Главная Жизнь 01:01 27 Июля 2002 143
КАК СОБАКУ СЪЕСТЬ
Кто бы мог подумать, что, начав выступать то ли в курилке, то ли в актерском буфете Театра Российской армии, Евгений Гришковец оказался в нужном месте и в нужный час. За четыре последних года получил, кажется, все возможное: "Антибукер", две "Золотые маск
Казьмина Наталья

Как его только не называли за эти годы. Явление, сюрприз, феномен, персона года, лицо года, один "из плеяды суперзвезд сезона". С кем только ни сравнивали по популярности - и с Земфирой, и с Борисом Акуниным, и чуть ли не с президентом. Гришковец стал талисманом НЕТа (фестиваля "Новый европейский театр"), как бурый Мишка - достопримечательностью Московской олимпиады. Гришковец ведет мастер-классы за рубежом, Гришковец ведет бурную светскую жизнь. Еще недавно он отказывался от интервью "Маяку" и шутил, что никогда не сядет в кадр передачи "Ищи меня". Еще недавно он сетовал, что в растущей своей популярности видит "много для себя неуместного"...
Сегодня Гришковец уже мало напоминает того угловатого провинциального парня, что мечтал достучаться до толстокожей московской публики. Сегодня он кажется респектабельным и вполне столичным, хотя в глазах еще сквозит настороженность. Его мнение уже волнует общественность. Он побывал в "Антропологии" у Дмитрия Диброва, был "свежей головой" в познеровских "Временах", беседовал об успехе с Ксенией Лариной... В "Школе современной пьесы" даже стартовал амбициозный проект "Весь Гришковец". То есть скоро на Трубной можно будет увидеть полное собрание устных его сочинений. От Гришковца "тащится" молодежь. Его спектакли посещает культурная элита. Критика видит в нем человека, который поднимет "акции" театра. Недавно вышла и первая книга пьес Гришковца. Пожалуй, фиксация на бумаге текстов этого импровизатора и завершит "розовый" период его жизни. Гришковец перестал быть "летучим голландцем". Он стал "текстом в журнале" и еще одним театральным мифом. "Душа ждала... кого-нибудь, и дождалась". Если бы не было Гришковца, его стоило выдумать, чтобы лучше кое-что понять.
Так почему все-таки он? Для нашего времени, скоростного и очень поверхностного, чтение - вещь обременительная и обязывающая, а драматург Гришковец сам принес себя в театр и сам показал, как себя играть. Тексты Гришковца выгодно отличались от пьес, условно говоря, направления Коляды - от той "чернухи", которая сначала заполонила перестроечный театр, а потом испугала его и стала вызывать у зрителя тошноту. В компании с Гришковцом зрителю стало ясно, что впереди его ожидают и печаль, но тоски не будет. И тошноты не будет тоже. Гришковец локален и конкретен, он не замахивается на "вечное". Зато демонстрирует главный принцип нынешней жизни - крайний индивидуализм. Его героя не волнует нелепая жизнь страны. Он озабочен собственной, корявой, но единственной и неповторимой. Время лишь отсвечивает в этой судьбе, как солнечный зайчик в зеркале. Его героя, как Башмачкина, хочется пожалеть. А его самого, как кузена Лариосика из Житомира, подтолкнуть наверх, приподнять над серыми буднями и себя при этом почувствовать хорошим человеком. Он, как улитка, все свое носил с собой и долгое время выглядел перекати-полем. Его легко было "усыновить" и подать как собственное открытие. В конце концов это можно понять. У каждого театрального поколения должны быть свои кумиры, а не только те, что достались ему по наследству. С Гришковцом (хотя справедливости ради заметим: не только с ним) на сцену возвратился лозунг 60-х, надежда на то, что дилетанты опять спасут мир. Его "антиигру", его "грязную" актерскую технику, его существование на сцене вопреки, казалось бы, принятым театральным нормам - дилетантское время не просто приняло, оно сделало их своим оправданием во всех иных областях. Гришковец предпринял смелый, хотя на первый взгляд неприемлимый для современной сцены шаг. Он предложил ей исповедь. То есть то, что в театре в той или иной форме существует извечно, но что сегодняшний зритель "забыл". Любопытно, что, говоря о "Записках русского путешественника" Райхельгауз назвал их "вульгарно литературными". "Там появился пафос, мне не свойственный", - объяснил Гришковец. Появился, потому что играли пятидесятилетние артисты с иным, чем у Гришковца, театральным и жизненным опытом. Играли действительно иначе. Кстати - хорошо. Но насчет собственного пафоса Гришковец ошибся. Он тоже пафосен, но свой пафос Евгений одел в броню и запаковал свою исповедальность в плотный слой косноязычия.
Известно, что пьесы Гришковца - это в какой-то степени пьесы о себе, истории на базе собственного житейского опыта. "Собака" была о том, "как я жил тогда". "ОдноврЕмЕнно" - "как живу сейчас и живу постоянно". "Дредноуты" оказались пьесой для женщин, но о мужчинах, которых они не понимают. "Планета" - "высказыванием о любви... в состоянии сложившейся жизни". "Следующим шагом мне нужно будет объяснить, что такое сложившаяся жизнь и что такое свобода в этой ситуации. И что такое вообще жизнь". Если подчиняться этой логике, следующим шагом Гришковца должна стать другая пьеса - о том, как я стал мифом. Гришковец, видимо, ощущает двусмысленность своего положения. Иногда вяло сопротивляется истеблишменту, твердит, как молитву, что Калининград ему "приятнее для жизни", а провинциализм - это мировоззрение, которое он не собирается терять. Худеет на 16 кг. Уверяет: "Нет такой компании, к которой я хотел бы примкнуть". А потом примыкает, потом ляпает: "Я вообще не хочу быть отдельным, не хочу быть один". Это напоминает мне двусмысленное лукавство Жванецкого: "Не нарушайте моего одиночества, но и не оставляйте меня одного". Он декларировал театр как "место, где ты выпадаешь из времени", как "театр, который признается в том, что он театр, а не жизнь". Однако если раньше можно было балдеть, пересказывая хохмы, междометия, обороты и сравнения Гришковца, теперь пересказывать нечего. Текст напечатан и закреплен в культуре так же, как сюжет, к примеру, классической "Чайки". Импровизация кончилась. Надо бы это осмыслить. Это значит, что сцена теперь обязана предложить его тексту действительно новую форму существования. А сцена пока не торопится. "Я вообще догадываюсь, что более успешного - не удачного, а именно успешного - спектакля, чем "Как я съел собаку", у меня уже никогда не будет" - вывод, может быть, неутешительный, но верный.
Все-таки единственный профессиональный дар Гришковца - это дар драматургический. Но именно он и не позволяет назвать его человеком без корней. В его странных пьесах-монологах без усилий обнаруживаются следы "новой волны" 80-х - тот же чуткий слух и внимание к мелочи. Умение Гришковца "рассказать свою историю как универсальную" есть, в сущности, не что иное, как создание житейского эпоса из реалий советской жизни. Умиляясь "новой форме", зритель на самом деле умиляется другому - узнаванию в его герое себя и своей ностальгии по детству, по молодости, тоже советским. Смешно, но провозвестник "нового актуального театра" рассуждает почти как Тригорин. Треплев, раздраженный чернеющей тенью от мельничного колеса, сплюнул бы себе под ноги...
Разговоры Гришковца со зрителями перед началом спектакля обусловлены не его свободой и желанием "повернуть его в какую-то необычную сторону". Они нужны актеру-дилетанту, чтобы поймать верный тон, снять смущение и зажим, раскачаться и "въехать в тему". Он не случайно играет без очков и слепит себя прожекторами, долго и осторожно щупает зрителя взглядом, пока наконец не услышит смех, пока не воспримет зал как объединяемую им сплошную темную массу, но обязательно доброжелательную. И поняв, что его посчитали "своим", он может "взметнуть".
Что касается Гришковца-режиссера, то он не столько даже традиционен, сколько банален и провинциален. Это особенно заметно в "Планете", которая вся построена на приемах и штампах старого театра. От визуальной "картинки" и музыкального оформления, от жеста и тона - от всего веет архаикой советской студенческой самодеятельности.
"Пожалуйста, не надо меня предостерегать и за меня бояться. Это значит, что вы мне не доверяете - как художнику, как человеку, который может сам изменить собственный контекст. Не переживайте. Еще два года назад я был счастлив от того большого интереса, который я вызывал, от предложений и знакомств, от приглашений в чем-то участвовать. Сейчас я уставший и задерганный человек. Я перестал быть забавным. Не надо больше ждать от меня ничего забавного. Но и безнадежных спектаклей я делать не буду".
Я констатирую, что Гришковцу еще предстоит победить легенду, чтобы не кануть в Лету. Может быть, он уцелеет как драматург. А может быть, станет нашим Ленни Брюсом, играющим "перед публикой, которая нервно закурила сигарету или от избытка чувств выпила рюмку коньяка".
На самом деле "случай Гришковца", изрядно поддутый критикой, - это очередной повод для театра уверовать в необходимость перемен. Дилетантизм Гришковца, взятый за принцип, вряд ли спасет театр.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4686
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2949
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 2783
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2531
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?