11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ДВОЙНОМ РАЗМЕРЕ ЗАПЛАТИТ ХИМЧИСТКА ЗА ИСПОРЧЕННУЮ ВЕЩЬ,

Кульницкая Светлана
Опубликовано 01:01 26 Марта 2001г.
Услугами химчисток и прачечных пользуются практически все. Поэтому каждый помнит расплавленные пуговицы на сорочках, разодранные простыни, невесть откуда взявшиеся пятна на плаще. Все это "показатели качества" данной сферы услуг. Что делать? Как вести себя в подобных ситуациях и какие права есть у нас, клиентов прачечных и химчисток?

ВЕЩИ ЛЕГЛИ НА СТОЛ ПРИЕМЩИЦЫ
Опытным взглядом она оценила степень их загрязненности и износа материала. Дальше события могут развиваться по-разному.
Вам укажут на все слабые места вещей и предупредят о возможных негативных последствиях чистки или стирки. Например, посоветуют срезать пуговицы с кофточки, так как они могут расплавиться. А если вы сдаете в чистку дубленку, приемщица, исходя из своего знания процесса химической обработки предупредит вас о том, что краска на дубленке некачественная и что дубленка может полинять. Вы на свой страх и риск соглашаетесь на химическую чистку. Приемщица делает в квитанции надпись приблизительно следующего содержания: "В результате химической чистки возможна линька замши. Обнаружен некачественный окрас". При этом приемщица попросит подписать вас квитанцию, в том числе и под этим предупреждением.
Если вы соглашаетесь, то впоследствии никаких претензий предъявить не сможете.
Поэтому прежде чем подписать квитанцию, внимательно изучите ее содержание. Если квитанция написана неразборчивым почерком, имеете право требовать чтобы ее переписали более разборчиво.
ЗАКОН НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ
Приемщица осмотрела дубленку и выписала квитанцию, с содержанием которой вы не ознакомились, поскольку доверились ей или просто не стали разбирать непонятный почерк приемщицы. Придя за своей дубленкой обнаруживаете, что она испорчена: полиняла, сморщилась, в связи с чем требуете от приемщицы устранить недостатки. Она начинает объяснять, что в квитанции, которую вы подписали, вас предупреждали о возможной линьке.
Если сложилась подобная ситуация не отчаивайтесь: закон на вашей стороне. В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п.11 "Правил бытового обслуживания населения" при оформлении заказа исполнитель обязан дать достоверную информацию об оказываемой услуге. Вам же в данном случае не была предоставлена эта информация, поскольку она была недоступна для прочтения. Следовательно предприятие бытового обслуживания несет ответственность за некачественно оказанную услугу по химической чистке вашей дубленки на основании ст. 35 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Аналогичная ситуация может возникнуть и в том случае, когда в услуге не отказывают, а наоборот, навязывают дополнительную. Вы просите приемщицу сделать пометку о стирке без крахмала, а в ответ слышите: "Без крахмала мы не стираем". Или объявляют, что вещи принимают только в срочную обработку, причем, конечно же, со взиманием надбавки. В этой ситуации налицо нарушение ваших прав, поскольку вам навязывают дополнительные услуги за плату.
Согласно п.2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" дополнительные виды платных услуг возможны только по желанию потребителя.
БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ БУКАШКА
Что делать, если вы потеряли квитанцию?
Эта ситуация регулируется п.5 "Правил бытового обслуживания населения". Вам необходимо письменно известить исполнителя по потере документа. В заявлении укажите свои паспортные данные и перечислите сданные вещи. Заявление лучше писать на имя директора. При получении вещей необходимо иметь при себе паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Если возникает спор относительно количества или качества сданных вещей, требуйте у работников химчистки (прачечной) копию квитанции. Она хранится в приемном пункте для отчетности.
Срок исполнения заказа это одно из главных условий договора. И чаще всего нарушаемое.
Если исполнитель не исполнил заказ в срок, в соответствии со ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" и п.26 "Правил бытового обслуживания населения" вы можете:
назначить исполнителю новый срок;
потребовать уменьшения вознаграждения за работу (например, вернуть доплату за срочность);
расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков;
поручить выполнение работы другому лицу за счет исполнителя.
Что касается последнего пункта, то его следует объяснить.
Скажем, в течение месяца вы безуспешно ходите в химчистку, а там то электричество отключили, то машина сломалась или мастер заболел. Напишите заявление в двух экземплярах с требованием вернуть вам деньги за неоказанную услугу и вещи в первоначальном виде. Первый экземпляр отдайте под расписку исполнителю. Отнесите вещи в другую химчистку, и, если там эта услуга дороже, разницу должен возместить первый нерадивый исполнитель, по собственной вине сорвавший согласованные сроки. При предъявлении требования о возмещении ущерба вам понадобится второй экземпляр вашего заявления с визой исполнителя.
За нарушение сроков чистки (стирки) исполнитель несет ответственность. Статья 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязывает исполнителя уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от стоимости работ.
