05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ХОРОНИТЕ ВАЗ - ЛУЧШЕ КУПИТЕ "ЖИГУЛИ"

Проценко Александр
Статья «НЕ ХОРОНИТЕ ВАЗ - ЛУЧШЕ КУПИТЕ "ЖИГУЛИ"»
из номера 232 за 27 Декабря 2002г.
Опубликовано 01:01 27 Декабря 2002г.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вынужденная двухнедельная остановка, а потом и снижение выпуска машин из-за затоваривания независимо от его причин показала всему заводу (а не только его менеджменту): пора всерьез заниматься проблемами качества. Потому, что на дешевизне вазовских машин уже не "выедешь". Да и той прошлой дешевизны - когда самый "навороченный" тольяттинский автомобиль продавался по цене двигателя среднеевропейской иномарки - скоро уже не будет. Растут цены на сырье, металл, комплектующие. Быстро дорожает электроэнергия. Ежегодно повышается зарплата персоналу. Вот и получается, что без всяких "собственных" удорожаний продукция тольяттинского автогиганта просто обязана ежегодно повышаться в цене на 10-15 процентов (примерные темпы инфляции). И этот процесс не остановишь. А это значит, что рано или поздно "Жигули" уравняются по цене уже не с подержанными, а новыми иномарками, и тогда уже конкуренция пойдет всерьез - это будут "гонки на выживание".

Есть ли у АВТОВАЗа шансы на победу? Есть, и немалые. Во-первых, завод неплохо готовится к замене модельного ряда - с коренным изменением технологии производства. Во-вторых, уже сегодня здесь идет перестройка всей работы на "американский лад". Благо за опытом далеко не ходить - совместное предприятие "Джи Эм - АВТОВАЗ", выпускающее джипы "Шевроле-Нива", находится здесь же, на вазовской территории.
А порядки там совсем иные. Я убедился в этом, пройдя по линии сборки от начала и до конца. Удивляет многое. Например, чуть ли не стерильная чистота в корпусе и соответствующая ей "спецовка" персонала: синие брюки и белая (!) рубашка с короткими рукавами. Или полное отсутствие "курилок": желающие подымить могут, конечно, выйти на улицу, но лишь в перерыв. А главное - там принципиально иное отношение к "браку".
На одном из технологических постов висела табличка "брак" и лежало несколько деталей - решетки облицовки радиаторов. Я внимательно осмотрел каждую, но дефектов не заметил. Подозвал инженера (американца), спросил: по какой причине забракованы решетки? Тот покрутил одну из них, положил назад и извинился: я, мол, не специалист по этим деталям, но тот, кто их сюда положил, видимо, имел на то основания.
Вот такая "дефектология", коренным образом отличающаяся от нашей - еще "советской", где главным критерием служила фраза: "На безопасность движения не влияет!". Учтем: все детали, попадающие сюда на сборку, проходят предварительный и довольно жесткий контроль сначала на предприятии-изготовителе, а потом и на ВАЗе, который поставляет на СП все машино-комплекты. А вот поди ж ты...
Обнадеживает то, что комплектующие для "Шевроле-Нивы" ныне изготавливаются на тех же самых предприятиях, что и комплектующие для автомобилей, выпускаемых самим АВТОВАЗОМ. А потому можно надеяться, что американские требования к качеству в конце концов будут распространены на весь спектр продукции заводов-поставщиков автосборочных предприятий.
- В конечном счете наш тольяттинский гигант должен будет стать классическим сборочным предприятием, - говорит заместитель директора по качеству ОАО "АВТОВАЗ" Георгий Юнак, отвечающий за закупки комплектующих для основного производства. - А потому наша главная задача сегодня - работа с поставщиками: именно там сегодня формируется 70 процентов качества автомобиля, а в дальнейшем эта доля должна дойти до 85-90 процентов.
По словам Г. Юнака, прогресс уже виден, что называется, невооруженным глазом: качество выпускаемых машин растет, число претензий покупателей снижается. Правда, это относится в основном к новым или обновляемым моделям - десятому семейству, переднеприводной "Самаре-2". Классика по большому счету улучшению уже не подлежит - она устарела не только морально или технически, но и технологически.
- Мешает и "худая слава", приобретенная в прошлые годы, - говорит Г. Юнак. - По сути дела, работа по улучшению качества по-настоящему становится видна лишь года через полтора, когда и покупатель, и мы сами забываем о том или ином виде брака, еще недавно вызывавшем потоки жалоб.
О чем же "забудут" покупатели в наступающем году? Как обещает Г. Юнак, в историю отойдут перегорающие стартеры - они уже заменены на новую, абсолютно надежную конструкцию. Уже "ушел" такой дефект, как "отказ дроссельного патрубка на впрысковых машинах" - из-за этого двигатель мог начать работать с "провалами", машина обретала некую "задумчивость". И так далее...
- Вообще у нас все больше появляется поставщиков, работающих по западным стандартам, - говорит Г. Юнак. - Скажем, сызранский завод "Пластик", изготавливающий пластмассовые детали для обивки салона, еще недавно давал 8-9 процентов брака. Сегодня о процентах речь не идет: максимальная доля дефектов - 100 штук на миллион изделий. Или, скажем, мы много лет жаловались на поставщиков уплотнителей дверей из Балакова. Теперь у них появились конкуренты из Екатеринбурга - "Уралавтотехника": за целый квартал они не допустили ни одного случая брака!
В официальных заводских отчетах я нашел перечень и других высококачественных поставщиков - в основном это фирмы с участием иностранного капитала. Например, ОАО "Бош-Саратов" (г. Энгельс), поставляющий на АВТОВАЗ элекронные блоки управления, модули бензонасоса, датчики кислорода; ООО "Аутомотив Лайтинг" (г. Рязань), изготавливающий фары для семейства автомобилей "ВАЗ-2110" на европейском уровне. Фары "Шевроле-Нивы" - также продукция ООО "Аутомотив Лайтинг". Отмечается и работа ООО "VDO Автомобильные компоненты" (г. Чистополь), которое поставляет комбинации приборов высокого качества.
Вот так автозавод выстраивает новую систему качества своей работы.
Кстати, в ноябре сменился директор по качеству ОАО "АВТОВАЗ" - на эту должность назначен Александр Васильчук. И первое, что он пообещал: ВАЗ больше не будет ставить на конвейер "сырые", не отработанные до конца модели.
- Практика, когда ставили на производство конструкцию, находящуюся в процессе доводки, давала возможность форсировать сроки появления на рынке новой модели автомобиля, но в условиях массового выпуска не позволяла завершить его доработку и учитывать все замечания потребителей, - говорит А. Васильчук. - Теперь же необходимо настаивать на принципиальной позиции и осваивать в производстве только те модели, которые прошли весь комплекс испытаний и полностью доработаны. Здесь предстоит активнее использовать опыт, который мы получили при подготовке совместного производства "Джи Эм-АВТОВАЗ" и в процессе дальнейшего сотрудничества с американцами.
Увы, надо отдавать себе отчет: новые машины, которые готовятся к выпуску в Тольятти, будут дороже нынешних. И чем автомобиль будет лучше, тем больше придется заплатить за него. Но прошло время, когда в нашей нищей стране пытались "из дерьма делать конфетку". Даже в тех случаях, когда что-то получалось, рано или поздно все видели, из чего сделана эта "конфетка"...
...Кстати, пока в России идут споры о судьбе АВТОВАЗа, завод объявил: в заканчивающемся 2002 году экспорт его автомобилей вырос на 12 процентов с "хвостиком"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников