Главная Работа 21:09 26 Октября 2015 3688
Нефтеналивная стратегия

«Роснефть» осваивает новые речные маршруты, используя собственный флот

Александр Романов

Речная инфраструктура России — это свыше 100 тысяч километров водных путей, более 130 портов, в том числе 15 международных. Имевшие стратегическое значение в советское время речные перевозки и сегодня остаются одним из преимуществ нефтепродуктовой логистики страны. Водный транспорт позволяет быстро изменять маршруты поставок, снижать логистические расходы и варьировать объемы перевозимых грузов. Всегда в выигрыше компании, которые умеют этими преимуществами пользоваться.

Если говорить о нефтепродуктах, то важнейшими артериями для их поставок на сегодняшний день являются Волга и Дон. Именно на берегу Волги, в Самаре, расположился офис одной из перспективных судоходных компаний — «Прайм Шиппинг». Компания занимается речными перевозками вот уже 10 лет, все это время в основном транспортирует нефтепродукты ОАО «НК «Роснефть». А в августе этого года российское совместное предприятие ОАО «НК «Роснефть», ООО «Сбербанк Инвестиции» и Pietro Barbaro S.p.A. (СП) закрыло сделку по приобретению компании.

«Данная сделка расширяет логистический потенциал «Роснефти», — заявил председатель правления компании Игорь Сечин по случаю этого события. — Современный флот «Прайм Шиппинг» позволит оптимизировать транспортные расходы, расширить географию морских и речных поставок нефти и нефтепродуктов компании нашим партнерам. В то же время реализация условий соглашения открывает для нас новые возможности в части расширения портфеля клиентов и маркетинга продукции с высокой добавленной стоимостью. Сделка также привлекательна для нас с финансовой стороны благодаря партнерству со Сбербанком».

Первые танкеры для «Прайм Шиппинг» строились в Китае, потом в России — на «Красном Сормово». Сегодня компания является одним из лидеров российского танкерного рынка речных перевозок, обладает самым молодым речным флотом (28 современных речных танкеров, барж и буксиров). Средний возраст судов — шесть лет. Оборудование флота соответствует всем требованиям международного и российского законодательства, а 700 высоких профессионалов плавсостава и 50 управленцев в офисе обеспечивают безопасную, надежную и эффективную работу.

Для сравнения: средний возраст речных судов в России превышает 37 лет, и солидная доля нефтеналивного флота должна быть списана по старости в ближайшие три-четыре года.

Старший механик (по-флотски — «дед») танкера «Тетис» Сергей Побегалов, уже отдавший реке ровно половину своей 35-летней биографии, раньше ходил на судне, построенном в советские времена. Водоизмещение старого и нового танкеров почти одинаковое: было 5200 тонн, а нынче — 5600. Но скорость у «Тетиса» — 10 узлов, а на бывшем танкере и пять узлов не выжимали, хотя топлива сжигали куда больше. Управляемость новым судном гораздо лучше, автоматики втрое больше. И, конечно, условия труда и быта для экипажа не сравнить. На советском танкере даже кондиционеров не было. Представьте, как ходить летом по нижней Волге и Дону на раскаленных 40-градусной жарой стальных коробках.

Одним словом, из всех имеющихся на реке судоходных активов «Роснефть» фактически купила самый лучший и перспективный. Сегодня «Прайм Шиппинг» считается одним из лидеров отечественного рынка речных и морских перевозок нефти и нефтепродуктов.

«Мы очень довольны, что компанию купила «Роснефть», — говорит генеральный директор «Прайм Шиппинг» Игорь Ганин. — Во-первых, работать в ведущей компании страны всегда престижно. Это надежность, дополнительная уверенность в завтрашнем дне. Во-вторых, наш основной заказчик и грузовладелец стал грузоперевозчиком. А это всегда плюс: порожних рейсов совершать не придется.

С «Роснефтью» мы работали и раньше. Восемь месяцев в году под завязку были заняты перевозкой ее экспортных нефтепродуктов из Саратова и Самары в порт Кавказ, что под Керчью, в большие танкеры-накопители. Везем мазут, дизтопливо, вакуумный газойль. Это базовый груз и основной заработок пароходства. Но заканчивается навигация на Волге — часть судов ставим на профилактический ремонт, а с остальными надо выходить на открытый рынок. В нынешнем году уже планируем возить грузы других производителей с Азовского и Черного морей.

