Катастрофа с одним неизвестным

Названы причины крушения Boeing-737 в Казани два года назад. Но что дальше?

«Труд» 18 декабря писал про межведомственный конфликт с катастрофой. И вот в расследовании поставлена точка: причиной крушения лайнера названы ошибки экипажа, авиакомпании и авиационных властей всех уровней. Именно об этом написал «Труд» накануне.

Авиационные власти пока хранят молчание. Как и в течение двух лет после трагедии, когда вину за нее пытались свалить на конструктивные недостатки лайнера. Но что дальше?

А дальше, как считают наши эксперты, полная неизвестность. Поскольку строптивый МАК лишили права сертифицирования аэродромов, двигателей и воздушных судов, а исполнять эти функции некому. Напомним, что МАК был создан 25 лет назад независимыми постсоветскими государствами как правопреемник Госавианадзора, подчинявшегося Совмину СССР. Это было сделано, чтобы применять согласованные решения независимо от авиапромов и эксплуатантов. Но российский Кабинет министров своим решением, по сути, вмешался в дела, которые без согласования с Межгосударственным советом по авиации в принципе не должны решаться. Этот Совет располагается в столице Азербайджана и является высшим руководящим органом в области авиации государств, подписавших договор. А МАК как исполнительный орган Совета выполнял не только функции, ныне поделенные у нас между Минтрансом, Минпромторгом и Росавиацией. Он еще имел полномочия вырабатывать согласованные позиции государств — участников соглашения по документам, представляемым в ИКАО и другие международные организации.

Теперь следует ожидать международного скандала в связи с тем, что сертифицировать иностранную технику — а она у нас составляет 90% — никакой наш отечественный орган прав не имеет, ведь все специалисты в свое время перешли в МАК именно из Госавианадзора. Непродуманные реформы в сертификации для отечественных производителей авиатехники, сломавшие в одночасье более чем сорокалетний опыт работ в этой области, по мнению экспертов, катастрофичны. Сертификат, который теперь станет выдавать Россия, ни одна страна не признает, поскольку во всем мире сертификационные центры независимые. Сертификат, выданный Росавиацией, — это ведомственный документ, действительный только на территории России.

И еще. Функции авиарегистра МАКа, которые передаются теперь в другие руки, не так просто реализовать. В межгосударственной структуре было около 90 таких уникальных специалистов. До последнего времени они занимались сертификацией типа нового самолета МС-21, вертолета Ми-38-2, утверждением десятков технологий по изменению типовых конструкций самолетов, вертолетов и двигателей. Таких специалистов в ведомствах просто нет и взять их негде.