Главная Культура 00:04 28 Апреля 2017 7322
Семен Трескунов. Очень хороший мальчик

17-летний актер сыграл главную роль в уникальном проекте – трилогии «Частное пионерское», - в котором юные исполнители взрослели вместе со своими героями

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На экраны страны вышел фильм «Частное пионерское: Ура, каникулы!». Тем временем в Доме кино прошла премьера фильма «Частное пионерское-3» — заключительной части трилогии о любви, дружбе, приключениях советских подростков. Главную роль в этом уникальном проекте, в котором юные исполнители взрослели вместе со своими героями, сыграл 17-летний актер Семен Трескунов. На его счету уже более 30 работ в кино, в том числе в таких нашумевших фильмах, как «Хороший мальчик», «Мамы», «Призрак», «На дне», сериалах «Черные кошки», «Семафор», «Семейный бизнес».

— Семен, вы начали сниматься с 10 лет. На этом ваше детство закончилось?

— Да нет, почему? Просто осталось меньше времени, чтобы тратить его попусту. Если выдавалась свободная минутка, посвящал ее себе, как ребенку.

— Трудно было совмещать школу и съемки?

— Никто ради меня график съемок не выстраивал. Часто случалось так, что я пропускал занятия в школе целыми неделями. Но при этом нормально успевал по всем предметам. Мне повезло с замечательной классной руководительницей, которая всячески меня поддерживала. Что-то я проходил с ней, что-то учил сам, что-то догонял в школе вместе с одноклассниками. Так что жаловаться на трудную жизнь мне не хочется. Хотя отдельные тяжелые моменты, конечно, случались.

— Как складываются ваши взаимоотношения с одноклассниками, вы ведь стали звездой...

— Звездой для своих одноклассников я не стал. Я для них, в первую очередь, товарищ. Для ребят из младших классов я, конечно, представляю определенный интерес. Они одолевают просьбами сфотографироваться на память, отказать им в этом совершенно невозможно, они такие милахи. В остальном ажиотажа вокруг моей персоны не наблюдается. В ХХI веке расстраиваться из за того, что твой сосед снимается в кино, уже не приходится. Появилась масса возможностей для самовыражения. Можно, например, вести свой видеоблог и стать суперпопулярным. Если у тебя есть какие-то дарования, можно принять участие в проектах «Лучше всех», «Голос» — все дороги для тебя открыты.

— В этом году вы заканчиваете школу?

— Строго говоря, я ее уже закончил, в начале апреля сдал досрочно последние экзамены. Осталось получить аттестат и на выпускной вечер заглянуть.

— Вы, стало быть, теперь человек свободный, самостоятельно распоряжаетесь своим временем...

— Я бы так не сказал. Есть много обстоятельств, которые приходится учитывать. У нас большая семья: папа, мама, брат, маленькая сестра, которая требует моего внимания. Но досрочное окончание школы, конечно, сильно разгрузило мой обычно сильно насыщенный день.

— Вам интересно сегодня со сверстниками или тянет к людям постарше, поопытнее? Вы ведь уже давно летаете по другой, более высокой интеллектуальной орбите...

— Мне кажется, что я достаточно легко нахожу общий язык с людьми и постарше, и помладше. Сказать, что мне неинтересно со сверстниками, было бы непростительным высокомерием. Тем более что я не считаю, будто созрел раньше времени. Да, о некоторых вещах, благодаря своему кинематографическому опыту, я могу судить, как взрослый. Но я развиваюсь как нормальный подросток, мне доставляет удовольствие поиграть с друзьями в футбол, подурачиться.

— В трилогии «Частное пионерское» ваш герой безнадежно влюблен в одноклассницу. В «Хорошем мальчике» игра гормонов влечет вашего героя к молодой учительнице. В этих сюжетах для вас есть автобиографические, исповедальные мотивы?

— Скорее, исповедальные мотивы вложили в свои фильмы их авторы — Александр Карпиловский и Оксана Карас. Они очень тонко и чувственно донесли до меня свои истории, которые я должен был воплотить на экране. Если вам кажется, что я сыграл удачно, то это результат их усилий, результат интимного диалога между режиссерами и исполнителем. Я же, к сожалению, не обладаю достаточным опытом в этой деликатной сфере, чтобы опираться на него.

— Вы хотите сказать, что вас еще не настигло чудо первой любви?

— Я хочу сказать о другом. Для того чтобы сыграть любовь к молодой учительнице, мне не пришлось в нее влюбляться по настоящему. А первая любовь почти параллельно со съемками в «Частном пионерском» у меня была. Но она протекала с меньшим драматизмом и в менее ярких красках, чем это получилось на экране. И потом, я стараюсь не примешивать личную жизнь к работе, это ни к чему. Для меня звучит как оскорбление, что я, дескать, сыграл в картине самого себя. Мне лучше в этот момент раствориться в воздухе и не слышать подобных слов. Как актеру, мне гораздо интереснее уходить от себя — и чем дальше, тем лучше. На экране я стараюсь проживать отдельную жизнь, никак со мной не связанную.

— Вы родились в канун ХХI века. Как погружались в советское время в трилогии «Частное пионерское»?

— На таких ностальгических проектах все зависит от лидера, от режиссера-постановщика. Александр Юрьевич Карпиловский хорошо помнит время своей юности. С помощью художников, декораторов, костюмеров, гримеров он выстроил маленькую Вселенную, где работали свои законы времени, физики, любовной химии, ну и так далее. Передо мной и моими партнерами — Алисой Вистингаузен и Егором Клинаевым — стояла задача понять, почувствовать эту вселенную и стать ее частицей. На съемочной площадке режиссер проводил настоящие экскурсы в прошлое нашей страны, рассказал много забавных историй из своего детства. И это в итоге здорово помогло нам.

— С Егором и Анфисой у вас сложились дружеские отношения?

— Вполне. Не то, чтобы мы стали закадычными друзьями. Мы не встречаемся каждый день, у нас свои дела, учеба, работа, но на протяжении всех частей кинотрилогии (а она заняла пять лет) мы были позитивно настроены и всячески помогали друг другу. Не теряю надежду, что нам еще удастся встретиться на съемочной площадке и поработать вместе.

— Вы соглашаетесь на все роли, куда зовут, или выбираете, от чего-то отказываетесь?

— Вначале я не планировал ни от чего не отказываться. По той простой причине, что я был новичком в кино. Для меня это был абсолютно новый мир, который мне предстояло кропотливо изучать. У меня даже какая-нибудь двоюродная бабушка в театре областном не играла. Поэтому любая роль казалось мне даянием, чудом, даром судьбы, и я не пренебрегал даже самым маленьким эпизодом. Становясь чуть старше и вынося на первый план какие-то личные амбиции, я в какой-то момент захотел роли выбирать. Но и тогда не стал это делать. Надо было себя зарекомендовать, как хорошего молодого артиста, а потом уже аккуратно делать маленькие шажочки навстречу собственной избирательности. Сейчас, не борясь с собственной совестью, я могу для себя точно определить, хочу я сниматься в том или ином проекте, или же могу очень вежливо и тактично от него отказаться.

— Вы сами это решаете или на семейном совете?

— В конечном итоге решаю я. Но без совета с родственниками обойтись довольно трудно. Тем более что у меня доверительные отношения с родителями. И я бы себе не простил, если бы эгоистично принимал такие серьезные решения сам. Читая сценарий, никогда не знаешь, в чьи руки он попадет, в какую сторону будет переделан. Бывает, ты отказываешься от роли, а потом, глядя на экран, думаешь, что совершил одну из самых больших ошибок в жизни. Бывает и наоборот.

— Я читал, что у вас что-то не сложилось с фильмом «14 +», который, как мне кажется, украсил бы вашу фильмографию.

— Этот сценарий в первом варианте назывался «Челентано». И хоть я родился на периферии ХХ века, мне эта и другие поп-культурные отсылки, которыми наполнен фильм, были близки. Я прекрасно знал, кто такой Адриано Челентано, Жан-Поль Бельмондо, и мне хотелось стать частью этого мира. Но я был подписан на другой проект, и мы с режиссером Андреем Зайцевым просто не сошлись по срокам. Но это как раз одна из тех неудач, о которых я меньше всего жалею. Считаю, что и без меня в фильме все прекрасно сложилось.

— В «Хорошем мальчике» вы играли вместе с такими корифеями, как Константин Хабенский и Михаил Ефремов, в «Призраке» — с Федором Бондарчуком, в «Частном пионерском» — с Тимофеем Трибунцевым. Коленки от страха не дрожали?

— Сказать по правде, в какой-то момент перестаешь отдавать себе отчет, что в этом есть что-то удивительное. Я был самым обыкновенным мальчиком и вдруг попал в кино. Очень быстро я стал работать на хороших проектах. И не задумывался о том, что это круто, как может показаться кому-то со стороны. Помимо того, что эти актеры — высокие профессионалы, они еще и замечательные люди, которые всегда помогут, подскажут. Они же не людоеды, чтобы их бояться.

С Константином Юрьевичем Хабенским я общался на съемках «Хорошего мальчика» как с отцом. Ирину Денисову, которая сыграла в фильме мою маму, я до сих пор в шутку называю «мамой». С Михаилом Олеговичем Ефремовым мы до этого снимались в фильме «На дне», помнили друг друга и были рады вновь посотрудничать. Федор Сергеевич оказался открытым, дружелюбным, остроумным человеком, с ним было легко. Если ты приходишь на площадку и можешь показать себя профессионалом, хоть и маленьким, это сразу снимает лишние вопросы и волнения. Поэтому я просто старался честно делать свою работу с любимыми взрослыми актерами.

— Семен, вам только 17 лет. Вся жизнь, как говорится, впереди. Кем себя видите в будущем? Актером, режиссером?

— Мне бы не хотелось загадывать наперед, но скажу честно, что режиссерская стезя мне сейчас ближе, чем актерская. Уже этим летом планирую в качестве режиссера попробовать снять короткометражный фильм по сценарию Кати Мавроматис, подруги Оксаны Карас. Она подарила мне теплую, нежную историю любви, чем-то напоминающую по атмосфере французский фильм «Амели», который я очень люблю.

— Раз уж заговорили о любимых фильмах, давайте продолжим этот ряд. Чей режиссерский стиль вам близок, какие имена и фильмы сразу всплывают в памяти?

— Я смотрю много самого разного кино. Очень люблю творчество американского режиссера Пола Томаса Андерсона, автора замечательных картин «Магнолия», «Ночи в стиле буги», «Нефть», «Мастер». Удивительным образом он умеет из маленьких историй сделать эпические картины и наполнить их героями, что называется, с большой буквы. Из российских режиссеров мне очень нравятся работы Андрея Звягинцева, Юрия Быкова, Романа Каримова.

— И последний вопрос. К неполным 18 годам вы уже не только состоявшийся, но и, подозреваю, состоятельный человек. Какую роль играет материальное благосостояние в системе ваших жизненных приоритетов?

— Я несовершеннолетний, поэтому деньги за свою работу получаю не я, а отец. Но никакой потребности, чтобы сдавать меня в аренду на съемки, в нашей семье не было. Мне приходилось встречать на съемочной площадке своих сверстников, которые были единственными кормильцами своих семей. У нас, к счастью, и папа работает, и мама работает. Мы с отцом изначально договорились, что заработанные мною деньги пойдут на мое образование. Я планировал поступать в Нью-Йоркскую школу кино, но окончательно определюсь с этим решением чуть позже. Слишком много поступает интересных предложений на родине.

Тем временем все, что мне необходимо, родители покупают из своих денег. Мое отношение к денежным знакам философское. Если бы мне казалось важным материальное благосостояние, я поступал бы в финансово-экономический институт, работал бы в банке и делал бы деньги из денег. В моей личной системе координат первостепенным благом для меня было и остается творчество.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?