Без работы, конечно, не остаемся, но по объемам и загрузке всякое могло быть. А у «Роснефти» есть «зимние грузы» — естественно, теперь при распределении грузопотоков нас не забудут. Хотя на «Роснефть» по различным договорам в период навигации трудится еще более сотни судов на многих реках и в прибрежных морях. По большей части это тоже танкеры, занятые на перевозках нефтепродуктов».

«Конечно, в межнавигационный период будем больше заниматься обеспечением работой собственного флота, при необходимости перераспределять суда между базовыми портами и направлениями», — говорит начальник управления морских и речных перевозок «Роснефти» Андрей Кравченко.

Лучше ли, выгоднее ли эксплуатировать собственные суда, чем фрахтовать чужие? В «Роснефти» уверены: в любом варианте нынешняя сделка вполне укладывается в общую стратегию развития эффективного бизнеса.

«Роснефть» — это не только добыча и переработка, — продолжает Кравченко. — Если взять логистику и конкретно транспортный сектор, то у компании есть нефтебазы и морские терминалы, большой парк железнодорожных вагонов, бензовозов, танкеров и бункеровщиков. Теперь появились и свои речные танкеры: сначала в аренде, потом и в собственности. Приобретение достойных активов на долгие годы работы — это продолжение той же линии«.

И вот уже в одном из недавних сообщений компании говорится, что в нынешнем году она расширила географию своих перевозок по реке, в том числе благодаря собственному флоту — компании «Прайм Шиппинг». Помимо основных направлений перевозки темных и светлых нефтепродуктов Самарской группы НПЗ и Саратовского НПЗ в порт Кавказ была начата транспортировка вакуумного газойля производства Ачинского НПЗ из порта Нижнекамск, ВГО и СМТ из порта Жигулевск, а также расширена география перевозки бункерных мазутов, в том числе в порт Санкт-Петербург.

Более того, как говорится в сообщении, «в целях повышения эффективности использования собственного флота компания также планирует продолжить работу судов «Прайм Шиппинг» в межнавигационный период на перевозках нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне. При этом компания планирует использование флота для перевозок грузов других производителей, что позволит расширить портфель клиентов и максимизировать прибыльность актива».

То есть надежды гендиректора «Прайм Шиппинг» Игоря Ганина на повышение загрузки речного транспорта уже оправдываются. Что закономерно, поскольку на приобретенный в собственность флот «Роснефть» с самого начала смотрит не как на подсобную единицу, а воспринимает в качестве полноценного актива, задача которого — работать на полную мощность и приносить прибыль. А к словам Кравченко можно добавить выдержку из перечня стратегических целей и задач «Роснефти», обнародованных на официальном сайте: «Приоритетами компании в сфере коммерции и логистики являются максимизация эффективности реализации нефти и неф-тепродуктов, гарантированное снабжение потребителей качественным топливом, оптимизация затрат на логистику и обеспечение стабильности поставок, постоянное улучшение предложения для покупателей через собственную розничную сеть и оптовые каналы реализации, а также развитие передовых практик трейдинговой деятельности в России и за ее пределами».

Кстати, об эффективности. Вот наглядное сравнение: в 2012 году транспортировка по реке была дешевле на 10-15% железнодорожных перевозок, а дешевле автомобильных — на 40%. На реке можно снизить транспортные затраты за счет максимальной загрузки судов и снижения простоев, сокращения сроков доставки груза, снижения дополнительных затрат (к примеру, капитаны «Прайм Шиппинг» имеют сертификаты на безлоцманскую проводку судов по каналам Волго-Дона и Керченского пролива).

При этом, как следует из отчетов «Роснефти», за 2014 год компания увеличила поставку нефтепродуктов на экспорт на 23% — до 54,5 млн тонн. И хотя работающие на основной водной магистрали европейской части России суда в последнее время сталкиваются с обмелением рек — а значит, и с недогрузом, — эти проблемы стараются решить за счет перераспределения маршрутов и развивать свои речные перевозки настолько, насколько это возможно в текущих условиях.

Нефтепереработчики, нефтехимики — всем им не только сегодня, но и в перспективе пригодится река, по которой уже ходят собственные суда «Роснефти». Вот такая получается предусмотрительность.

