04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕС И ФАНЕРА

Дмитрашек Мария
Опубликовано 01:01 26 Мая 2005г.
Продолжаем разговор о состоянии отечественного шоу-бизнеса. Наша вполне закономерная неудача на "Евровидении" позволяет предположить одно из двух. Либо уровень подавляющего большинства российских поп-исполнителей не дотягивает даже до европейской середины, либо что-то не в порядке с музыкальным вкусом у наших зрителей, выбравших Наталью Подольскую в качестве финалистки. Скорей всего верно и то, и другое. И разве может быть иначе, если двумя главными словами в лексиконе нашего славного шоу-бизнеса являются "фанера" и "чес"?

ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ
В старые добрые времена, когда радио и телевидение следовали "верным курсом", существовало такое понятие, как "советская эстрада". Как ни относись теперь к ней, нельзя не признать: ее профессиональный уровень был достаточно высок. Основу той эстрады составляли артисты, как правило, с добротным музыкальным образованием. Они регулярно записывали пластинки на фирме "Мелодия" (утвердив тексты в Главлите), отчитывались о творческих достижениях, проходили через худсоветы разного уровня, а те присваивали им категорию, от которой зависел размер гонорара за концертное выступление... Но грянула перестройка, советский человек узнал о существовании Майкла Джексона и группы "Модерн токинг" и начал испытывать острую потребность в доморощенной молодежной субкультуре. Одновременно открылись невиданные возможности по зарабатыванию денег. Тут-то и появилась группа "Ласковый май", стимулировавшая революцию в мире отечественного шоу-бизнеса.
ИХ ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛИ В ЛИЦО
Организатор и вдохновитель этого коллектива Андрей Разин придумал элементарный способ обхода системы, которая бесперебойно работала десятилетиями. Он собрал несколько пацанов из детдомов, организовал подростковый бойзбенд, наклепал дюжину песенок с незамысловатыми текстами и мелодиями, записал альбом, размножил его на кассетах и стал распространять их на вокзалах, в поездах. И бизнес заработал, кассеты пошли огромными тиражами. "Белые розы" разносились над парками, пляжами и киосками. В результате за пару-тройку месяцев группа, ни разу не появившаяся на экране телевизора и не имеющая ни одной официально изданной пластинки, стала самой популярной командой в стране. В каждом городе "Ласковый май" собирал стадионы. А предприимчивый Разин на этом не остановился и придумал еще более продвинутую схему. Под одним и тем же именем он отправил по стране несколько коллективов, и, поскольку исполнителей никто не знал в лицо, а значит, и не мог отличить первый состав от тринадцатого, народ валом валил на любимую группу как на единственную и неповторимую. Так в стране появилось понятие "чес" (то есть прочесывание городов с целью загрести как можно больше денег). Артисты стали появляться на музыкальном небосклоне как грибы в дождливый день. Для того чтобы стать известным, достаточно было записать в студии две-три песенки про синие глаза и, вооружившись магнитофоном и кассетой, отправиться в путешествие по регионам с сольными концертами.
Позже ситуация изменилась. И определяющим "звездность" артиста фактором стала частота его появления на телеэкране. Но с тех пор "фанера" (фонограмма) стала надежным другом и соратником отечественного артиста и продолжает оставаться им до сих пор.
ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА
В то время как российские исполнители разного калибра катают сольники под "фанеру", западные звезды (бедные!) и по сей день продолжают давать живые концерты независимо от размеров площадки. Каждая сольная программа западной звезды - это большое постановочное шоу с "живыми" музыкантами и бэквокалом.
Дмитрий КОННОВ, вице-прездент МТV-Россия: "Финансовые механизмы в западном шоу-бизнесе принципиально отличаются от наших. Основной доход там приносят покупатели альбомов. Средняя цена альбома в США - примерно 19$. Соответственно, 1 млн. проданных альбомов приносит производителям около 19 миллионов долларов. Таких альбомов в Штатах продается примерно 40 в год. И эти большие деньги заставляют работать всю музыкальную индустрию. Есть и еще один существенный источник прибыли. С каждым днем среди пользователей мобильной связи возрастает популярность рингтонов (фрагментов музыкальных композиций, преобразованных в мелодии для мобильных телефонов. - М.Д.). Этот рынок развивается с огромной скоростью. Скажем, стоимость одного рингтона в Англии - 4 фунта стерлингов, это более 5 долларов. Таким образом, на одном и том же материале на Западе можно заработать дважды, причем вполне легально. Достаточно иметь один большой хит, чтобы обеспечить себе безбедную старость".
