В Тбилиси облетом

Аэропорт Тбилиси. Фото: globallookpress.com

Что делать туристам, купившим авиабилеты и туры в Грузию


С 8 июля вступит в действие запрет на авиасообщение между Россией и Грузией. Туроператорам не рекомендуют продавать путевки после этой даты. Меж тем только за прошлый год более 1,4 млн россиян отдохнули в Грузии, и этот поток до сего дня рос. Только «Аэрофлот» этим летом выполняет 14 регулярных рейсов в неделю. Летают в Грузию также авиакомпании S7, Red Wings, «Победа», «Уральские авиалинии» и Smartavia. В общей сложности ежедневно выполняется примерно 18 рейсов из 10 российских городов.

Грузинскому лоукостеру MyWay Airlines и национальной авиакомпании Georgian Airways также запрещено летать в Россию. На сайте последней опубликовано лаконичное уведомление: «Грузинские авиалинии» предложат пассажирам транзитные рейсы Тбилиси — Ереван — Москва без каких-либо дополнительных сборов. Время трансфера будет составлять не более одного часа. Пассажиры могут бесплатно перебронировать или продлить срок действия билета. Компания MyWay Airlines сообщила, что вернет деньги за отмененные рейсы, которые всего лишь в конце апреля были запущены из подмосковного аэропорта Жуковский.

«Аэрофлот» сообщил, что начинает вывозить россиян из Грузии. Пассажиры, имеющие билеты на 8 июля и позже, могут перенести вылет на более раннее время без штрафов и доплат или сдать их и получить полную стоимость. В качестве альтернативы «Аэрофлот» предлагает безвозмездно изменить маршрут на Ереван, Баку или Владикавказ.

По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), речь идет о возврате порядка 3 млрд рублей авиаперевозчиками. Сумма может возрасти за счет отказа от туров. Их продано около 5 тысяч со средней стоимостью от 35 тысяч рублей за неделю.

На деле туроператоры не зафиксировали массовых отказов от поездки в Грузию. Иногда люди меняют путевку, отдавая предпочтение Армении, Азербайджану, Турции и Кипру. Но больше задумываются над альтернативными способами добраться в Грузию по принципу «успеть вскочить в последний вагон». Свои услуги, в частности, предложила белорусская авиакомпания «Белавиа» с транзитом через Минск. Результат запроса в поисковых системах выдает несколько вариантов перелета в Тбилиси: через Минск, Стамбул и Баку. Стоимость билетов — 17-19 тысяч рублей — чуть выше прямого беспосадочного перелета, который (надеемся, что временно) невозможен.

Эксперты АТОР отмечают, что грузинские контрагенты быстро сориентировались и предлагают безупречный отдых по беспрецедентно низким ценам. Если в начале лета отели бронировались за 120 долларов в сутки, то теперь можно найти те же варианты за 40. И это может привлечь индивидуальных путешественников, бронирующих жилье и перелеты самостоятельно.

Что делать, если отпуск только начался, прерывать его срочной «эвакуацией» на родину не хочется, а обратный вылет — далеко за пределами сакральной даты 8 июля? Вице-президент Союза адвокатов России Павел Герасимов, специализирующийся на защите прав авиапассажиров, предупреждает, что в таком случае возвращаться с отдыха придется за свой счет транзитом через другие страны. Но вернуть билет продавшей его авиакомпании можно и позже. Срок исковой давности по договору воздушной перевозки, каковым и является билет, три года. По закону деньги должны быть возвращены полностью без налогов и сборов.

Возможны, конечно, ухищрения авиакомпаний, считает юрист, которые будут утверждать, что часть перевозки выполнена и ее стоимость выше, чем путь обратно. То есть могут вернуть не половину стоимости билета «туда/обратно», а меньше. В таком случае следует внимательно изучить все детали договора, где указана стоимость каждого участка маршрута и всех сопутствующих сборов. На условия возврата влияет также то, по какому тарифу приобретался билет.

К чести отечественных перевозчиков, летающих в Грузию, они намерены взаимодействовать друг с другом. Некоторые из них готовы вывезти россиян после 8 июля, но через аэропорты Армении и Северной Осетии. По оценке АТОР, в Грузии сейчас находятся около 25 тысяч россиян. Из них по туристическим путевкам — около 7 тысяч человек.



Должна ли Россия помогать Италии в борьбе с тяжелейшей эпидемией, отправляя туда своих врачей и оборудование?