Главная Культура 13:03 27 Декабря 2022 3930
Девушки, не садитесь на мотоциклы к Демонам

В новом спектакле Большого театра композитор Антон Рубинштейн задал режиссеру Владиславу Наставшеву непосильную задачу

Сергей Бирюков
Андрею Потатурину пришлось осваивать дуэт с… мотоциклом. Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой театра

Первая мысль при известии о том, что Большой театр ставит «Демона» Антона Рубинштейна: наконец-то – ведь несправедливо, что одно из основополагающих произведений русской оперы (больше десяти постановок только в ГАБТе) свыше 60 лет отчуждено от этой сцены. Мысль вторая: смогут ли постановщики и исполнители преодолеть все подводные камни этого сюжета и партитуры – донести сквозь почти полное отсутствие драматической интриги глубинный лирический и философский смысл произведения?

Орешек действительно крепкий – вспомним, что самое первое исполнение «Демона» в Мариинском театре в 1875 году отнюдь не было триумфом. При всем авторитете Рубинштейна, уже имевшего в портфеле множество произведений, в том числе оперы, с успехом шедшие в Европе. Разочарованный Чайковский – заметим, недавний ученик Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории (кстати, Антоном Григорьевичем и основанной) – даже ушел с представления. Правда, впоследствии его оценка этой музыки смягчилась...

Основания для критики были и остались. Особенно первые сцены оперы могут создать впечатление скорее не театрального произведения, а оратории с очень красивыми, но несколько статичными хорами и сольными партиями. Но уже в начале второго действия – сцене пира у отца Тамары князя Гудала – невозможно противостоять обаянию, а то и просто захватывающему темпераменту танцев (без которых, думается, не было бы и легендарных Половецких плясок Бородина). Что говорить о таких хитах, как пронзительно-трогательная ария Тамары «Ночь тепла», космически-полетная мелодия Демона «На воздушном океане»…

Именно по такой траектории и шло мое восприятие исполнения на Новой сцене Большого театра: от «допустим» до «очень хорошо». Крепкая рука одного из самых известных сегодня российских дирижеров Артема Абашева уверенно вела ансамбль музыкантов, давая прорисоваться и крупным оркестровым мазкам, и плетению сольных инструментальных партий, и полифонии хоров (хормейстер Валерий Борисов). А с такими солистами, как баритон Андрей Потатурин (Демон) или тенор Бехзод Давронов (Синодал), можно уверенно браться за строительство музыкального здания любой сложности.

Особенно приятно отметить отличный вокал совсем молодых исполнительниц – сопрано Светланы Лачиной (Тамара) и меццо-сопрано Алины Черташ (Ангел, Няня Тамары), только в нынешнем году ставших солистками Большого. И это я рассказываю лишь об одном из нескольких составов, подготовленных театром к нынешней премьере.

Вот только одно «но». Точнее, два.

После спектакля я разыскал в интернете видео «Демона» 2015 года в Зале имени Чайковского, где в полуконцертной версии дирижера Михаила Татарникова, ГАСО имени Светланова и режиссера Дмитрия Бертмана главной парой исполнителей были Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян. И испытал не просто восхищение – был захвачен, и не со второй картины, а с первого явления Дмитрия публике. Не только музыкантским ведением партии, но – в первую очередь – грандиозным эмоциональным, духовным посылом. Как у него, так и у Асмик. Это была потрясающая драма любви, сочувствия, обреченности, а не просто добротно отпетый спектакль.

Почему же тогда вышло так, а сейчас иначе? Конечно, у всякого артиста свой уровень таланта и мастерства, хотя справедливость требует напомнить и о том, что бОльшая часть нынешних исполнителей еще только набирают необходимый для столь сложных задач сценический опыт. Однако сказалось, похоже, и второе «но»: полуконцертная версия создала гораздо более органичную «среду» для оперы ораториального плана, чем полностью сценический вариант. Особенно такой, какой придумал на сей раз режиссер из Риги Владислав Наставшев. У этого постановщика были три достаточно удачные работы в Большом театре, из которых особенно запомнились «Искатели жемчуга» Бизе с их практически полным отсутствием декораций и действия, что компенсировалось крайне выразительной пластикой актеров и хоровых линий. Но прием, работающий на Камерной сцене, перестает быть эффективным на большой. Может быть, не лишено некоторого остроумия перенесение действия в театральный зал, как в зеркале копирующий тот, в котором сидим мы (декорации – тоже Наставшева, как и костюмы, которые он делал совместно с Майей Майер). С шекспировских времен известно: весь мир – театр, хотя мысль эта уже вполне стала трюизмом, и вернуть ей свежесть может только очень яркое постановочное решение.

Увы, такового явлено не было. Наставшев напомнил мне какого-нибудь участника фестиваля молодых оперных режиссеров «Нано-опера», которому после успешной постановки 10-минутного номера сразу предложили ставить многофигурный полнометражный спектакль. И идей элементарно не хватило. Потому что замена ангелов на билетерш, а хора девушек или путников на театральную публику работает только первые несколько минут, после которых хочется спросить – «ну и что?». А ничего – кроме назойливо сомнамбулических движений этих ангелов или периодического прокатывания Демона через зал на мотоцикле. Который не только страшно надоедает под конец, но еще и путает сцены до бессмыслицы. Например, Тамара начинает петь свое «Ночь тепла» не в одиночестве, как по сюжету, а уже задрав ногу (явно не без труда – байк здоровенный) на сидение позади Демона. Т.е. она уже «его», отчего драматургически провисает последующий большой, музыкально замечательный дуэт, где героиня до последнего борется с искусителем, победившим ее только мертвой, но этот трагический момент совершенно теряется в режиссуре Наставшева. Более того, когда Демон отпел свои заключительные проклятия и таки уехал, девушка отряхивается и идет кланяться публике! Т.е.все виденное нами – действительно лишь театральный спектакль? Правда, тут же шквал букетов от ангелов-билетерш хоронит ее под собой – «слава губит», хочет сказать нам постановщик?

Сцена и успех – вот, внушает нам режиссер, искусители опаснее, чем Демон (Светлана Лачина в роли Тамары)

Да, но если лишь в том финальный смысл «Демона» Наставшева – произведения, у Лермонтова и Рубинштейна говорящего о вселенской борьбе добра и зла как вне, так и внутри нас – то он режиссером страшно усечен. Так и хочется спросить его героя, перефразируя другую оперу, прокофьевскую «Любовь к трем апельсинам»: ты Демон настоящий или театральный?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12863
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8046
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7787
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7057
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6789
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?