В России к сожалению, порядка 70-80% от объема всех продаж контролируется пиратами, и лишь 20-30 % принадлежат легальному рынку. Таким образом, при средней стоимости СD примерно 150 рублей (что никак не западные 19 $) лишь третья часть возвращается тому, кто их инвестировал. И единственный сегодня в России способ, позволяющий вернуть деньги, вложенные в исполнителя, - это концертная деятельность. Страна у нас большая, а потому можно перевозить артиста каждый день в новый город. В каждом из городов можно "забить" 2 концерта. Таким образом, в месяц можно сделать 60 концертов или хотя бы 30. Эти цифры приводят любого представителя западной шоу-индустрии в шок. Ведь дорожащие своей репутацией артисты никогда не будут выступать под фонограмму - скандал с ее использованием может привести к тому, что его альбомы никто не купит и проект прогорит. У нас же все наоборот. Поскольку основные доходы приносит именно концертная деятельность, продюсеру выгоднее поставить в план 60 концертов и отправить исполнителя по городам и весям. Разумеется, с заранее записанной фонограммой, ведь мало кто из певцов, откатав такой тур, не замолкнет навсегда - связки нагрузки не выдержат. Вот и получается, что пока в стране существует пиратский рынок - борьба с фанерой и с чесом бессмысленна.
И еще важный момент: в отличие от искушенных западных зрителей наши люди хотят видеть живьем "человека из телевизора", так их воспитало ТВ, а экспрессия и вокальные эксперименты им, по большому счету, пока не нужны. Зачем в этой ситуации певице Пупкиной делать оригинальные аранжировки и возить с собой высококлассных гитаристов с дорогостоящей техникой, когда можно поставить двух парней из кордебалета, включить фанеру и спокойно выступать?
ВСЕ ОНИ МАРИОНЕТКИ
Итак, на смену худсоветам пришли продюсеры. Это они определяют, насколько перспективен "товар" и сколько нужно в него вложить, чтобы довести до кондиции. Возможность использования на концертах фонограммы значительно удешевляет процесс под названием "кто был ничем, тот станет всем". Вокальные данные и музыкальный слух тут не играют решающей роли. Современная аппаратура позволяет делать чудеса. (Наверное, вы не раз обращали внимание на то, как певички и певцы, поющие в клипах вполне милыми правильными голосками, оказавшись на каком-нибудь ток-шоу или перед камерой интервьюера, вдруг начинают говорить с чудовищным провинциальным или, например, малороссийским акцентом.) Для продюсера важней сексапильность и яркий костюм будущей звезды. Ведь, как мы уже знаем, наши зрители хотят видеть на концертах "человека из телевизора".
Итак, спрятавшись за кулисами, полтора-два десятка "кукловодов" стали определять политику и расстановку сил на отечественной поп-сцене.
Дмитрий Коннов: "И еще. один существенный момент. Западная музыкальная индустрия, обладая крепкой экономической основой, позволяет делать появление новых артистов выгодным. В Англии в год выпускается минимум 3 тысячи синглов (сингл - это диск с одной популярной песней, на которую снят клип, и она ратируется на радиостанциях и телеканалах. - М.Д.). Значит, каждый день в стране выбрасывается на рынок 10 новых песен, то есть 70 новинок в неделю. Отсюда возникает ситуация, когда люди ждут новой музыки. А у нас зритель не очень хорошо относится к новинкам. В 2002 году мы проводили исследования. И выяснилось, что даже самая гибкая и... "подвижная" молодежная аудитория из предложенного ей перечня исполнителей хуже всего отнеслась к новым молодым отечественным артистам. Они говорили: "Нам не нравится этот мальчик, девочка, мы не знаем, кто они и откуда - неважно, как они выглядят и какая у них песня. Люди не хотят напрягаться, для них телевизор - бесплатный Петрушка. А как известно, балаганный Петрушка обычно разыгрывал уже известные публике скетчи. И феномен, скажем, "Фабрики звезд" в том, что исполнители приходили со своим первым клипом, а зрители их уже ждали. Но ждали не потому, что они такие уж замечательные певцы и певицы, а потому, что перед этим зрители на протяжении трех месяцев следили за тем, как они едят, общаются и скандалят друг с другом. В этом и есть сила хорошо просчитанного телевизионного шоу".
P.S. На днях вице-спикер Госдумы Любовь Слиска предложила законодательно ввести ответственность за выступления на концертах под фонограмму.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников