Главная Культура 17:14 25 Ноября 2013 2506
Выставка С чистого листа

 В Третьяковской галерее на Крымском Валу в новом свете предстал живописный цикл Павла Корина «Реквием. Русь уходящая».

Елена Широян

В советские годы Павел Дмитриевич Корин (1892–1967), потомственный иконописец из Палеха, был удостоен всевозможных титулов: народный художник СССР, академик, лауреат Ленинской премии. В анналы он вошел как автор портретов, запечатлевших плеяду интеллигенции1930–1960-х: Максима Горького, художников Нестерова, Коненкова, Сарьяна, Кукрыниксов, – а также маршала Жукова.

Эмблемой советского искусства стали монументальные работы Корина – мозаики станции московского метро «Комсомольская», витражи «Новослободской». Меньше известен Корин-реставратор, спасавший коллекцию Дрезденской галереи и много лет возглавлявший мастерские живописи в Пушкинском музее, и Корин-собиратель, завещавший свою коллекцию икон Третьяковской галерее. После смерти художника к галерее перешла и его мастерская; хранителем музея стала вдова Корина – Прасковья Тихоновна, в юности послушница Марфо-Мариинской обители, где она встретилась с будущим мужем, помогавшим Нестерову в работе над росписями.

С Домом-музеем Корина, в 2009 году закрытым на реконструкцию, связан и спецпроект «Павел Корин. Реквием. К истории «Руси уходящей» – попытка переосмыслить великий художественный замысел, оставшийся незавершенным после 35 лет труда. После трех лет реставрации Третьяковка впервые показала целиком весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине. Главное коринское творение, «Уходящая Русь», чуть не погибло в мастерской: она находится в бывшей прачечной доходного дома, где экспонаты губила сырость. В таких условиях у всех полотен изменился цвет: авторский лак утратил прозрачность, краски поблекли, некоторые детали было не разглядеть. Когда холсты перевезли в запасники на Крымском Валу, специалисты музея по уникальной авторской методике сняли старый лак, провели регенерацию, ликвидировали провисание холстов. В результате под новым лаком засияли яркие краски, и выяснилось: Корин – великолепный колорист!

К слову, в реставрации участвовала и представительница династии Чураковых, к которой принадлежат персонажи картины «Отец и сын» из цикла «Реквием», глубоко верующие люди сложной судьбы: скульптор Сергей Чураков и его сын – известный реставратор, ученик самого Корина.

Цикл «Реквием», связанный с трагическими для России и Русской православной церкви событиями 1920–1930-х годов, был и остается главной «легендой» Корина. За него художника травили и превозносили, в его мастерскую стремились, но и боялись об этом говорить. Сегодня после комплексных исследований этот гигантский труд ставит перед учеными новые проблемы: это сложнейший арт-проект. Рамки его превосходят изначальный замысел большого полотна – Корин создал настоящую энциклопедию духовного сопротивления, галерею героических образов, не умещающуюся в одну картину, пусть и «большую». Художник продолжил традицию, которая восходит к любимому им Александру Иванову, а развита Василием Суриковым в полотнах «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» и учителем Корина – Михаилом Нестеровым в картине «На Руси».

В марте 1925 года Корин побывал в Донском монастыре на всенародном прощании с патриархом Тихоном – духовным лидером нации, жертвой советского режима. Художник, потрясенный этим зрелищем, решил создать большое полотно, сделав его героями реальных участников церемонии отпевания патриарха. «Церковь выходит на последний парад» – такова была идея Корина, увидевшего символ русской истории ХХ века за конкретным событием. Художник назвал будущую картину «Реквием», видя ее как литургию, траурное прощание с прежней, на глазах уходящей Россией – оплотом православной веры.

Кстати, название, ставшее хрестоматийным, сам автор не принимал, но то была спасительная альтернатива печальному слову «Реквием». Идею подал Горький, ставший Корину другом и защитником после того, как впервые увидел портреты его персонажей. Благодаря хлопотам Горького, сумевшего оценить искания художника, который не желал оптимистически живописать будни великих строек, тот смог перебраться с чердака на Арбате в просторную мастерскую на Малой Пироговке, побывать в Европе. А главное, получить своего рода охранную грамоту – иначе власти могли бы сделать с ним то же самое, что с героями его портретов. Ведь судьба многих – аресты, ссылки, гибель в лагерях и тюрьмах; иные причислены к лику новомучеников российских, как схимник Агафон (Александр Александрович Лебедев, 1884–1938), в советское время продолживший духовные традиции православного старчества. Духовный наставник молодого поколения монахов, составлявших последние тайные общины в Москве 1930-х, он умер в лагере близ города Алатырь. Другой пример – священномученик РПЦ протоиерей Сергий (Сергей Михайлович Успенский-младший, 1878–1937), который продолжил церковное служение в 1920–1930-е годы, был расстрелян на полигоне в Бутово и похоронен в общей могиле. На портрете «Молодой иеромонах отец Федор» – один из лидеров духовного сопротивления 1920–1930-х Олег Павлович Богоявленский (1905–1943). За десять лет до его гибели в тюрьме под Саратовом Корин распознал удивительную силу духа этого человека, подвергавшегося преследованиям за религиозные убеждения, которые не скрывал. Недаром художник изобразил отца Федора в образе молодого русского воина в триптихе «Александр Невский».

Прототипы героев ненаписанной картины – митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах Корина превратились в типажи трагической истории России XX века. Многие из персонажей «Реквиема» служили художнику примером нравственного выбора. Среди них такие выдающиеся люди, как протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870–1951), выдающийся певец, не уступивший уговорам покинуть служение ради оперных партий. Первым из духовных лиц РПЦ позировал Корину для «Реквиема» замечательный проповедник, выпускник Московского университета, духовник Михаила Нестерова митрополит Трифон (князь Борис Петрович Туркестанов, 1861–1934). Один из иерархов РПЦ, тесно связанных с православными старцами, о. Трифон освятил храм в Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятил в звание крестовых сестер милосердия ее основательницу Великую княгиню Елизавету Фёдоровну и сестер; в начале Первой мировой войны добровольцем, полковым священником ушел в действующую армию, а после контузии стал настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Еще одна поразительная личность – митрополит Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий, 1862–1936), выдающийся историк, богослов, прозванный «строгим архипастырем» духовник Алексия Симанского – патриарха Алексия I. Ректор Московской духовной академии, член Священного Синода и Госсовета, он много сделал для сохранения церковных зданий – памятников архитектуры, например, в Великом Новгороде и Ферапонтове. В 1918 году митрополит Арсений стал одним из трех кандидатов в патриархи, а в начале 1920-х был арестован и с тех пор почти постоянно находился в тюрьме или ссылке. В 1936-м скончался в Ташкенте на руках своего духовного сына – хирурга и архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

В цикле Корина есть и замечательные женские образы. Единственная, кто в силу немощи позировал сидя, – схиигуменья Фамарь (Тамара Александровна Марджанова, 1869–1936). Сестра основоположника национального грузинского театра Котэ Марджанишвили, одаренная певица, в юности она оставила свет. Была настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве, связанной с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, и вслед за ней приняла решение о создании новой монашеской обители – Серафимо-Знаменской. Эта хрупкая женщина, носившая вериги, в 30-е годы подверглась аресту и ссылке на Ангару, но осталась наставницей молодого поколения интеллигенции. Рядом – портрет ее духовной дочери, тайной монахини Татьяны Протасьевой (1904–1987): известный ученый-историк, исследователь церковнославянских рукописей, около 40 лет она работала в Историческом музее.

Четкие силуэты, выразительные, но сдержанные жесты и позы передают колоссальную внутреннюю силу этих лучших представителей церкви земной перед ликами церкви небесной. С годами трансформировалась и общая идея «Реквиема»: если поначалу речь шла об уходе подвижников, гибели духовной традиции, то в конце концов получилось торжество церкви как вечного источника духа, «неиссякаемого множества»… Но смысл цикла глубже: отразил он и жестокую борьбу, происходившую в лоне церкви в советские годы.

Серия из 29 холстов (одни давно стали классикой, другие никогда не выходили к публике) развешена в конце анфилады, содержащей искусство России ХХ века от авангарда до наших дней. Но это не завершение истории столетия – скорее гигантский знак вопроса. Цикл, над которым Корин работал с 1925 года по 1959-й, входит в число самых грандиозных и загадочных творений столетия. Вопреки тому, что задуманная картина так и не была написана. В советское время это было истолковано чуть ли как не фиаско художника. Более того, на подготовленном для эпического рассказа холсте-колоссе – а он даже больше полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» – нет ни единого штриха либо пятна краски. Именно этот холст, по заказу Корина сделанный в Петербурге, загрунтованный, но абсолютно чистый, доминирует в экспозиции, подавляя размерами: более 9 метров в длину и 5,5 в высоту. В память врезаются фотокадры из мастерской: пустой огромный холст, одинокая фигура мастера и повернутые лицом к стене эскизы. Теперь на фоне белого полотна, закрепленного у потолка, таким маленьким кажется окончательный эскиз композиции. Коллективный портрет православной рати, сошедшейся на духовную битву в Успенском соборе Московского Кремля, – Руси уходящей, изгоняемой, но не утратившей веру.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3435
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3323
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3159
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?