Сегодня, 27 сентября, Русская Православная Церковь отмечает великий двунадесятый (один из двенадцати основных) праздник — Воздвижение Креста Господня.

Праздник Крестовоздвижения связан с событиями начала IV века. Именно тогда в Иерусалиме был найден Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Чтобы множество людей могли увидеть святыню, ее высоко подняли — воздвигли. Отсюда и произошло название праздника. По православной традиции, для верующих в этот день установлен строгий пост. Нельзя есть мясо, молоко, яйца и рыбу, а только овощи и прочие растительные продукты.

В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: "На Воздвиженье Солнце здвигается (т.е. играет, переливается всеми цветами радуги)", "Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет" (или: "Пришло Сдвиженье - кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась"), "На Воздвиженье хлеб с поля на гумно сдвинулся", (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), "Воздвиженье осень навстречу зиме двигает", "На Воздвиженье земля с лета на зиму сдвинулась" и т.п. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался "Сдвижением", либо "Честным" (подразумевался, конечно, "крест").

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы "сдвигаются" в отлет, направляясь на зимовку. Змеи и вообще все "гады" в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня).

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе.

По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю.

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие "нечистики", в первую очередь, лесные духи, в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже "особым днем для лешего" или "игрищем у медведей" (медведь в этот день залегает в берлогу).

Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр.

В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на "капустку", т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"), обычно заканчивающийся песнями и плясками. Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые "капустниками": такие "капустенские вечера" длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи и гадания, связанные с плодородием и благополучием в хозяйстве. Так, например, в русских деревнях на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах, вдобавок к этому, устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради урожая, а также защиты домашней скотины от медведей и волков.

В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие, как обряд "прогона мух" и т.п. Во многих русских селах полагали, что в праздник Воздвиженья не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или закончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.