Юлий Соломонович, вам хотелось бы сейчас выйти на сцену с какой-нибудь кавээновской командой?
- Да, иногда хочется поучаствовать в игре самому. И я уверен, что моя команда обязательно победила бы. Нет, я не хочу обидеть нынешних кавээнщиков, просто старая школа актерского мастерства развила в нас умение импровизировать. Я до сих пор могу в уме быстро рифмовать строки, подражая поэтам. А когда говорю эти строчки вслух, часто получается какая-нибудь шутка - иногда пошлая, иногда смешная, иногда глупая. Но шутка! Наверное, поэтому многих участников КВН разобрали на телевидении. Наших ребят очень ценят за здоровый юмор, за умение не растеряться и ответить или же сгладить ситуацию. Конечно, попало из КВН на профессиональное телевидение и много мусора, но большинство все-таки можно назвать профессионалами своего дела.
- Отучившись в медицинском, вы не стали делать карьеру врача. Знания психиатра помогают вам в работе и общении с людьми?
- Да, конечно. Очень часто я понимаю состояние человека, быстро нахожу с ним общий язык. Сам, если честно, не люблю пафосности - что в словах, что в поступках или взглядах. Когда-то меня очень раздражали бытовые фразы родителей: "Ты почистил зубы?", "Уроки сделал?", "Убери в комнате". А с возрастом я понял, что именно эти простые слова и есть настоящие.
- То есть когда ваша дочка решила, что хочет стать юристом, вы сразу одобрили ее выбор?
- Так бывает только в книжках. (Смеется.) Свою дочку я фактически узнал, когда ей было 12 лет, когда она уже была взрослым человеком. Когда же она была маленькая, я делал так: чмок-чмок-чмок, говорил: "Все, доченька, мне пора бежать" - и уходил. Лола раньше участвовала на сцене - участвовала в КВНе. Но все-таки выбрала другую профессию. Сейчас она живет в Америке с мужем. Каждый день звонит нам - сначала маме, а потом мне, папе. И я до сих пор не могу понять, почему американцы стараются отдалить от себя детей сразу после того, как они окончили колледж. Даже представить такого не могу!
- Вы представляете себя в роли дедушки?
- Я надеюсь, что стану дедушкой уже этой весной. Мы с супругой ждем первого внука. Конечно, будет сложно активно воспитывать малыша, находясь на другой стороне планеты. Но вот когда время придет, тогда и посмотрим. Конечно, я хочу уделять внуку больше внимания, особенно пока он будет маленьким. Надеюсь, что получится.
- С братом часто видитесь?
- Часто, хотя реже, чем хотелось. Вот недавно отпраздновали юбилей его жены. У нас замечательные отношения, дружные семьи, интересная творческая жизнь. Все можно в этом плане назвать замечательным, но без кавычек, чтобы не было двусмысленности. Я давным-давно перестал относиться к нему как к младшему брату. Скорее - мы на равных и очень уважительно с ним обсуждаем вопросы, решаем проблемы.
- Вы написали сценарий к фильму "Не бойся, я с тобой-2". Чем продолжение будет отличаться от первого фильма?
- Эта картина получила продолжение спустя шестнадцать лет. Съемки, надеюсь, начнутся в следующем году. (Улыбается.) Важно то, что впервые на постсоветском пространстве выйдет совместная картина Азербайджана и России. И я считаю, что это очень важно - создавать совместные проекты двум странам, нежели делать друг другу какие-то мелкие пакости. Фильм будет таким же веселым и захватывающим, потому что герои не будут унывать даже в самых непростых ситуациях. У меня сегодня есть еще один важный проект - я готовлю спектакль "Учитель танцев" ко дню рождения одного из моих любимых артистов театра Владимира Зельдина. Сейчас он с огромным успехом исполняет главную роль в моей постановке "Человек из Ламанчи" на сцене Театра Российской армии. Очень надеемся, что он отметит свое 95-летие вместе с выходом новой пьесы.
- Практически каждый день становится известно о том, что закрывается тот или иной проект, так как нет финансирования. Как вы думаете, кинематографу грозит застой 90-х?
- Я уверен, что кино будут продолжать снимать в таком же темпе, как это было последние годы. Тут вопрос в другом: какое кино останется? Скорее всего, нормальные режиссеры не найдут денег для своих проектов и задумок, а вот "киношная шпана", у которой есть выход в гламурную тусовку и есть деньги, добытые непонятными способами, останется. И будет продолжать снимать ту бессмыслицу, которая все чаще предлагается нашим зрителям, да и нам всем. Мне кажется, что сейчас очень важно быть принятым в звездные молодые компании. Я не хочу сказать, что у нас нет нормальных фильмов, наоборот, есть, и даже очень-очень много великолепных картин, блокбастеров, комедий. Но есть и такой мусор, от которого тошно становится.
- А какие фильмы, вышедшие в последнее время, вам по-нравились?
- Я не говорю об этом, пока не пройдет вручение нашей премии. Это уже давным-давно вошло в привычку. Я много слышал о фильме "Морфий", но пока не настроился на него идти. Я замечательно отношусь к Балабанову, но фильмы его не для меня. Я человек веселый, люблю легкие, добрые, может быть, даже романтичные картины. Алексей же снимает жесткое кино. Когда я пришел на его "Груз 200", я специально сел поближе к выходу - думал, что не смогу досмотреть до конца. Но, к своему собственному удивлению, сюжет меня настолько захватил, что я даже не заметил, как прошло время сеанса.
- Как вы относитесь к тому, что сегодня деятели культуры или кино идут в политику?
- Это все баловство. Конечно, я понимаю, что каждый человек хочет иметь власть, пусть небольшую, но все-таки. И именно в государственных органах ее можно получить. Однако я считаю, что в политику должны идти те, кто в ней действительно разбирается.
- Но вы же были депутатом Госдумы в 1993 году?
- В те времена мы искренне верили в то, что можно быстро построить демократию. Работал я тогда под руководством Егора Гайдара. В том, что прошлое поливают грязью, нет ничего хорошего. А хорошего было много. Вот я смело заявляю: Егор Тимурович - очень честный человек. Он не украл ни копейки из государственной казны. Сейчас я бы не хотел вновь попасть в активную. политику.
- Жена не ревнует к работе?
- Нет. Раньше, конечно же, были случаи, когда она расстраивалась. Но у каждого человека наступает такой период в жизни, когда он переосмысливает свои взгляды. Точно так же и моя супруга. В свое время она поняла, что для меня моя работа, мой КВН, "Ника" - это важная часть жизни. И стала относиться ко всему этому как к части своей собственной жизни. Нашей жизни.
Наше досье
Юлий Гусман родился в Баку в семье подполковника Каспийской флотилии Соломона Моисеевича Гусмана и Лолы Юрьевны Барсук - актрисы и переводчицы. С 1987 года - художественный руководитель кинопремии "Ника". Юлий Гусман женат на преподавателе французского языка Валиде Мурадовне Гусман. У них есть дочь Лола.