03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИДУ НА "ГРОЗУ"

Крон Сергей
Статья «ИДУ НА "ГРОЗУ"»
из номера 077 за 27 Апреля 2004г.
Опубликовано 01:01 27 Апреля 2004г.
Премьера в "Современнике" взбудоражила театральную общественность и даже государственных деятелей: поскольку на премьере побывал Владимир Путин и теперь всем хочется на него попасть.

Если из спектакля Нины Чусовой исключить автора пьесы Александра Островского, жившего в XIX веке, то представление как бы даже и ничего, поскольку жизнь на подмостках бурлит, герои полны противоречивых страстей, а то, что в финале молодая женщина бросается в Волгу, - так мало ли сейчас происходит "такого", всех не нажалеешься. Я долго думала, почему публике не жалко нервную, сумасбродную Катерину в брутальном исполнении Чулпан Хаматовой и, как ни странно, жаль ее свекровь - Кабаниху (Елена Яковлева), трясущуюся над своими детьми, разбиваемую параличом, когда ее невестка прилюдно заявляет, что изменяла мужу...
В пьесе, как вы помните, ничего такого с Кабанихой не происходит, она - само воплощение темного царства, убивающего в человеке любой порыв, любую мечту. Ведь недаром тихая, скромная Катерина пытается вырваться из него, но, понимая, что не будет свободна никогда, выбирает смерть как избавление. Говорят: "В тихом омуте черти водятся". Может быть, и так, только бунт покорной женщины - это одно, а бунт сексапильной "тигрицы" под видимостью простушки - другое. Катерина у Хаматовой такая, и, если бы ей не встретился Борис (Юрий Колокольников), она бы нашла кого-нибудь другого, потому что любить хочется, а муж - мямля. И как бы режиссер не пыталась "приподнять" ее взаимоотношения с Борисом, в основе их лежит вполне земная страсть. Сцена в огромной клетке с живыми голубями, где красиво сплетаются два гибких молодых тела, смотрится эффектно, но она "работает" не на идею автора, а, скорее, отражает замысел Чусовой: женщина счастлива, когда находит сильного, "мужественного" (как ей хочется видеть) партнера. Неслабая мысль для классика Островского, но зато какая актуальная для нашего времени, испытывающего недостаток в таких мужчинах, нередко уступающих в инициативе слабому полу, а то и предпочитающих жить своими, "голубыми" кланами.
Именно поэтому внутренне сильная Кабаниха в спектакле Чусовой тоже одинока. Она так и не встретила своего героя, и это ее роднит с мечущейся Катериной. Недаром же постановщик вложила в уста Кабанихи знаменитую фразу Катерины "Отчего люди не летают..." Только она в отличие от невестки сумела смирить себя постами и - в прямом смысле слова - самобичеванием, потому что, если не будет порядка и жена не станет покоряться мужу, каким бы он ни был, начнется хаос. Жалко ее становится потому, что зрители видят, как, в общем-то, еще привлекательная женщина с двумя смешными косичками заживо хоронит себя, мучается оттого, что ее сын Тиша (Максим Разуваев) не хозяин в доме, а голубятник.
Да и другие мужики в "Грозе" - тоже не подарочек. Борис похож на кудрявого барашка: потяни его за веревочку, он и пойдет. Изобретатель вечного двигателя Кулигин (Александр Олешко) напоминает чеховского Епиходова - "двадцать два несчастья". Даже Дикой (Владислав Ветров) и тот зря носит свою грозную фамилию. В венчике из зеленых веточек он смахивает на фавна, резвящегося среди краснощеких девиц. Одним словом, природа на мужской части населения спектакля отдыхает.
Нина Чусова и в предыдущих своих спектаклях охотно пользовалась яркими метафорами, ибо для нее очень важны зрелищность и яркая художественная форма постановки. Она из тех режиссеров, которые больше тяготеют к пластике, чем слову, поэтому ради живых картинок готова пожертвовать содержанием.
Мне вовсе не хотелось бы обвинять режиссера в искажении классики, в конце концов кому сегодня захочется смотреть хрестоматийного Островского? И все-таки, когда преднамеренно смещаются психологические акценты, расставленные автором, и придумывается своя режиссерская концепция, хотелось бы, чтобы смысл пьесы все-таки оставался и ее героям могли бы сочувствовать, какие бы они ни были смешные и нелепые.
Кстати, меня нисколько не смущает, что Чусова и художник Павел Каплевич одели героев в современные костюмы и поселили их вместо купеческих домов в унылые многоэтажки, поскольку и там, и там процветает свое "темное царство". Дело в другом. Написав в программке, что это всего лишь фантазии на тему пьесы Островского, режиссер таким образом сняла с себя ответственность перед автором, предложив зрителям отнестись к происходящему как бы играючи. Только я не знаю, что же делать тем, кто никогда не читал Островского? Теперь они будут думать, будто это история про двух героинь, пожалевших, что они родились на свет женщинами, ибо настоящих мужчин нет. Поэтому в их душах постоянно сгущаются тучи, того и жди грозы. Но "Гроза" Островского все-таки про другое...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников