Главная Культура 11:55 26 Мая 2015 2183
Красноярский ответ «Тангейзеру»

Оперный конкурс имени Петра Словцова открыл новые имена не только в вокале, но и в режиссуре

Сергей Бирюков, Красноярск-Москва

О Красноярском Международном вокальном конкурсе имени Петра Словцова, завершившемся 23 мая, не шумит центральная пресса, хотя это состязание, прошедшее на родине Дмитрия Хворостовского (впрочем, без его участия) отнюдь не бедно талантами. А с обладателем Гран-при, думаю, охотно заключил бы контракт любой мировой театр. Известная проблема провинциальной России, которая питает соками не только родную, но и интернациональную культуру, не получая взамен должного внимания. Тем не менее состязание, как и замечательный сибирский певец, чье имя оно носит, держится за Красноярск: нынешний смотр – уже третий. Правда, за 23 года…

Сперва немного истории: Петр Словцов – талантливый красноярский тенор, в 1912 году окончивший Московскую консерваторию, работавший в оперных театрах Киева, Петрограда (где его партнером во многих спектаклях был Шаляпин), в начале 1920-х годов собравший на малой родине оперную труппу, которая впоследствии составила основу созданного в 1978 году Красноярского театра оперы и балета. В чьих стенах и прошел нынешний конкурс.

Правда, очень уж регулярным соревнование не назовешь: первое состоялось в 1992 году, второе – в 2001-м. Город и край, давшие миру Дмитрия Хворостовского (кстати, Дмитрий Александрович – «внучатый ученик» супруги Словцова Маргариты Риоли-Словцовой, которая воспитала Екатерину Иофель, профессора Хворостовского в местном Институте искусств), могли бы проводить конкурс чаще, чем раз в 14 лет. Понятно, все зависит от желания людей при власти и деньгах. На этот раз все счастливо совпало, конкурс поддержали многие персоны и организации, в первую очередь губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и Фонд Ирины Архиповой, возглавляемый знаменитым певцом Владиславом Пьявко. Об авторитетности жюри можно судить хотя бы по именам легендарной итальянской примадонны Фьоренцы Коссотто, знаменитого словацкого тенора и директора Национальной оперы Петера Дворского, ну и, конечно, наших Владислава Пьявко, Маквалы Касрашвили, Ирины Долженко (которая, помимо того что она одна из самых известных солисток Большого театра, еще и художественный руководитель Красноярской оперы)…

О «весе» конкурса говорит и число поступивших заявок – около 100, это вполне на уровне самых авторитетных мировых состязаний, из них для участия в очных прослушиваниях отобрали 46 претендентов, до финального третьего тура (к которому подъехал корреспондент «Труда») добрались 12, в том числе четверо красноярцев. Еще одно доказательство того, что традиции Словцова, 90 лет назад начавшего в Красноярске регулярное исполнение оперной классики, живы.

Например, запомнился отличный баритон и вальяжная актерская игра Александра Михалева (2-я премия) в сценах из «Евгения Онегина» – при том что Александр, как выяснилось из беседы с ним, еще и композитор. Благородством тембра с ним вполне может помериться Александр Суханов из Ярославля (разделивший с тезкой 2-ю премию)– разве что для исполнения арии Ренато из «Бала-маскарада» нужно бы чуть больше вердиевского темперамента. Солистка Красноярской оперы Инна Сподина (3-я премия) увлеченно провела дуэтную сцену Виолетты и Жермона из «Травиаты», а некоторые неточности интонации искупила ярким драматическим исполнением. Баритоном ее партнера Вячеслава Васильева (Петербург) жюри так впечатлилось, что отдало ему первую премию. Как и еще одной жительнице Красноярска – Дарье Рябинко за исполнение партии Аиды.

Гран-при же достался тенору из Бурятии Михаилу Пирогову. Правда, в финальном дуэте из «Кармен» певец был не свободен от статичности и пафоса, но тембровое богатство его голоса бросилось в уши и в таком варианте. А изумительно исполненная в итоговом гала-концерте лирическая ария Каварадосси из «Тоски» подтвердила верность выбора жюри.

Обладатель Гран-при Михаил Пирогов (слева) беседует с оперным режиссером из Латвии Андрейсом Жагарсом

Но в чем же международность конкурса, спросит читатель, если все призеры – наши соотечественники? Тут надо признать: в своем интернациональном статусе состязание делает первые шаги, и его иностранные участники оказались не настолько сильны, чтобы пробиться в финал. Об их присутствии в завершающий день конкурса напомнил только приз зрительских симпатий, разделенный монголом Бямбажавом Монголхуу с певицей из Екатеринбурга Ксенией Ховановой.

Больше повезло иностранцам во второй номинации конкурса – режиссуре: трое из них (Юлия Журавкова из Украины, Георгий Дмитриев из Узбекистана, Андреас Розар из Швейцарии) удостоились грамот.

Вообще режиссерская часть состязания заслуживает особого внимания. Здесь красноярцы подхватили начинание московского режиссера Дмитрия Бертмана, которое можно смело назвать пионерским. Художественный руководитель столичной «Геликон-оперы» первым додумался учредить соревнование молодых оперных постановщиков. По крайней мере член жюри этой части конкурса, латвийский режиссер Андрейс Жагарс в беседе с «Трудом» не мог припомнить чего-либо подобного в мире.

Свою идею Бертман назвал «Нано-опера» – поскольку соревнуются участники в постановке небольших (минут 10, а то и меньше) оперных номеров. Это и практично, и дает шанс оперативно «портретировать» всех претендентов.

Надо сказать, что ярких режиссерских «голосов» оказалось заметно меньше, чем певческих. И хотя жюри проявило к участникам громадную лояльность, отметив дипломами либо грамотами семерых из восьми претендентов, сами режиссерские работы выглядели не всегда убедительно. Например, одна из дипломанток, Екатерина Васильева (Москва), представила дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича как подобие стриптиза – дежурный эпатажный прием в современном театре.

В образе Татьяны Лариной, созданном Ольгой Бурмистровой из Москвы (2-я премия), присутствовали даже юмористические черты

 Работа другого дипломанта, Павла Сорокина из Ростова-на-Дону – дуэт Аиды и Амнерис – запомнилась только тем, что «хорошая» героиня была одета в черное, но с белой меткой на лбу, а «плохая» – в белое с черной меткой… Даже те, кто удостоился лишь грамот – награда рангом ниже, чем диплом, – порой демонстрировали больше изобретательности и органики. Например, та же Юлия Журавкова из Киева очень изящно выстроила терцет «Пастораль» из «Пиковой дамы». Георгий Дмитриев из Ташкента нашел любопытный ход: его Кармен дразнит Хозе красным платком, тем самым сближая любовь-ненависть этой оперной пары со страстями корриды…

Кто вызвал живейшую реакцию публики – так это Сергей Новиков из Москвы. Получив от жюри в качестве задания несколько разрозненных фрагментов «Евгения Онегина», он сперва представил заглавного героя успешным топ-менеджером, снисходительно читающим по телефону нотацию девушке, которая своим письмом нарушила этику делового мира, где «ничего личного, только бизнес». Сцена дуэли превращена в допрос арестованного Ленского – ведь он накануне устроил дебош на балу. Тут в Евгении неожиданно побеждают дружеские чувства (на которые Пушкин с Чайковским намекают в дуэте «Враги»), он стреляет в оформляющего протокол Зарецкого, в чью шинель переодевают Ленского, и они вместе скрываются…

Вы скажете – ну, это номер для капустника, не поставишь же всю оперу в таком пародийном ключе… Как сказать – во-первых, сколько угодно ставят, и даже на главных сценах мира. То представляя героев «Риголетто» жителями планеты обезьян, то помещая персонажей «Руслана и Людмилы» в бордель. О скандале в соседнем с Красноярском Новосибирске и не говорю – недавняя история с «Тангейзером» у всех на памяти… Во-вторых, сама «Нано-опера» в том виде, в каком ее реализовали в Красноярске, показалась довольно жестоким экспериментом и над постановщиками, и, как следствие, над артистами. Ну что серьезного можно поставить за ЧАС (именно столько предлагалось с момента получения конкурсного задания до представления готового номера)?

Так что оценим героизм участников и реакцию наиболее продуктивных из них. Таких, как Новиков. Или как москвич Алексей Франдетти, остроумно обыгравший в поставленном номере именно эту проблему – как быстро подготовить номер. Его Татьяна, пишущая письмо Онегину – это актриса, лихорадочно репетирующая экзаменационный этюд перед пустыми стульями. Под слова «Нет, все не то! Начну сначала!» красавица уморительно тасует мебель, затем обращается то к одному из стульев, то к другому, прижимает самый приглянувшийся к сердцу, кокетливо присаживается на счастливчика, а то встает на него своими прекрасными ногами… Кстати, эта реприза принесла очаровательной актрисе из московского Камерного музыкального театра Ольге Бурмистровой одну из вторых премий вокального конкурса.

Легендарной Фьоренце Коссотто приглянулось пения баритона из Ярославля Александра Суханова

А вот Франдетти – ничего не принесла, но не потому, что у жюри были к нему претензии, просто Алексей… уже лауреат «Нано-оперы»! Не этой, а первой, что прошла два года назад. И здесь видна еще одна проблема: одаренных молодых постановщиков в нашем отечестве остро не хватает. Настолько, что для полнометражной программы одного-единственного вечера сценических миниатюр понадобилось, помимо конкурсантов, привлекать просто участника, не конкурсанта.

Впрочем, если речь о «Нано-опере», то она еще не закончилась, в эти дни завершающая серия просмотров идет в Москве в «Геликон-опере». Говорят, там и времени для подготовки дается побольше, чем в Красноярске. И может быть, вскоре кто-то из лауреатов оживит не слишком радостный пейзаж отечественной оперной режиссуры, пока балансирующей между рутиной и эпатажем, собирающей больше шишек, чем бонусов (вспомним того же новосибирского «Тангейзера»), но золотой середины так и не нашедшей…

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 4768
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4405
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4009
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3889
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3829
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 22:01 / 23 Марта 2024 3706
Франшизные страсти

На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит»

Труд
Блистательная Керри-Энн Мосс (Тринити из «Матрицы») на этот раз ожидаемо сыграет джедая. Фото: Imagespace/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как известно, фанаты франшиз с трепетом воспринимают любую новость, касающуюся предмета их обожания. И вот несколько примеров. На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит», действие которого...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?