Слово экспертам

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России

— Появление у «Роснефти» собственного речного флота можно только приветствовать. Во-первых, Волга остается очень перспективным регионом. В ее бассейне находится более 1,5 тысячи месторождений углеводородов — почти половина всех месторождений России (по количеству, а не по объему). Эта неф-тегазовая провинция еще долго будет обеспечивать сырьем и топливом предприятия Поволжья — следовательно, транспортная перспектива здесь тоже просматривается очень долголетняя. К тому же значительная часть заводов, расположенных на самой Волге и ее притоках, принадлежит «Роснефти», и их обслуживание собственным флотом приносит дополнительную выгоду.

Но компания приобрела не просто три десятка судов, а лучшие речные активы — очень молодой, современный флот. Это перспективно и в другом отношении. Многие речные суда, работающие сейчас на Волге и ее притоках, построены 30-40 лет назад. В ближайшее время они будут выводиться из эксплуатации, и кто-то должен подхватить их ношу, взять на себя их грузы. Значит, у «Роснефти» появятся новые заказы и, соответственно, немалые дополнительные доходы. Так поступают другие многопрофильные компании во всем мире, и российский энергетический флагман им не уступает.

Никита Кричевский, доктор наук, специалист в области государственного управления экономикой, финансов и риск-менеджмента

— В мировой практике подобные слияния не то что приветствуются или критикуются — это нормальная практика, норма, потому что гораздо удобнее, практичнее и дешевле держать подобный актив в собственности, нежели регулярно прибегать к аутсорсингу и выплачивать значительные суммы для обеспечения своей деятельности в данном секторе. Вот скажите, из чего складывается стоимость фрахта? Она складывается из затрат, стоимости амортизации оборудования, заработной платы и обязательно прибыли. «Роснефть» сразу исключает из цепочки одно из звеньев — конкретно получение прибыли собственником. И, кроме того, попутно компания, скорее всего, проведет аудит затрат и найдет резервы для дополнительной экономии. Хочется сказать еще и о том, что речной флот на Волге — это профильный актив солидной государственной компании, а не покупка футбольной команды или замка в Англии. Этот флот приобретен потому, что он участвует в основной производственной деятельности компании. Причем флот приобретен в тот момент, когда цены на производственные активы в России снизились, а значит, осуществили покупку по минимально возможной цене. Насколько мне известно, мало кто подходит к своей деятельности настолько аккуратно и рачительно, как «Роснефть», и я уверен, что, прежде чем приобретать эти суда, специалисты просчитали каждую копейку выгоды от сделки. Наконец, это серьезный вклад в нашу реальную экономику — то есть то, чего многие не делают, предпочитая прятать деньги за границей.

 

А Минтруд предложил запретить мигрантам менять указанных в патенте работодателей

Александр Киденис
Труд
Пошел работать на стройку - в курьеры идти не моги! Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Росстат подсчитал, что средняя заработная плата в стране выросла до 73 709 рублей, прибавив 14% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно айтишный журнал «Хабр Карьера», проанализировав заработки...

За последний год она подросла почти на восемь процентов, похвасталась вице-премьер Татьяна Голикова

Евгений Акатов
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Все не так уж плохо в нашей экономике: за последний год зарплаты россиян выросли на 7,8%. Об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, подчеркнув также, что за шесть лет реальная зарплата в России выросла...

Работа 00:06 / 15 Марта 2024 6157
Юрьев день XXI века

Минтруд предложил обязать приезжих трудиться строго по специальности, указанной в патенте. А не то - депортация

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

В предстоящее воскресенье, 17 марта, страна будет отмечать День работников ЖКХ. Отрасли, в которой сегодня трудится огромное количество трудовых мигрантов. А накануне праздника (видимо, в качестве подарка этим людям?)...

Власти неспешно начали реагировать на трагедию в «Крокус Сити Холле». Но удастся ли при такой политике предотвратить новые угрозы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Нас убеждают: мигранты - наши трудовые помощники, без них Россия никуда. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

На дорогах в Москве усиленные наряды полиции. Сообщения в СМИ и ролики в Сети свидетельствуют о том, что многие мигранты спешно покидают Россию до лучших времен. В Госдуме на рассмотрении находятся...

