Раз в два года под эгидой ЮНЕСКО в 65 странах мира проводятся международные исследования в сфере грамотности PISA. Последние лет 10 Россия стабильно держит первенство в категории «младшие школьники», зато наши старшеклассники потом откатываются на задворки рейтинга (38-42-е места). Почему так? За ответом «Труд» обратился к члену Общественной палаты Михаилу ЛЕРМОНТОВУ и другим экспертам в сфере грамотности.
Получается, чем старше ученик, тем хуже он читает и понимает написанное. Абсурд? Нет, закономерность. Если у малышей тяга к чтению еще как-то поддерживается родителями и учителями, то старшеклассников наша система образования уже вполне убедила в том, что читать, в общем-то, незачем, поскольку грамотность — дело десятое на пути к жизненному успеху.
Михаил Лермонтов, первый заместитель председателя комиссии по культуре Общественной палаты РФ, считает: «Еще совсем недавно руководители самого высокого ранга со всем пылом новоприобщенных к евростандартам утверждали, что отечественное образование призвано сегодня готовить эффективных менеджеров и квалифицированных потребителей. Остальное — по мелочам... Такие ориентиры завели в тупик многие сферы в нашей жизни, в том числе привели и к двойке с плюсом по родному языку. А между тем явный недостаток знаний даже не по гуманитарным предметам, а, скажем, по математике во многом обусловлен тем, что ученики выпускных классов очень часто просто не понимают условия экзаменационных заданий. Читают, но не понимают! Я уж не говорю о таких тонких материях, как литература и история. Как-то преподаватель вуза с негодованием поведал мне о споре двух студентов: они дискутировали о том, кто кого вызвал на дуэль — Пушкин Лермонтова или Лермонтов Пушкина».
Между тем чтение, знание родного языка, воспитание в системе традиционных культурных ценностей — все это звенья одной цепи. В Китае, на который мы сегодня так часто ссылаемся, разработана цельная система приобщения к культуре и родной истории. Там, к примеру, 1,5 млрд жителей, а показатель внутреннего туризма — 3 млрд, причем значительная часть этих туристов — школьники. Чтобы получить аттестат зрелости, они помимо сдачи экзаменов должны представить специальную карточку, подтверждающую, что за время обучения посетили 10 главных культурных достопримечательностей своей страны (после каждой экскурсии в этом листе ставится особый штамп).
Разумеется, только на государство полагаться в этом вопросе не совсем честно. С родителей, не считающих нужным обсудить со своим чадом хорошую книжку или сводить его в театр, никто ответственности не снимает. Но как нейтрализовать языковую агрессию, обрушивающуюся на ребенка из внешней среды?
Поэт Андрей ДЕМЕНТЬЕВ ищет выход: «Вчера песню по радио услышал, где лирический герой признается: «Я промок без дождей». Какая пошлость! Если ты промок без дождя, иди к урологу, а не вещай об этом на весь мир. Сочинители подобных текстов просто плохо понимают значение слов родного языка. Поневоле затоскуешь о художественных советах, некогда существовавших на телевидении, радио, в каждом театре и заслонявших зрителя и слушателя от пошлости, дурно-вкусия. Нет, я не ратую за цензуру, но получается, что, упразднив худсоветы, мы с водой выплеснули ребенка. Почему наши певцы, в отличие от тех же французов, все чаще предпочитают петь на английском, причем, как правило, плохом? За пренебрежением к русскому языку прячется разрушительное неуважение к своей стране».
Более 300 млн человек на земном шаре говорят на русском. Он сохраняет 3-4-е место по распространенности. До недавнего времени владение русским являлось важным конкурентным преимуществом на рынке высокоинтеллектуального труда и для европейцев, и для американцев, теперь эта тенденция перемещается на Восток. Базовым центром обучения является Государственный институт имени Пушкина. И. о. ректора Маргарита РУСЕЦКАЯ говорит: «Сейчас для нас одним из приоритетных направлений является совершенствование и расширение программ дистанционного обучения. На нашем портале в этом году повышают свою квалификацию 1,6 тысячи педагогов со всего мира, преподающих русский язык как иностранный. Новое направление — среднее образование на русском языке по российским стандартам с 1-го по 11-й класс. Кстати, изучение такого сложного языка, как русский, дает примерно тот же эффект, что и весьма дорогостоящие специализированные тренинги мозговой активности».
Что ж, русский можно выучить уже только за это...