Главная Наука и технологии 19:02 26 Августа 2017 5151
Этот «кукурузник» сам рвался в воздух

70 лет назад Ан-2 впервые поднялся в воздух

Анатолий Журин

На следующей неделе у авиаторов и пассажиров праздник, про который мало кто из них вспомнит. Но мы напомним: 70 лет назад, 31 августа 1947 года, летчик-испытатель Павел Володин с аэродрома Новосибирского КБ поднял в воздух первый Ан-2. Этот маленький самолет, прозванный кукурузником и способный взлетать с футбольного поля, пережил многие поколения реактивных потомков.

Перед тем как впервые поднять машину в воздух, пилоту следовало при разгоне совершить три подскока — отрываться на пару метров от полосы и снова приземляться. Только после этого главный конструктор Олег Антонов должен был дать разрешение на взлет. А тут вышло иначе: Ан-2 вдруг взмыл в воздух на втором подскоке. После приземления летчик Володин виновато развел руками: «Самолет сам рвался в небо, я не смог его удержать:»

Новую машину ожидали государственные летные испытания в НИИ ВВС под Москвой. Самый трудный экзамен Ан-2 выдержал, благополучно пре-одолев своим ходом 4000 км. Испытания прошли без проблем, но НИИ не выдал никакого заключения. На военную комиссию самолет впечатления не произвел: наступила эра реактивной авиации, а тут какой-то «небесный тихоход»:

За новую машину заступился Никита Хрущев, тогдашний руководитель Украины. Он, энтузиаст сельского хозяйства, смог оценить достоинства Ан-2, способного взлетать с луга и парить над полем со скоростью стрекозы. С такого самолета можно было вносить на поля удобрения и гербициды, когда трактора утопали в весенней грязи. В результате КБ Антонова из Сибири перебазировалось в Киев, где и началось серийное производство.

За все время было выпущено более 18 тысяч самолетов. Из них как минимум треть продолжают летать — в десятках стран, на разных континентах. У нас в России эксплуатируются почти 500 Ан-2, а еще полторы тысячи пока не списаны и стоят на приколе. Этот неприхотливый самолетик — мастер на все руки. Его используют для перевозки пассажиров и грузов, на сельхозработах, в полярной авиации и в ДОСААФ, для подготовки парашютистов. За 70 лет создано множество модификаций — от пассажирских и противопожарных до самолета — перехватчика разведывательных аэростатов. В КНДР на «кукурузник» установили неуправляемые ракеты и превратили его в штурмовик...

Аэродинамическая схема типа биплан для Ан-2 была выбрана неслучайно: два параллельных крыла создают больше подъемной силы и позволяют буквально парить в воздухе. Даже при скорости 40 км в час самолет послушен штурвалу, а, скажем, популярная ныне американская Cessna теряет управление при падении скорости до 80 км в час. На авиашоу наши летчики не раз демонстрировали потрясающий трюк: при сильном ветре разворачивали самолет ему навстречу, и Ан-2 зависал над землей, а затем летел хвостом вперед...

Ан-2 попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, находящийся в производстве более 60 лет. Но назвать его сегодняшнюю судьбу счастливой язык не повернется. Авиационный эксперт Владимир Скоропупов в бытность ответственным секретарем Совета по Арктике и Антарктике при СФ многие годы боролся за восстановление производства модернизированного Ан-2. В беседе с журналистом «Труда» эксперт отметил, что именно этой машины нам сегодня крайне не хватает. В России свыше 28 тысяч населенных пунктов, большая часть которых расположена в отдаленных районах Сибири и Европейского Севера. Многие не имеют надежных транспортных коммуникаций. Конструктор Антонов как раз и задумывал машину, способную летать в самых неприхотливых условиях. В нашей Арктике выполняется до 45% социально значимых воздушных перевозок, без которых населенные пункты не могут существовать. Но эти перевозки влетают в копеечку.

Где же выход? Он, считает Скоропупов, в модернизации Ан-2, которым с недавних пор занялись в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина. Модернизировать «аннушку» пытались еще в советские времена, но не сумели создать небольшой турбовинтовой двигатель, а бензиновый нерентабелен. Нужно добавить скорости и грузоподъемности. Сибиряки взялись за дело, но не получили внимания и поддержки. Сегодня имеется вариант с поршневым двигателем АШ-62ИР, оборудованным непосредственным впрыском топлива, способным работать на автомобильном бензине. Необходимо содействие в увеличении числа выпускаемых самолетов — аналогов Ан-2, имеющих уже аттестат годности к эксплуатации. Необходима система авиализинга и господдержки эксплуатации самолетов, используемых для работы в Заполярье.

Похоже, в Росавиации энтузиас-тов услышали. За неделю до открытия МАКС-2017 совершил первый полет цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами СибНИИА. Пилотировал машину сам генеральный директор института Владимир Барсук. Конечно, в ТВС-2ДТС уже мало что осталось от легендарной «аннушки». Зато новая машина гораздо экономичнее, летит со скоростью 350 км в час, поднимает больше груза. И дальность полета в четыре раза выше: 1200 км при полной загрузке в 3,5 тонны.

Ну а пока машина войдет в серию, считает эксперт, стоит сосредоточиться на поддержании летной годности, модернизации и ремоторизации имеющегося самолетного парка, а также комплектующих и запасных частей. Легенда отечественного авиапрома еще может принести пользу стране. А аналог Ан-2, пусть и в модернизированном виде, способен вписать новые страницы в эту славную историю.

Голос

Олег Серафимов, пилот с 39-летним стажем

— Я семь лет просидел за штурвалом Ан-2 в Норильске, где условия далеки от тепличных. Сейчас вот летаю на Boeing-747, но могу с уверенностью сказать: Ан-2 был и останется моим самым любимым самолетом. Помню, в летном училище инструктор нам говорил, что «аннушка» долетит до ХХI века, но мы не верили. А ведь он оказался прав!

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3800
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3422
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Член думского комитета  по обороне Андрей Колесник призвал страны Запада готовиться к войне или нормальным отношениям с Россией 

Космический аппарат «Можаец». Фото: https://ru.wikipedia.org

Россия всегда создает современное оружие и опережает Запад в космических технологиях. Об этом в пятницу, 12 декабря заявил обозревателям «Ленты.ру» член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. Так он прокомментировал...

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...

Средний возраст геймера перешагнул за планку в 40 лет

Ольга Лернер
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Видеоигры сродни вирусным заболеваниям и способны вызывать зависимость. И если еще не так давно этой забаве были подвержены исключительно молодые люди, то сегодня средний возраст геймера перешагнул за планку в 40 лет....

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?