого бизнеса, той его специфики, которая характерна для участия в предпринимательстве молодых людей. Будем рассказывать о старинных купеческих традициях, которыми богаты малые города России. Современные реалии также отразятся в работах наших участников. И нами уже достигнута договоренность с одним из телевизионных каналов о том, что лучшие работы, отснятые на фестивале, будут показаны по телевидению. Кроме того, независимость нашего фестиваля позволяют нам варьировать программу по его ходу. Если выпадает хорошая погода — работаем на пейзажных съемках, плохая — в помещении. Если в каком-то из посещаемых нами городов случается значимое событие, мы стараемся отразить его в наших репортажах, которые конкурсанты делают во время фестиваля. Постоянно по ходу мероприятия наши молодые газетчики выпускают «вестник» фестиваля. Судоходная радиорубка тоже периодически в распоряжении наших молодых радистов.
Маршрут предстоящего ТЕЛЕФЛОТА захватит города Ярославль, Рыбинск, Углич, Москву, Калязин, Тутаев, Кострому, Чкаловск, Городец и Нижний Новгород. Итоги фестиваля будут подведены и в газете «Труд».