26 сентября 2018г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 65.82   € 77.38
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕВОЛЬНИКИ "ПРИНЦЕССЫ САРЫ"

Корец Марина
Статья «НЕВОЛЬНИКИ "ПРИНЦЕССЫ САРЫ"»
из номера 035 за 28 Февраля 2002г.
Опубликовано 01:01 28 Февраля 2002г.
Когда на трапе самолета, прибывшего в Киев из Франкфурта, вслед за респектабельной публикой показались пассажиры в футболках с эмблемой французского военного корабля и... шлепанцах, встречавшие их женщины зарыдали. Им, пережившим муки неведения и ложное сообщение о расстреле мужей, до последней минуты не верилось, что эта встреча состоится...

Не от хорошей жизни отправились мариупольские моряки на заработки в Ливан. Родное пароходство развалилось, а там сулили золотые горы. И вот через семь месяцев они вернулись из рейса без денег и сувениров для близких. Ведь не считать же таковыми горстку стреляных пуль от "Калашникова" - память о пиратском налете.
О том, что плавание от Кипра к берегам Ливана будет, мягко говоря, с сюрпризами, второй механик Николай Сорокунский стал догадываться еще перед отплытием. Сдавая дела, его предшественник - питерец, между прочим, советовал не ввязываться в авантюру: судно старое, полгода назад готовилось к сдаче на металлолом. Опасения подтвердились сразу, как только запустили двигатель: в машинном отделении полыхнуло пламя. Но напрасно механики упрашивали хозяина, владельца компании Тауфика Иссу, о позволении на срочный ремонт - он приказал сняться с якоря в течение трех часов. Тогда и капитан заявил, что в таком случае списывается на берег. Не подействовало, а капитана срочно сменил неизвестный экипажу ливанец.
- Загрузившись в Греции удобрениями, в Турции мукой, - вспоминает Сорокунский, - "Принцесса Сара" вышла в открытое море, и там загорелся трюм. Довольно быстро прибывшие пожарные буксиры потребовали груз в уплату за помощь. Так что пришлось нам самим почти сутки бороться с огнем. Правда, Суэцкий канал прошли без приключений. Но беда нас уже поджидала.
В четыре часа утра, после вахты, я прилег отдохнуть и вдруг услышал выстрелы. Выглянул в иллюминатор: нас догоняют четыре быстроходных катера, в каждом шестерка вооруженных людей. Я мигом в машинное отделение - добавить оборотов. Капитан кричит вслед: "Мы сможем уйти?" К счастью, на море разыгралось волнение, и пираты не смогли взять нас на абордаж. Нам бы уйти подальше от берега, ведь знали, что там орудуют пираты, но капитан решил встать на якорь. И через сутки новое нападение, на этот раз успешное. На борт поднялись человек двадцать арабов, скомандовали: европейцев - вниз, запереть в машинном отделении! Темнота там стояла кромешная, жара тропическая, вонь от продуктов, гниющих в размороженных холодильниках. Ни еды, ни воды, ни весточки с воли. Хорошо хоть приловчились брать воду из котла машины, она пресная, правда, с химией, чтобы котел не ржавел. Но мы пили.
Все же нам повезло - удалось сообщить о себе семьям. Кроме украинцев, экипаж "Принцессы" состоял из египтян, ливанцев и одного сирийца. Их держали в каютах, и относились к ним лучше. А старшим помощником у нас был тоже ливанец, но немножко земляк - живет в Одессе, женат на одесситке. Он взялся посодействовать и ухитрился выйти на связь. Однако пираты как-то об этом узнали и наказали старпома - тоже заперли в машинном отделении, да еще убить пригрозили. Четыре дня нас не кормили вообще, потом швырнули какие-то объедки. Из чего мы поняли, что нас все-таки рассматривают в качестве заложников и возможен выкуп. Только кто за нас заплатит? И все же мы попытались довести до сведения пиратов, что если нас не кормить, за трупы выкуп не дадут.
- На каком языке говорили пираты?
- На каком-то редком диалекте. Их с трудом понимал только наш капитан. Он-то и сообщил, что пираты сначала запросили 200 тысяч долларов. Но, разобравшись, что мы из Украины, снизили сумму до 35 тысяч. О том, как шли переговоры с нашим хозяином, мы могли судить по их поведению. Однажды нас вывели на палубу и стали кормить лепешками. Мы поняли: это была демонстрация, что заложники живы.
Спасло нас французское военное судно "Флореаль". Правда, мы так и не знаем до сих пор, получили пираты выкуп или нет. Это потом стало известно, что Украина вела переговоры о нашем спасении с другими государствами. Тогда же силуэт французского корабля послужил лишь проблеском надежды. Но пираты все поняли и при появлении "Флореаля" тихо отчалили. Однако как только военные попробовали взять нас на буксир, катера разбойников опять замаячили на горизонте. Военные подпустили их метров на сто и открыли огонь. Жару добавил и боевой вертолет. Тогда пираты убрались окончательно. К ночи поднялся шторм, а за нами прислали надувную лодку.
- И как вас встретили французы?
- Ну мы вообще от их приема были на седьмом небе - после того, что пережили. Нормально встретили! Накормили, угостили сладостями, отправили в душевую и выдали свежие робы. Но ходить по кораблю запретили - пускали только в курилку. А уже на следующий день переправили на судно "Хана", принадлежащее тому же хозяину. Вот здесь-то нам сообщили, что зарплату получат лишь те, кто вернется назад на "Принцессу". Охотников снова лезть под пули не нашлось, согласился только старпом, тот ливанец из Одессы. Остальных сгрузили на берег. Полураздетые, разутые, как бродяги, кое-как мы добрались до посольства Украины в Ливане, и здесь нам вручили билеты на Киев через Франкфурт-на-Майне. Вот так и закончилась наша одиссея. Правда, если бы нас не встречали в Киеве жены, добраться домой было опять не на что. Пришлось бы милостыню собирать.
- Злоключения на чужбине вас сплотили или наоборот?
- Мы стали настоящими братьями. Приятно, что ни один из нас не оказался трусом. А больше всего запомнилось, как мы Саше Мацишину день рождения, 26 лет, отмечали. Потому что в этот день пираты как раз покинули теплоход. Мы буквально весь его обшарили, нашли кусочек халвы, положили на блюдце и вручили имениннику, извинившись, что это не сало. Кстати, сало и борщ были в плену любимой темой разговоров. Помогало отвлечься.
- А какие планы теперь?
- Когда ступили на родную землю и обняли жен и детей, казалось: вот оно, счастье, больше ничего и не надо. Но страсти улеглись, и жизнь поставила перед нами старую задачу: где работать? К тому же в Мариуполе ждал неприятный сюрприз. Оказывается, хозяин многострадальной "Принцессы Сары", не заплативший нам ни цента, прислал в "Азовтехтранс" официальную бумагу, где виновником всех бед называет старшего механика Андрея Масленко, а остальных моряков-украинцев клеймит соучастниками, способствовавшими захвату судна террористами. Угрожает судом и тюрьмой. Нелепость, конечно, но впереди у нас горячие денечки - предстоит добиваться не только заработанных денег, но и возвращения доброго имени.




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?