06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИСТОРИЯ, НЕДОПИСАННАЯ МАСТЕРОМ

РИА "Новости"
Опубликовано 01:01 26 Февраля 2004г.
То, что Михаил Булгаков великолепно знал историю, подтвердит любой внимательный читатель его произведений. По ним, например, можно изучать топографию древнего Ершалаима или детали быта Парижа мольеровских времен. Но только специалистам известно, что автор "Мастера и Маргариты" чуть было не стал автором школьного учебника истории.

Впрочем, "чуть" слово неверное - реальных шансов на победу в конкурсе, объявленном в 1936 году, у опального писателя не было. А вот рукопись объемом в 180 машинописных страниц осталась в архивах.
... Тот год был одним из самых нелегких для писателя. Работа во МХАТе режиссером-ассистентом приносила больше разочарований и трепки нервов, чем радости творческих удач. В середине февраля состоялась премьера пьесы Булгакова "Кабала святош (Мольер)", но уже через две недели в прессе прошла серия отрицательных рецензий на эту мхатовскую постановку.
А 4 марта Михаил Афанасьевич увидел в "Правде" постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории".
И он решил принять участие в конкурсе. Об этом свидетельствует запись в дневнике его жены Елены Сергеевны: "...сегодня объявлен конкурс на учебник по истории СССР. Миша сказал, что будет писать. Я поражаюсь ему. По-моему, это невыполнимо". Видимо, не последнюю роль играло его желание подзаработать. На сохранившейся в булгаковском архиве вырезке из "Правды" сумма первой премии - 100 000 рублей - обведена красным карандашом. (Любопытно, что автобиографическому Мастеру в романе достанется лотерейный билет с точно таким же размером выигрыша).
Подчеркнул Михаил Афанасьевич и условия: соблюдение "историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий" в сочетании "с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат" и с "ярким, интересным, художественным" изложением материала. Все эти требования Михаил Афанасьевич также подчеркнул карандашом.
На следующий день, 5 марта (он отметил это специально на первой странице рукописи) Булгаков приступил к работе над курсом истории для школьников 3-4-х классов.
Однако всем этим планам не суждено было сбыться - 9 марта в "Правде" появляется разгромная статья "Внешний блеск и фальшивое содержание", посвященная постановке "Кабалы святош". Пьеса снимается с репертуара. И даже его лучший друг артист МХАТа Михаил Яншин в интервью газете "Советское искусство", озаглавленном "Поучительная неудача", выступает с критикой. Яншин потом оправдывался, что его слова тенденциозно изложил репортер (как и было на самом деле), но Булгаков разрывает с ним отношения. Еще одна пьеса - "Иван Васильевич" - запрещается прямо во время генеральной репетиции в Театре сатиры. Без объяснения причин прекращаются и съемки фильма "Ревизор" по сценарию Булгакова. Идет полномасштабная травля писателя.
И все же Булгаков продолжает работу. Составляет детально проработанный план-проспект учебника, делает многочисленные выписки из источников, ссылки на литературу, готовит "Словарь трудных и иностранных слов". Однако после всех многочисленных "наездов" шансы на победу в идеологическом конкурсе приближались к нулевым. Да и сроки были для серьезной работы малы - 1 июля 1936 года. Понимая все это, в июне 1936 года Булгаков бросает "Курс истории" незавершенным. Более или менее связный рассказ касается событий XVIII-XIX веков. Эти-то материалы и дают представление о взглядах Булгакова на отечественную историю, а также и на то, каким, по мнению писателя, мог быть школьный учебник по этому предмету.
М.А. Булгаков
Из "Курса истории" (фрагменты)
...В 1761 году Елизавета Петровна умерла, и русский престол перешел к сыну голштинского герцога Петру-Ульриху на том основании, что он был сыном Анны Петровны, дочери Петра I.
Петр-Ульрих вступил на престол под именем Петра III, и царствование его было чрезвычайно кратковременно. Оно продолжалось около полугода. Петр III отличался малым развитием, любовью ко всему военному, при этом любовью, носившей характер какого-то ребячества, страстной привязанности ко всему прусскому.
