Бриллиант Улановой

Фото: © Archive Sovexportfilm, globallookpress.com

К 110-летнему юбилею со дня рождения великой балерины в Бахрушинском музее открылась выставка, которую так и назвали: «Уланова»


В январе 2020 года исполнилось 110 лет со дня рождения великой балерины. К юбилею в главном здании Бахрушинского музея открылась выставка, которую, не мудрствуя лукаво, так и назвали: «Уланова». Ее куратор Ирина Гамула в свое время работала над формированием экспозиции музея-квартиры балерины в высотке на Котельнической набережной.

Первое, что бросается в глаза: тесно! В небольшом помещении не смогли разместиться даже те, кто имел приглашение на вернисаж, так что кому-то повезло услышать рассказ Николая Цискаридзе о своей наставнице, а кто-то довольствовался лицезрением жестов Николая Максимовича издали...

Первый зал посвящен костюмам и драгоценностям танцовщицы — многие из них ни разу не выставлялись на публике. Самый трогательный экспонат — белое тюлевое платьице, в котором в 1919 году девятилетняя Галя Уланова поступала в Петроградское театральное училище. Там преподавала ее мама балерина Мария Романова, которая и сшила девочке наряд. А сейчас его привезли в Москву из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Оттуда же — костюм Тао Хоа из балета «Красный мак», сшитый из подлинного китайского кимоно.

Но преобладающая часть нарядов на выставке — вещи, в которых Уланова ходила вне сцены. Их не так много, но это гардероб настоящей звезды — с изысканным вкусом, самых славных брендов. Строгие костюмы перемежаются элегантными вечерними туалетами, среди благородно-сдержанной цветовой гаммы изредка вспыхивает красная блузка или разноцветное платье. Их обладательница умела поражать не только на сцене!

Коллекция драгоценностей тоже впечатляет, хотя, по словам организаторов выставки, большую их часть Галина Уланова никогда не носила. Но если по роли ее героине (как, к примеру, в «Сильфиде») требовался бриллиантовый перстень, то это и был именно бриллиант, а не бутафорская стекляшка. И разумеется, свой собственный, а не из театрального реквизита — именно эту историю удалось услышать от Николая Цискаридзе, которому когда-то на его недоумение Галина Сергеевна ответила: «А у меня все настоящее». Притом украшения она в основном не покупала, а получала в подарок.

Уланова была единственной среди звезд своего поколения, чей танец запечатлен не только в отдельных номерах. В 1955-м на «Мосфильме» появилась киноверсия «Ромео и Джульетты», а годом позже во время гастролей советского балета в Великобритании англичане сняли полную версию «Жизели». Эти два фильма-балета показывают на выставке на большом экране.

А еще здесь есть стол с планшетами, на которых можно посмотреть отрывки из других спектаклей, уникальные фотографии и архивные документы. Хотя: одно дело, когда предметы размещены на стендах и их могут одновременно видеть многие. А к планшету неизбежно выстроится очередь — либо посетители просто пройдут мимо. А жаль!

Возьмем хотя бы письма. Вот редкая фотография Федора Шаляпина с игральными картами в руках, а рядом — письмо 1943 года с подписью «Миша Названов» (знаменитый актер, игравший князя Курбского в «Иване Грозном» Эйзенштейна и Клавдия в «Гамлете» Козинцева). Он пишет балерине, что дарит этот снимок, считая ее сопоставимой по уровню таланта с Шаляпиным, его кумиром: они «одинаково потрясающи, несмотря на разницу средств выражения». Кстати, Названов был не единственным, кому пришло на ум такое сравнение — о равновеликости Улановой и Шаляпина по масштабу дарования писал в своих мемуарах и Александр Вертинский.

Другое послание, 1946 года, отпечатанное на машинке, — от президента Академии наук Сергея Вавилова (младшего брата генетика Николая Вавилова, к тому времени уже умершего в тюрьме). Ученый благодарит балерину за радость, доставленную просмотром генеральной репетиции «Ромео и Джульетты», на которой побывал он сам и его сотрудники.

Письмо 1986 года содержит необычную просьбу. Преподаватель, автор учебника «Русский язык для ПТУ» Юозас Корсакас из литовского Шауляя, ища новые пути обучения, хочет, чтобы ученики приобщались к культуре, читая на русском слова известных людей. И просит Уланову написать пожелания будущим молодым рабочим.

А вот письмо-извещение 1997 года о том, что в честь Галины Улановой названа малая планета, открытая в Крымской астрофизической обсерватории. Надо сказать, что имя балерины в разное время получили также сорта белой сирени, голубой розы, тюльпанов и ирисов. Трогают письма тех, кто близко знал Уланову. Ее ученица Екатерина Максимова, находясь на гастролях, позволяет себе пожаловаться любимому педагогу: «После «Дон Кихота» довольно сильно схватило печенку, сегодня утром танцевала «Ромео» еле-еле, но надеюсь, что все кончится хорошо». Записка от коллеги Улановой Мариса Лиепы очень лаконична, но вместе с тем выразительна: «Уважаемая Галина Сергеевна! Если будете 16-го в 22.00 у телевизора, посмотрите, пожалуйста, меня в телефильм-балете «Гамлет». Буду очень рад. Ваш Марис Лиепа».

P.S. Выставка продлится до 22 марта.



Житель Приморья с тремя детьми ради спасения от коронавируса ушел жить в лес. А вы на что готовы, чтобы уберечься от заразы?