Главная Культура 00:06 27 Декабря 2017 3014
Той темноте за окнами угоден

Заметки с самой новогодней выставки: она посвящена Эльдару Александровичу Рязанову

Виктория Пешкова

Мир кипит событиями — а одной из самых обсуждаемых в эти декабрьские дни стала новость о том, что «Иронию судьбы» покажут не на Первом канале, как обычно, а на «России». Странно? Да нет. Просто этот и многие другие фильмы Эльдара Рязанова стали такой важной частью нашей жизни и несут с собой столько радости, что оттеснили в людском сознании самые горячие политические сенсации.

В Малом Манеже открылась, пожалуй, самая новогодняя выставка в столице — «Необъятный Рязанов», посвященная 90-летию замечательного мастера, без фильмов которого немыслим наш любимый праздник.

«Так что же такое Рязанов Эльдар? Расскажем о нем по порядку...»

Эти строчки из «Детских стихов о Рязанове, сочиненных им же самим», занимают целую стену. Такой вот эпиграф к выставке. Рассказ «по порядку» увлекателен, как роман. И если кто-то чего-то об Эльдаре Александровиче еще не знает, у него есть возможность совершить экскурс в его биографию, где в качестве гидов — Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Александр Ширвиндт и Николай Фоменко.

Креативный директор выставки Борис Кислицин признается: «Отбирать материал было невероятно трудно, ведь жизнь этого человека была до отказа наполнена событиями. Все самое яркое мы объединили в 11 «глав», но того, что в них не влезло, хватило бы еще глав на 100».

С отбором экспонатов — та же история. Их хватило бы на какой-нибудь Малый Эрмитаж: Вот «Портрет молодого человека» — та самая «картина Рембрандта», которую уволокли из музея старики-разбойники. А по соседству — бронзовая лошадка, предназначенная в подарок к юбилею некоему Боровских, так и не появляющемуся в кадре. С места не сдвинешь, действительно, «не лошадь, а мамонт какой-то».

А вот и забытый Женей Лукашиным портфель, в котором «ценный веник». Нашлись и часы, на которых на веки вечные «двенадцать без пяти», как в песне Леночки из «Карнавальной ночи». Уцелели в недрах мосфильмовских костюмерок наряды рязановских героинь: гусарский мундир Шурочки Азаровой, скромное платьице Нади Шевелевой и совершенно сногсшибательное — Людмилы Прокофьевны Калугиной.

Вот пишущая машинка, с помощью которой появлялись пьесы и сценарии славного тандема Брагинский — Рязанов. Она и сейчас стучит, выдавая страницу за страницей историю «советского Робин Гуда» — Деточкина. А вот и знаменитая расписка Иннокентия Смоктуновского с обещанием сняться в этой роли, как только закончит съемки в саге про Ленина. Режиссеру пришлось ехать в Ленинград, а затем, не застав Иннокентия Михайловича дома, разыскивать дачу актера и брать его, задерганного тяжкими съемками, буквально измором. Рязанова мучила совесть: издеваться над уставшим артистом было не очень красиво, но другого Деточкина он себе просто не мыслил. Кстати, в соседнем зале стоит «Волга» из музея «Мосфильма». Та самая, бежевенькая, у которой «цвет неброский». И мотоцикл, на котором бравый инспектор в облике Георгия Жженова гнался за нею...

Еще несколько шагов, и можно оказаться в московско-ленинградской квартире на четвертом этаже дома номер 25 по 3-й улице Строителей. Узкая холостяцкая кушетка, накрытая стареньким клетчатым пледом, гитара, елка, накрытый к празднику стол. И за «окном» удивительно бесконечная новогодняя ночь. Можно загадывать желания.

Идея выставки принадлежит вдове Рязанова Эмме Валериановне и его пасынку Олегу Бердюгину. Олег не дожил до открытия всего полтора месяца — отказало сердце.

У витрины с режиссерским экземпляром сценария «Служебного романа» замерла Светлана Немоляева. «Это была моя первая большая картина. Эльдар Александрович подарил нам, теат-ральным актерам — Алисе, Олегу, мне — встречу с широчайшей публикой! Театральный зал — это не более тысячи мест. А кино смотрят миллионы. После выхода «Служебного романа», каждый раз, когда открывался занавес в моем родном театре, я понимала, что со всеми этими людьми я связана невидимыми нитями. Зрительская любовь переливалась через рампу: Для любого актера это бесценный дар».

Рязанов всегда очень точно работал с актерами, давая камертон к роли. Светлана Немоляева вспоминает: «Сняли первый дубль. Понимаю, что неудачно. Эльдар Александрович отвел меня в сторонку и сказал: «Свет, ты забудь про театр. Тут тебе не надо работать на галерку, чтобы было слышно каждую букву. Просто скажи: «Верни мне эти письма, я тебе больше писать не буду». И он так это произнес, тревожно и печально, что у меня мурашки побежали. Я пошла в кадр и повторила эту интонацию...»

«А потом снимали проход под стихи Ахмадулиной, — продолжает Немоляева. — Они дружили с Беллой. Он как-то был у нее в гостях, и она показала ему только что написанное стихотворение. Его еще никто не видел и не слышал. Эльдар Александрович сразу понял, как оно ложится в картину. Я читала стихи за кадром. Накануне записи на спектакле я сорвала голос, и совершенно осипшая в восемь утра приехала в студию. Наш звукооператор Юра Рабинович был в ужасе: «Света, ты не можешь читать, будет брак по звуку! Но Эльдар Александрович с жаром принялся его убеждать, что это то, что нужно — этот хрип, надлом: Так это стихотворение и вошло в картину».

Выставка, посвященная мастеру, — это еще одна возможность прикоснуться к его творчеству. Например, покрутить ручки настроек стареньких телевизоров и «поймать» любимую «Кинопанораму», которую Эльдар Александрович вел многие годы. Или пересмотреть в который раз «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Или снять трубку телефона, чтобы на том конце провода услышать знакомый голос, читающий стихи, бередящие душу. Или крутануть гигантскую «бобину» с «пленкой», где записаны правила, которыми Рязанов руководствовался всю жизнь. А можно просто устроиться поудобней в кресле крошечного кинозала и с утра до вечера смотреть в режиме нон-стоп все 25 картин, которые он снял за свою долгую жизнь...

Ну, или просто поднять глаза к небу и вспомнить о том, что где-то там летит сквозь пространство и время астероид Рязанов. Хотя какой там астероид! Он — Вселенная, в которой обитаем все мы, кому его фильмы важны и дороги. Каждый находит у него свое новогоднее волшебство, а значит, в новогоднюю ночь он снова будет сидеть за каждым праздничным столом в нашей стране.

P.S. А эту историю рассказала «Труду» Любовь Петровна, лет десять проработавшая консьержкой в весьма солидном московском доме. И каждой новогодней ночью повторялось одно и то же: в их вахтерской начинал звонить телефон. По случайности номер его совпадал с тем, по которому в «Иронии судьбы» Женя Лукашин названивает Гале в Москву: Смотрят люди любимый фильм, доходят до этого эпизода — и начинают вслед за Женей набирать тот же номер. И вот...

— Звонит молодой человек, просит к телефону Галю. Я ему начинаю объяснять, что никакой Гали здесь нет, а он: «Я с девушкой познакомился, она Галей назвалась, дала номер и сказала, чтобы я ей позвонил: А вдруг она тоже вам позвонит? Тогда передайте, что я ее буду завтра ждать у церкви, ну, той, которая в фильме. Ладно?» Ладно, говорю. И что вы думаете? Позвонила! Мне этот мальчик потом тоже звонил, благодарил...

голос

Ирина Антонова, президент ГМИИ имени Пушкина (экспонаты Пушкинского, кстати, сняты в «Стариках-разбойниках»)

— Я представить себе не могла, что можно так виртуозно переходить от текста, подобранного со снайперской точностью, к изображению. Экспозиция сделана деликатно и артистично. Здесь много юмора, иронии и вместе с тем глубоких, а порой и скорбных раздумий о жизни. Это образец высокой памяти о человеке, которого мы все так любим.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 24557
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5581
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5462
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?