Будучи по всему складу своему и вкусам немцем, Петр III восстановил против себя гвардию, начав производить в войске реформы на немецкий лад, вызвал кроме того к себе ненависть русского духовенства своими распоряжениями о закрытии домашних церквей.
Женат был Петр III на немке же - принцессе ангальт-цербстской Софье-Августе, принявшей православие и имя Екатерины Алексеевны. Эта женщина отличалась большим умом, склонностью к изучению наук, пытливым вниманием к русской жизни. Вкусы Петра III и Екатерины совершенно не сходились, и жили они в неладах, постепенно перешедших в ненависть взаимную.
В противоположность Петру Екатерина сумела стать чрезвычайно популярной в гвардии.
Когда Петр, пригласивший на службу немцев, раздражавший всех формированием голштинских батальонов, окончательно оттолкнул от себя русские военные круги, Екатерина, опираясь на близкий к ней круг русских гвардейцев, бесшумно и хитро подготовила переворот.
Во главе его стали гвардейцы братья Орловы и несколько других гвардейских офицеров, которые уже успели подготовить в стоящих в Петербурге полках множество сторонников Екатерины.
В лето 1762 года и именно 28 июня Петру III был нанесен решительный удар.
На рассвете гвардейцы вывезли Екатерину из Петергофа в Петербург. Она явилась в казармы гвардейских полков. Там ее приняли восторженно. В тот же день она была провозглашена самодержицей, и войска присягнули ей.
В тот же вечер она стала во главе войска, которое отправилось брать Ораниенбаум, где находился Петр III. Но не произошло никакого кровопролития, так как Петр, которому не на кого было опереться, за исключением своих голштинцев, сопротивления оказать не мог, пал духом и подписал свое отречение 29 июня.
Он был отправлен в Ропшу под надзор Алексея Орлова и через неделю примерно этим же Орловым якобы в пьяной ссоре был убит.
Так началось одно из самых примечательных царствований в России, царствование Екатерины, именуемой Второй...
Одним из ценных качеств Екатерины было умение выбирать себе опытных, или умных, или талантливых советчиков и помощников во всех областях государственной жизни...
Екатерина полагала, что России свойственен только один вид правления - монархический самодержавный, а всякий другой был бы вреден и разорителен.
Затем Екатерина высказала ряд либеральных и гуманных мыслей, касающихся наказаний за преступления, причем она восставала против жестоких наказаний, против применения пытки и указывала на то, что самым надежным средством для улучшения людей является распространение просвещения и правильная постановка воспитания. Основой воспитания она считала обязательное обучение детей закону божьему... Екатерина призывала к тому, чтобы законы были написаны языком ясным, понятным каждому.
В XVIII веке, когда Россия беспрерывно вела внешние войны, положение крестьян из года в год становилось все тяжелее. При всех правительствах этого века с крестьян без пощады взыскивали тяжкие подати. И подати, и недоимки крестьянские правительству должны были сдавать помещики, отчего, конечно, их власть над крестьянами разрасталась неудержимо.
А так как в законах не существовало точного указания, где, собственно, пределы этой власти, то пределов ей и не было. Крестьяне XVIII века были по сути дела бесправными холопами помещиков. Крестьянин был бессилен. Его могли переселить с одной земли на другую, сдать в военную службу, продать. Крестьянин был бессилен, но в сознании его мысль о том, что он не бесправный раб в государстве, а подданный этого государства, жила вечно, и ничто не в состоянии было эту мысль вытравить...
Погибло восстание, носящее название пугачевщины. Причин неудачи пугачевщины было несколько. Слишком разнородны были массы крестьян, заводских крестьян-рабочих и казаков, национальных меньшинств, вошедших в восстание, а единого класса, который мог бы соединить эти массы, не было. Казаки, шедшие во главе восстания, сами были расслоены на старшину и голытьбу казачью. Программа Пугачева не была ясна, неизвестно, что произошло бы в случае победы...
Против революционной Франции Екатерина стала составлять коалицию и решила послать против Франции войска, но поход не состоялся из-за смерти Екатерины. Этой же смертью был прерван поход против Персии, начатый с целью отбить у персов Грузию...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников