06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АПЛОДИСМЕНТЫ КЛАССИКЕ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 25 Сентября 2001г.
В прошлом театральном сезоне мы не раз касались проблемы взаимоотношений репертуарных театров и антрепризы, устроили дискуссию на эту тему с участием Марка Захарова, Павла Хомского, Марка Розовского, Андрея Житинкина и Леонида Трушкина. Сегодня, размышляя о том, что предстоит увидеть зрителям в новом сезоне, следует заметить, что соревнование между государственными и частными театрами не прошло для них даром. За прошедшее время они немало почерпнули друг у друга.

Новые художественные идеи постоянно витают в воздухе, а мастера пытаются воплощать их на сцене, несмотря на все сложности. Политика правительства в отношении государственных театров не изменилась. Следовательно, и в новом сезоне они будут искать средства для постановок, держать артистов на нищенских окладах. Хотя заметим, что есть деятели сцены, которые пытаются, и не без успеха, действовать с учетом рыночных реалий.
Опередил многих в плане коммерческих идей БДТ имени Товстоногова. Его мудрый руководитель Кирилл Лавров сообразил, что дальнейшие выпады репертуарных театров против той же антрепризы бессмысленны - все равно артисты будут "убегать" туда на заработки. А потому не лучше ли искусителей-антрепренеров приблизить к себе? Пусть они вкладывают деньги в совместные проекты, а театр будет предоставлять сцену для репетиций, выделять артистов, а потом доходы от проката спектаклей делить согласно заключенным договорам. Словом, "и волки сыты, и овцы целы". Таким вот образом и родился коммерческий спектакль "Калифорнийская сюита" с участием Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили, на который ни в Питере, ни в Москве попасть невозможно. По дорожке, протоптанной БДТ, собирается пойти и театр имени Моссовета. В новом сезоне здесь выпустят спектакль "Мужчины по выходным" по новой пьесе Виктора Мережко с привлечением средств антрепренера, пригласившего для постановки режиссера Валерия Саркисова.
Что ни говорите, а конкуренция заставила многих руководителей стационарных театров пошевелить мозгами. Они поняли: раз антреприза не может ставить серьезную классику и делать к ней интересное художественное оформление (из-за отсутствия собственных мастерских), то этим надо пользоваться. Конечно, осуществлять классику трудно, много денег надо, но в итоге зрители повернутся лицом к репертуарным театрам, поскольку не смогут увидеть подобного в коммерческих спектаклях.
Прав Юрий Соломин, когда говорит, что сегодня у театра есть два пути завоевания публики - качеством и эпатажем. Что касается последнего, то зрителей уже начинает подташнивать от избытка голой плоти на подмостках. Недавно я слышала, как одна дама, выходя после спектакля Романа Виктюка "Наш Декамерон XXI", сказала своему спутнику: "Больше не пойду смотреть за тысячу рублей на голые задницы мужиков. Это я могу увидеть и дома, бесплатно". Действительно, пряная эстетика спектаклей Виктюка уже не вызывает прежнего ажиотажа зрителей, а сам маэстро эротического театра все чаще говорит об "астральных явлениях" в искусстве и о "позывных из космоса", адресованных избранным художникам. Наверное, в связи с этим в будущей постановке Виктюка "Анна Каренина" у персонажей Льва Толстого обязательно появится что-то инопланетное... Не берусь предугадать, насколько космизм сможет обогатить наш театр, но, как мне кажется, возвращение на сцену незаслуженно забытых классиков точно повысит уровень нашей театральной культуры.
Так, в наступающем театральном сезоне наконец-то появится долго не идущий у нас Генрик Ибсен. "Пер Гюнта" собирается ставить в своем театре Петр Фоменко, а Татьяна Ахрамкова - "Строителя Сольнеса" в "Маяковке". "Короля Лира" задумали одновременно осуществить Леонид Хейфец и Павел Хомский. Думаю, это будут две совершенно разные режиссерские версии о причинах крушения самовлюбленного самодержца, решившего поделить свое королевство между наследниками и ожидавшего, что за это его станут носить на руках. У Хейфеца Лира будет играть страстно-напористый Михаил Филиппов, а у Хомского - утонченно-язвительный Михаил Козаков.
Что касается последней премьеры во МХАТе имени Чехова - "Кабалы святош", то мы о ней уже писали. Рассказывали и том, что Олег Табаков пытается сделать из старейшего русского театра что-то наподобие сборной команды, где на каждую роль в спектакле будет заключаться отдельный контракт с исполнителем. При этом совсем неважно, где он постоянно работает, в данном коллективе или в другом. Иными словами, антрепризный подход к набору артистов на постановки утверждается в первом театре страны. Плохо это или хорошо? С одной стороны, ничего плохого в том нет, если грузинский режиссер Темур Чхеидзе зовет в свой спектакль "Антигона" на роль Креона знаменитого мастера перевоплощения Отара Мегвинетухуцеси. И совсем другое, когда заурядного в общем-то телеведущего Игоря Угольникова (сыгравшего всего одну роль в спектакле "Девушки Битлов") приглашают в труппу прославленного коллектива. Что это, как не желание руководства театра угодить той части публики, которая стремится увидеть "живьем" на сцене "раскрученных" телекамерой лиц? Так МХАТ может превратиться в ярмарочного зазывалу, а любая антреприза на его фоне будет выглядеть образцовой моделью по части открытия неведомых зрителям граней таланта старых мастеров.
Конечно, не от хорошей жизни артисты, словно бабочки, порхают по столичным подмосткам, не зная, где они выиграют, а где "пролетят". Бывает так, что от отчаяния некоторые из них уезжают, как это сделал Леонид Кулагин. Поссорившись со своим главным режиссером Сергеем Яшиным в театре имени Гоголя, он уехал в Брянск руководить ТЮЗом. Дела там у него не заладились, и если бы Татьяна Ахрамкова не вспомнила о знаменитом киногерое фильмов "Дворянское гнездо" и "Осень" и не пригласила на главную роль в "Строитель Сольнес", - ходить бы сейчас Кулагину в безработных.
Ну и что, недоуменно пожмут плечами некоторые режиссеры: каждый артист должен быть заранее готов к любым неожиданностям. Так-то оно так, только почему эти самые режиссеры стараются закрепиться за театром, и почти никто из художественных руководителей без битвы не уступает свое кресло? Вспомните, какие ожесточенные схватки развернулись в прошлом сезоне между претендентами на пост художественного руководителя в театрах на Малой Бронной и имени Пушкина. Говорят, что Алиса Коонен когда-то прокляла пушкинский театр за то, что оттуда был уволен ее знаменитый муж режиссер Александр Таиров. Не думаю, что то же самое сделала Наталья Крымова, поскольку ее супруг Анатолий Эфрос добровольно переходил с "Бронной" на "Таганку". Тем не менее не везет этим двум коллективам до сих пор. И хотя "Разбойники" Шиллера (в постановке Алексея Говорухо) репетировались в пушкинском театре задолго до назначения туда Романа Козака, первая неудача в новом сезоне ударила и по его имени. Ведь афишу-то он подписывает. Теперь ему предстоит реабилитировать себя в спектакле "Ромео и Джульетта" с молодыми артистами, которых он привел с собой из чеховского МХАТа.
Более серьезный казус произошел с его соседом, новым главным режиссером Андреем Житинкиным. Постановщик настолько был уверен в успехе своего спектакля "Портрет Дориана Грея", что заранее объявил его гениальным, а молодому артисту Даниилу Страхову, приглашенному из театра Гоголя на роль порочного красавца, предрекал оглушительную славу. И что же? Буквально вся пресса освистала "шедевр" нового худрука, а "знаменитый" Страхов теперь не знает, как ему отмазаться от приклеившегося к нему после спектакля ярлыка трансвестита.
Говорят, что следующий свой спектакль Житинкин будет ставить вместе с Львом Дуровым к его юбилею. В последнее время этого замечательного артиста, в свое время не пожелавшего уйти вместе с Анатолием Эфросом, чаще можно увидеть в спектаклях Иосифа Райхельгауза на сцене "Школы современной пьесы", чем в родных пенатах. Причин здесь несколько, и одна из них заключается в глубоком взаимопонимании актера и режиссера. Да и вообще здесь собралась команда актеров одной "группы крови": Альберт Филозов и Владимир Качан, Ирина Алферова и Владимир Стеклов. В этом же театре ставит спектакли Сергей Юрский, давно не имеющий крупных ролей в своем "Моссовете". На примере этого небольшого коллектива можно сделать простейший, казалось бы, очевидный для всех вывод: театрам уже давно не нужны огромные труппы, это тормозит их развитие, не дает двигаться вперед более перспективным артистам. Только мобильные, хорошо организованные актерские группы во главе с избранным ими лидером способны удовлетворять свои творческие амбиции и материально себя обеспечивать. Не потому ли никто из артистов театра "У Покровских ворот" не покинул добровольно Сергея Арцибашева? А попервоначалу казалось, что через год-два распадется этот "комнатный" театр, начавший свою жизнь с немодной тогда русской классики. Проработав долгое время актером и режиссером у Юрия Любимова, Сергей Арцибашев твердо уяснил для себя: только жесткая творческая дисциплина может спасти коллектив от распада, а интересные, свежие художественные идеи способны "привязать" артистов к лидеру. Чем больше коллектив, тем сложнее это делать. Как только художественный руководитель огромного театрального корабля переключает внимание на поиски денег, он тут же начинает терять творческий контроль над своей командой.
Сегодня 50-летнего Сергея Арцибашева зовут во все московские театры на постановки, но он не торопится. Не смог только отказать Александру Ширвиндту, предложившему ему поставить на сцене "Сатиры" блистательную комедию "Орнифль" Жана Ануя. Мне даже кажется, что это будет самый кассовый спектакль нового сезона с участием Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Веры Васильевой. После состоявшейся премьеры заговорили, что от успеха этой постановки зависит приглашение Сергея Арцибашева на пост художественного руководителя театра имени Маяковского вместо ушедшего из жизни Андрея Гончарова.
Сейчас этот вопрос весьма активно обсуждается в московских театральных кругах. Всех волнует, кто из возможных претендентов (будь то Леонид Хейфец, Петр Фоменко, Сергей Яшин или Татьяна Ахрамкова) согласится возглавить непомерно раздутую труппу, с которой даже у Гончарова было много проблем... Ясно одно: кто бы ни пришел сюда - это уже будет другой театр. За примерами ходить далеко не надо, достаточно вспомнить, насколько изменился БДТ после смерти Георгия Товстоногова и как разительно сегодня меняется МХАТ имени Чехова с приходом Олега Табакова. И это неизбежно. Не только потому, что каждый художник творит, сообразуясь со своими представлениями о жизни и о роли искусства в этой жизни, но и потому, что "век, нравы изменив, иного стиля просит". И если деятели театра не будут прислушиваться к этим изменениям, не будут помогать человеку постигать самого себя, духовно совершенствоваться, то, скорее всего, уравняются с теми, кто сегодня говорит: "Ты стоишь столько, сколько зарабатываешь". В то время, как настоящие произведения искусства не имеют цены.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников