Главная Культура 07:21 26 Августа 2009 3410
Сергей Соловьев: «Наша забывчивость — нечеловеческая»
Киноклассик — «Труду»
Заозерская Анжелика

Выдающийся режиссер Сергей Соловьев вчера отметил свое 65-летие. Накануне с юбилеем его поздравил Дмитрий Медведев. Сам виновник торжества к круглой и красивой дате подготовился основательно. В течение этого года исполнились три большие мечты режиссера: вышел трехтомник его воспоминаний, состоялись премьеры «2-Асса-2» и многострадальной «Анны Карениной».

— Весной этого года вышли в свет два тома ваших воспоминаний, а недавно была издана и третья книга «Слово за слово». Чем вызвана потребность обратиться к мемуарам?

— Я давно писал, но писал для себя, пока петербургское издательство «Амфора» не взяло меня за горло с намерением издать книгу. Вначале я сомневался, что люди, о которых я пишу в первом томе — а это режиссеры Лариса Шепитько, Андрей Тарковский, сценарист и поэт Геннадий Шпаликов, — кому-то сейчас интересны и что их ещё помнят. Но грозный издатель мне заявил: «Пока люди знают, кто такой Сергей Соловьев, им будет интересно прочитать и о тех, о ком вы рассказываете». Тогда я ухватился за возможность отдать свой долг тем людям, благодаря которым я стал Сергеем Соловьевым. Если бы не они, то моя судьба сложилась бы иначе.

— Кто первый в списке ваших благожелателей?

— Мой учитель — Михаил Ильич Ромм. Даже не берусь представить, что бы со мной было в этой жизни, если бы не он. Думаю, что ничего хорошего. Михаил Ильич принял меня на свой курс вовсе не потому, что я был талантливый, как, скажем, Никита Михалков, тоже ученик Ромма, а исключительно из протеста указу Никиты Хрущева, согласно которому в творческие вузы должны были принимать студентов исключительно с жизненным опытом. В книге я рассказал о встречах с теми людьми, которым обязан всем. Многие из них уже ушли. А поскольку наша забывчивость — нечеловеческая, о чем ещё негодовал Пушкин («Мы ленивы и нелюбопытны»), я с удовольствием подверг себя книжной диарее. Возмутительно, что мы помним и почитаем всякую хреновину, а своих художников забываем на второй день после их смерти.

— В третьем томе немало страниц посвящено Александру Абдулову, который был вашим близким другом и любимым актером. Тяжело было писать о нем в прошедшем времени?

— Когда я начал читать воспоминания друзей и коллег Саши Абдулова, а их написано и издано немало, то понял, что ничего толкового не сказано. По крайней мере я знал Сашу с той стороны, с которой его практически никто не знал. Моя память о нем носит частный характер, что особенно ценно и дорого. К тому же в картине «Анна Каренина» он сыграл самую последнюю в своей жизни роль и чудом успел её озвучить, хотя уже к тому времени был болен. Сыграл он, как всегда, блистательно! Но феноменальной я бы назвал работу в «Анне Карениной» Олега Ивановича Янковского, создавшего образ Алексея Каренина. Более того, если бы не упорство Олега, я бы никогда не завершил эту картину, над которой начал работать восемь лет назад, но все время возникали разные сложности. Как-то я сказал, что «Анна Каренина» попала под все паровозы, которые были за последние десять лет новейшей истории.

— Не секрет, что многие актеры и режиссеры, подающие большие надежды в молодости, быстро сгорели от ранней славы.

— Своим студентам я говорю: «Вас ждут, вы нужны, но, главное, не сойдите с ума». Предостерегаю их: «Только не вступайте на такую порочную и скользкую стезю, как успех. Успех у вас может быть только один — с самим собой».

— Хотите сказать, что не рассчитывали на успех фильма «2-Асса-2», а, быть может, даже его избегали?

— За продолжение «Ассы», хотя это самостоятельная картина, я взялся потому, что меня мучила совесть, а не в погоне за новым успехом. Ведь это я, Сергей Соловьев, вместе с другими стоял в финале фильма «Асса» и кричал: «Перемен, хотим перемен!» Признаюсь, что на этот шаг меня подтолкнули слова одной девушки, защитившей диссертацию по моей «Ассе». Однажды она подошла ко мне и сказала: «Я была совсем юной на премьере вашей, Сергей Александрович, „Ассы“, и с радостью подумала, что наступает время больших начал, но время, прославленное вами в картине, оказалось началом конца». Кстати, чтобы наступил какой-то просвет и чтобы мы его не пропустили, в картине «2-Асса-2» играет и поет Сергей Шнуров. Его музыка, да и он сам — лучшая панацея от уныния. Признаюсь, я так устал от декаданса, упаднических настроений, постоянного ожидания конца света, что стал тяготеть ко всему нормальному, здоровому, простому. Наконец-то я понял, что уныние — великий грех, и стал радоваться каждому новому дню, любому месту на белом свете. И новую картину, кстати, снимаю о молодежи.

— Можете сказать что-то хорошее о молодой смене?

— В кино пришло поколение молодых и талантливых кинематографистов, на которое возлагаются большие надежды. Во все времена культурные прорывы делались не отдельными личностями, а целыми поколениями. Вспомним прорыв поколения фронтовиков — Чухрая, Озерова, Бондарчука. Потом пришло поколение шестидесятников — Ларисы Шепитько, Андрея Тарковского, Василия Шукшина. Кстати, 1 сентября у входа во ВГИК наконец-то установят скульптурную композицию бывшим студентам этого учебного заведения — Геннадию Шпаликову, Василию Шукшину и Андрею Тарковскому. Не представляете, сколько понадобилось сил, чтобы добиться установления этого монумента именно в таком составе. «А почему Шпаликов, а кто такой Шпаликов?» — недовольно спрашивали разные чиновники. Спрашивали, почему именно они. Но все трое были студентами ВГИКа и прославили его, при этом никто из них не занимал никаких руководящих постов, да и путь каждого не был усеян розами.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10679
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6077
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5948
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5938
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4976
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?