Главная Культура 12:59 27 Апреля 2023 3340
«Моцарт – это экватор музыки»

Теодор Курентзис провел в Московской консерватории студенческий концерт-наставление

Сергей Бирюков
Дирижер Теодор Курентзис, сопрано Елизавета Свешникова и другие участники концерта в Московской консерватории. Фото Владимира Васильева предоставлено пресс-службой musicAeterna

В Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис продолжил проект, который он проводит с 2018 года – сотрудничество со студенческими коллективами старейшего столичного музыкального вуза. В прошлые годы знаменитый дирижер уже исполнял с консерваторским оркестром капитальные произведения Бетховена и Прокофьева, вовлекал студентов в совместное с его основным коллективом musicAeterna исполнение партитур Рихарда Штрауса и Леонида Десятникова. Теперь хор и оркестр консерватории вновь выступили главной исполнительской силой, а композиторов, над которым Теодор предложил им поработать, стал Моцарт.

У Курентзиса достаточно оснований для работы с молодыми коллегами над моцартовским материалом. В небольшом спиче за кулисами для участников концерта он признался, что переиграл 70 процентов музыки великого австрийца, провел долгие исследования, направленные не только на скрупулезное уточнение деталей моцартовских текстов, но и на постижение их внутренней сути – как он выразился, самого языка Моцарта, того, о чем композитор хотел нам сказать. И подобное понимание должно прийти к каждому серьезному музыканту. Вне зависимости от того, Моцарта он играет или другого автора. Поскольку именно творения Вольфганга Амадея – экватор мировой музыки, они в равной мере принадлежат старому и новому времени, в них – ключ к постижению музыкального мышления Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского…

Но главное в тот вечер, конечно, происходило в самом зрительном зале. У автора этой заметки было лишь то преимущество по сравнению с большинством слушателей, что он мог не только предаться восприятию самой музыки, но и сравнить услышанный результат с поставленной маэстро задачей.

Как показалось, молодым музыкантам действительно удалось «поймать кайф» (цитирую Курентзиса) от игры на старинных жильных струнах и того, насколько этот мягкий гибкий звук сливается с голосами солистов и консерваторского хора. Сам хор (дополненный солистами musicAeterna и другого великолепного вокального ансамбля – Intrada под руководством Екатерины Антоненко) тоже не чужд вкуса к европейски-отшлифованному, спектрально-вычищенному звучанию. Иными словами, было ощущение, что студенты нацеленно идут к постижению стилистики музыки конца XVIII века – этого прозрачного, летучего, ни в коем случае не перетяжеленного, но насыщенного глубоким эмоциональным смыслом воспроизведения фраз («благодарность факультету исторического и современного исполнительства, который выпускает умных людей», несколько раз повторил за сценой Теодор).

Не все еще, правда, удается. Не зря в своем блокноте при первых звуках 23-го фортепианного концерта я записал: валторны либо хорошие натуральные, либо плохие хроматические. Поскольку услышал характерное бульканье, простительное на инструментах моцартовского времени, но недопустимое на современных вентильных духовых чудесах. Увы, валторны оказались современными, так что можно себе представить, насколько спасуют с непривычки эти ребята, получив в руки аутентичные инструменты эпохи Моцарта и Бетховена.

К сожалению, из-за недостатка времени не удалось спросить мнение дирижера об игре солиста-пианиста (к слову, лауреата III премии недавнего конкурса имени Рахманинова) Константина Хачикяна. Мне же показалось, что при общей стильной прозрачности ткани исполнению Константина не хватило другого непременного моцартовского свойства – предельной ритмической четкости. С этакой милой расслабленностью пальцев можно играть какую-нибудь кул-джазовую импровизацию, но не 23-й концерт Вольфганга Амадея.

Ну и об исполнении Большой до минорной мессы (номер 427 по указателю Кехеля). Тут отдельный поклон Курентзису за выбор не только шедевра, но и раритета, если говорить об отечественных площадках. Даже Геннадий Николаевич Рождественский, представивший наиболее полный на моей памяти концертный свод 16 месс Моцарта (2015-2016 годы), не решился тронуть это творение, чья необычность столь велика, что, не зная авторства, ты в определенные моменты будешь изрядно колебаться, что же именно звучит – не известная тебе оратория Генделя или какая-либо из библейских вокально-симфонических фресок Мендельсона.

Начать с минорной тональности – редкость для мессы (не заупокойной!) моцартовского времени. Даже благостный по словесному тексту Benedictus («Благословен») здесь решен как тревожный квартет солистов. А трагичный хор Qui tollis («Берущий на себя») – прямое предвестье великого Реквиема. Необычность замысла (видимо, отразившего драматичный повод создания мессы – Вольфганг написал ее по случаю получения у отца долгожданного одобрения брака с Констанцией, т.е. это был, по сути, шаг к примирению с родителем в ходе долгой и тяжелой размолвки) сказалась даже на подчеркнуто нетрадиционном, как бы разбалансированном составе исполнителей. Здесь это два сопрано (а не сопрано и меццо, как обычно) на фоне привычных тенора и баса, а в оркестре рядом со скромной группой деревянных (всего одна флейта вместо привычных двух) сверкнули грозовым сполохом три тромбона, чей апокалиптический звук Моцарт, как правило, приберегал лишь для самых сильных театральных эффектов в операх вроде сцены провала Дон Жуана в ад.

По-моему, консерваторцы в самом деле прониклись возвышенным и беспокойным духом этой музыки. Если б только еще первое сопрано Елене Гвритишвили – частая ансамблистка Курентзиса – не впадала иногда в такую тонкость звукоизвлечения, что ее просто переставало быть слышно... Ко второму сопрано Елизавете Свешниковой, равно как к тенору Егору Семенкову и басу Николаю Мазаеву, я этой претензии предъявить не могу, но в целом «жестокий» Курентзис, заставляя солистов петь аутентичным «прямым» звуком, безжалостно обнажил недостатки их голосов, которые в ином случае «покрыло» бы спасительное вибрато…

Впрочем, самое время прервать критику, вспомнив, что ведь мы были не в филармоническом зале, а в вузовских стенах, и не просто на концерте, а на событии студенческой жизни. Главный смысл которой – учение, его же без ошибок не бывает.

P.S. На следующий день после концерта стало известно, что ученый совет консерватории присвоил Теодору Курентзису звание почетного профессора вуза.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3440
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3332
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3165
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?