Но необходимо помнить, что не только исполнитель несет ответственность за просрочку, но и клиент. Что греха таить, мы и сами не всегда забираем заказ вовремя. За это нас тоже могут наказать.
По истечении 10 дней после указанного в договоре срока исполнитель вправе взыскать за невостребованные вещи пеню в размере 1% стоимости работы за каждый день их хранения. Но не более 50% стоимости работ.
ВЕЩИ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ЧИСТКИ
Испорченный костюм или пропавшая кофточка - это серьезно. Как нужно действовать в такой ситуации?
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" вред, причиненный имуществу потребителя подлежит возмещению исполнителем услуги в полном объеме.
Статья 35 Закона РФ "О защите прав потребителей" гласит: "В случае полной утраты вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее вещью аналогичного качества". А при отсутствии такой возможности возместить причиненный вам ущерб. Вот почему при оформлении заказа в химчистке так важно проставить стоимость каждого изделия.
В сумму возмещения ущерба входит стоимость оплаченной услуги и двукратная стоимость вещи.
Чтобы к вашим требованиям относились всерьез и с уважением, излагайте их в письменной форме и со ссылками на приведенные правовые нормы.
Содержание претензии по поводу порчи или утраты вещей можно условно разделить на три части.
Описательная часть включает:
название предприятия;
от кого (здесь необходимо указать ваши ФИО и адрес);
дату заключения договора, номер квитанции и срок исполнения;
описание заказанной работы (услуги);
недостатки, обнаруженные в услуге.
Мотивировочная часть:
указание статей Закона и пунктов Правил, на основании которых вы считаете, что ваши права как потребителя ущемлены.
Заключительная часть:
ваши требования;
срок их удовлетворения;
предупреждении о вашей готовности в случае необоснованного отказа передать дело в суд;
число и подпись.
Претензия составляется в двух экземплярах. Первый - ответственному лицу предприятия. Второй - с подписью этого ответственного лица о получении - остается у вас. Если вашу претензию отказываются принять и подписать, можете направить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Тогда вы будете уверены в том, что она получена.
Если ответ на претензию вы не получили (что можно расценивать как отказ) либо требования согласны удовлетворить, но не в полном объеме, обращайтесь в суд.
По закону вы имеете право предъявить иск либо по месту своей прописки, либо по месту нахождения ответчика.
Следует, однако, знать, что местом нахождения ответчика является его юридический адрес. То есть конкретный приемный пункт юридическим лицом может и не являться. Поэтому, прежде чем подавать исковое заявление в суд, уточните этот момент.
Еще один совет. Исполняться решение суда в любом случае будет по месту нахождения ответчика, то есть в том суде, которому подсуден ответчик. Поэтому, если вы хотите ускорить взыскание денежных средств со счета ответчика, то лучше подавать иск по его юридическому адресу.
Исковое заявление составляется по тому же принципу, что и претензия. Отличием является то, что в описательной части указывается суд, в который подается исковое заявление, а ниже - наименование ответчика и его юридический адрес. В заключительной части необходимо по порядку указать свои требования и подсчитать общую сумму, которую вы просите взыскать с ответчика.
Хорошо подумайте, прежде чем излагать исковые требования: хотите вы исполнения "в натуре", то есть чтобы предоставили дубленку такого же качества, как ваша, или повторной, но качественной чистки либо возмещения стоимости испорченной вещи. Выбрать можно только что-то одно.
Независимо от объема исковых требований вы имеете право потребовать также компенсацию морального вреда. Свои моральные и нравственные страдания можете оценить в сумму, которую сочтете достаточной.
Полезно также попросить суд взыскать с ответчика штраф в размере суммы иска в доход государства за нарушение Закона "О защите прав потребителей" и неудовлетворение в добровольном порядке ваших законных требований. Это дисциплинирует ответчика.
К исковому заявлению необходимо приложить:
копию квитанции;
копию претензии с автографом ответственного лица либо с уведомлением о вручении письма;
копию заключения специалиста (если вы проводили независимую экспертизу);
иные документы, подтверждающие ваши расходы, связанные с отстаиванием своих прав.
Обязательно укажите в исковом заявлении просьбу освободить вас от уплаты госпошлины на основании ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Заключение специалиста или акт экспертизы нужен не всегда, а только в том случае, если исполнитель либо оспаривает стоимость вещи, либо отказывается признать факт порчи. Например, считает, что у вашей ангорской кофты с самого начала рукава были длиной в полтора метра, а не "выросли" в результате чистки. Безнадежность порчи не означает невозможность установления первоначального состояния изделия. У эксперта есть средства для установления истины.
Не следует бояться судебного разбирательства. При наличии всех необходимых документов нетрудно будет доказать свою правоту. Нередки случаи, когда под грузом доказательств ответчик соглашается удовлетворить требования до судебного разбирательства. В суде вам могут предложить решить дело миром, то есть заключить мировое соглашение. Не следует отказываться от этого, если, конечно, условия ответчика разумны и приемлемы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников