В течение двух лет комиссия Министерства образования Подмосковья проверяла качество подготовки специалистов в 113 ПТУ области. Оказалось, что многие пэтэушники догнали по объему знаний и умений воспитанников техникумов. Поэтому лучшие профессионально-технические лицеи Подмосковья начали переименовывать в колледжи. Это не просто смена вывески. Диплом колледжа позволит выпускникам увереннее чувствовать себя при устройстве на работу.
- Мы провели анализ рынка труда области, - рассказала журналистам заместитель министра образования Евгения Смирнова, - Подмосковью не хватает квалифицированных рабочих кадров. При этом выпускники техникумов, колледжей востребованы больше, чем выпускники училищ.
"Цена" обычного "пэтэушного" рабочего 3-5 тысяч рублей, а "квалифицированного" доходит до 35 тысяч. Даже если разница в их знаниях и навыках на самом деле минимальна. По прогнозам специалистов, к 2006 году потребность в кадрах в Подмосковье составит около 250 тысяч человек, причем 70% - среди рабочих профессий. Открываются новые производства с применением высоких технологий. Уже сегодня в губернии работает около 900 компаний с участием иностранного капитала. Они обеспечили рабочими местами около 35 тысяч человек. Самая дефицитная профессия в губернии - станочник. Предприятия-производители вынуждены завозить работников этой "редкой" специальности из других регионов.
Причем, чем ближе к Москве, тем сложнее найти желающих поработать у станка. Стабильный недобор по рабочим вакансиям в Подольском, Наро-Фоминском, Красноармейском районах. Предприятия держатся на людях старшего поколения. Средний возраст рабочего-станочника - 53 года. В то же время для учебных заведений Подмосковья набрать группу по обучению этой специальности - проблема.
По замыслу, новые "губернские" колледжи, образованные на базе "путяг", помогут поднять престиж рабочих профессий. Обучение в них будет многоуровневым: можно будет получить начальное, затем среднее профессиональное образование. В перспективе будет использован опыт втузов - заводских мастеров начнут обучать по программам высшего образования.