Наряду с этим глава ведомства Аркадий Гостев попросил кабмин увеличить тюремщикам зарплату: некомплект сотрудников в службе, по его словам, составляет почти 20% 

Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

В России за 2023 год были закрыты 24 исправительных учреждения. Об этом в четверг, 21 марта журналистам рассказал директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Аркадий Гостев. По его словам, на такой шаг государству пришлось пойти,...

Тренд на деглобализацию, уход западных компаний и бурный рост производств открыл широкие перспективы перед специалистами самых разных направлений 

Фото: https://unsplash.com

Самыми востребованными специальностями на российском рынке труда в 2024 году станут инженеры, а также специалисты по продажам и найму персонала. Соответствующее мнение высказала президент Ассоциации карьерных консультантов РФ Айгюн Курбанова. Эксперт...

Доклад необходимо представить до 1 мая, далее – один раз в квартал

Фото: Kremlin Pool/via, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил регионам в приоритетном порядке направлять на зарплаты медикам средства, полученные через обязательное медицинское страхование (ОМС). Об этом сообщает пресс-служба Кремля в перечне поручений. «Рекомендовать...

Документ предписывает уволить солдат, матросов, сержантов и старшин, чей срок службы по призыву истек

Фото: Elena Mayorova, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве в вооруженные силы с понедельника, 1 апреля, по понедельник, 15 июля. Об этом сообщает пресс-служба официального интернет-портала правовой информации. «Руководствуясь Федеральными...

Жители Москвы начали публиковать заявления о готовности занять беседку для шашлыков за деньги

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Люди, готовые за деньги занять беседку для шашлыков, активизировались в Москве с приходом весеннего тепла. Об этом свидетельствуют данные сайта по продаже и покупке вещей и услуг «Avito». Стоимость услуги начинается от 300-400...

По словам Игоря Краснова, первоначально обращения касались недостатка обмундирования или невыплаты денежного довольствия

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил, что в ведомство поступают сигналы о нарушении прав участников спецоперации (СВО), их немало, в последнее время много обращений по задержке с выплатами после ранений. Об этом сообщает журналист Павел...

Ранее Дмитрий Песков рассказал, что Путин, находясь на главном государственном посту, работает практически круглосуточно

Фото: www.kremlin.ru

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков ответил на вопрос, имеет ли женщина шанс стать президентом России. В беседе с журналистами он отметил, что Конституция нашей страны никак не ограничивает права россиянок в этом вопросе. В...

Весенняя призывная кампания – 2024, как и обычно, пройдет с 1 апреля по 15 июля 

Фото: www.mil.ru

Новобранцы, призванные на срочную службу в ходе предстоящей весенней кампании, не будут привлекаться к участию в спецоперации. В этом в ходе интервью газете «Красная звезда» заверил россиян начальник Главного организационно-мобилизационного...

Ранее СМИ сообщали, что в ночь после теракта в «Крокус Сити Холле» представители различных ведомств до самого утра делали президенту доклады 

Владимир Путин в рабочем кабинете. Фото: www.kremlin.ru

Глава российского государства Владимир Путин в некоторых случаях приезжает в Кремль не с утра, а поздним вечером, чтобы не создавать в городе пробки и не доставлять лишнего дискомфорта водителям. Об этом в понедельник, 1 апреля рассказал пресс-секретарь...

В ближайшие годы отечественной экономике придется жить с серьезным дефицитом кадров, предупредил глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин, выступая в четверг, 4 апреля на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России, сообщил, что в ближайшие годы отечественной экономике придётся жить с ощутимым дефицитом кадров. Для его преодоления,...

По данным ФНС, в России сейчас насчитывается свыше 10 млн самозанятых; позиция автокурьера для маркетплейсов – одна из самых популярных на рынке труда 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Независимый профсоюз «Новый труд» (НПНТ) провел оценку отечественных онлайн-платформ по степени дружественности к самозанятым сотрудникам. По этому принципу специалисты профсоюза составили рейтинг компаний, предоставляющих курьерские...

День работника электронной промышленности будет отмечаться ежегодно в первое воскресенье октября

Фото: Ingram Images, globallookpress.com

В России учредили новый праздник — День работника электронной промышленности. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ. Согласно подписанному премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановлению, праздник будет отмечаться ежегодно...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?