06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


КШИШТОФ ЗАНУССИ: "МОЕ КИНО - НЕ СУПЕРМАРКЕТ"

Заозерская Анжелика
Статья «КШИШТОФ ЗАНУССИ: "МОЕ КИНО - НЕ СУПЕРМАРКЕТ"»
из номера 160 за 28 Августа 2008г.
Опубликовано 01:01 28 Августа 2008г.
Сегодня выходит в прокат фильм Кшиштофа Занусси "Черное солнце". В эксклюзивном интервью "Труду-7" режиссер рассказал о кино, любви и политике.

- Пан Занусси, отрадно наблюдать, что польский кинематограф в настоящее время переживает подъем. Судя по фильмам, показанным на фестивале польского кино в Москве, ваши режиссеры снимают серьезные, глубокие, остросоциальные картины.
- Год назад в Польше вышел закон о защите отечественной культуры. Правда, наши либералы до сих пор считают, что культура сама себя должна защищать в условиях рыночных отношений, а не находиться под опекой государства. Да и в России, насколько мне известно, существует такое суждение. По прокату своих фильмов Польша сейчас находится примерно в таком же положении, как и Франция, где соотношение голливудского кино и европейского, включая отечественные фильмы, примерно 50 на 50. Разумеется, я рад столь лестному отзыву о стремлении моих польских коллег снимать серьезное кино, но, к сожалению, это получается у них не всегда.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Я только что закончил фильм с Богданом Ступкой в главной роли. Жанр - черная комедия. Картина называется "Сердце на ладони", и она - о нашей современности. Как я уже сказал, в этой картине смешное соединяется со страшным, нелепое с трагическим. Но именно так я воспринимаю наш современный мир, именно такие краски и типажи бросаются мне в глаза. Фильм в начале осени выйдет в польский и украинский прокат, а чуть позже его увидит и российский зритель.
- Немного напоминает измену. Почему картину "Сердце на ладони" покажут сначала на Украине, а потом в России и почему ваш выбор пал на ведущего украинского актера Богдана Ступку?
- "Сердце на ладони" - первый совместный польско-украинский проект, но до него я участвовал в нескольких российско-польских проектах, так что об измене не может быть и речи. Что же касается выбора на главную роль замечательного актера Богдана Ступки, то он закономерен. В Польше Богдан знаменит своей ролью Богдана Хмельницкого в фильме "Огнем и мечом" Ежи Гофмана, а поляки хранят верность тем, кого однажды полюбили. Поэтому когда я писал сценарий будущего фильма, то знал, что главную роль в нем будет играть Богдан. Я как портной, который шьет костюм на конкретного клиента, соблюдая точные мерки. Ведь мое кино - не супермаркет для всех, а эксклюзив. Я неоднократно говорил, что больше всего на свете не люблю толпу и массовость.
- Как правило, герои ваших картин - или представители редких профессий, или сливки общества, элита, как это было в одном из последних ваших фильмов "Персона нон грата". Кого играет Богдан Ступка в фильме "Сердце на ладони"?
- Я считаю, что кино должно выполнять еще и роль экскурсовода, показывая людям то, куда им нет доступа. Когда я снимал фильм о дипломатах "Персона нон грата", во многом руководствовался этим соображением. До этого я много общался с дипломатами, наблюдал за их характерами, ходом мыслей и все это попытался отразить в той картине. Правда, я обратился к дипломатам не только в просветительских целях. Жизнь советских и польских дипломатов, служивших в капиталистических странах, была сравнима с работой минеров. Когда человек вынужден ходить по лезвию бритвы, чувствуя ответственность за всю свою страну, это очень драматично. Что же касается окружения героя Богдана Ступки, то они - акулы бизнеса. Сам главный герой - олигарх международного масштаба. Замечу, что этой принадлежностью героя к миру миллиардеров во многом обусловлен выбор Богдана Ступки.
- Почему вы не предложили роль титана мирового бизнеса своему другу Никите Михалкову?
- Мне нужен был актер без определенной национальности. Мы даже добавили диалог, когда актриса, которая играет маму героя Ступки, говорит: "Я тебя крестила в разных верах на все случаи жизни". Тогда как Никита Михалков очень русский человек, с русским характером. Вне всякого сомнения, олигарх бы из него получился превосходный, но очень русский, как в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс", где он сыграл владельца фабрик, заводов и пароходов Паратова.
- Любопытно, есть ли различие между русским барином и польским паном?
- Польский и русский народы кровно связаны, переплетены множеством нитей. Но главное различие между нами состоит в том, что внутри поляка при его внешней легкости, даже воздушности бушует вулкан, тогда как внешне он старается сохранять спокойствие. Русский же человек, независимо от того, беден он или богат, менее замкнут и напряжен, зато ведет себя куда более громко и агрессивно. Польско-русские отношения лично мне напоминают старый чемодан без ручки, который и нести неудобно, и бросить жалко.
- Судя по этому ироничному сравнению, вы не испытываете ностальгии по братской дружбе между нашими народами в советские времена?
- У меня нет ностальгии по тем странным временам. Если честно, я не много знаю поляков, которые тосковали бы по тому вымученному социализму, который был у нас. Хотя, признаюсь, на подсознательном уровне ностальгия, конечно же, существует. Например, 20 лет назад я бегал куда быстрее, чем сейчас. Только какой смысл об этом думать сегодня?
- Я видела вас на премьере фильма Владимира Хотиненко "1612", речь в котором идет о самом драматическом моменте в российско-польских отношениях. Что вы думаете об этой работе?
- В картине Владимира Хотиненко я не обнаружил антипольских выпадов. Это милая история о дружбе двух русских парней, похожая на приключения трех мушкетеров из романа Александра Дюма. Фильм скорее развлекательный, а не исторический.
- Если бы вы снимали картину о событиях 1612 года, какое послание вы хотели бы донести до польского и российского зрителя по поводу того, как в дальнейшем строить наши отношения?
- Если бы это было возможно выразить в двух словах, я бы просто послал SMS-сообщение. Но для меня мир наполнен тайнами и загадками, которые я хочу показать через свое искусство. Я хочу оживить человека, оживить его тоску и его страсть, его надежду и его страх. То, о чем вы у меня спрашиваете, словами выразить невозможно. По крайней мере, лозунги, готовые формулы, простите, не по моей части.
- Пан Занусси, вы талантливо показываете необъятность и сложность нашего мира или все же пытаетесь кардинально изменить его?
- Я уверен в том, что каждый человек исключителен и по-своему велик. Людей неинтересных, убогих, маленьких не существует. Но при этом человек не должен довольствоваться тем, какой он замечательный. В своих картинах я пытаюсь помочь людям идти дальше своих возможностей. Искусство не способно изменить мир. Но искусство говорит о том, каким прекрасным и великодушным может быть человек.
- Ваша последняя картина "Черное солнце" - о трагической любви между мужчиной и женщиной. Полагаете, тема любви не устарела?
- Я хотел напомнить о величии этого чувства. В наш меркантильный век мы иронично воспринимаем великую, настоящую любовь. Бедные мы, бедные люди! Я снимал картину о том, что без любви все бессмысленно.
- "Черное солнце" вы снимали в прекрасной Италии. Нет ли у вас планов снять фильм в Голливуде?
- В Западной Европе так много мистики и тайны, она прекрасна и загадочна, хотя и подвержена декадансу. Но больше всего меня восхищает отношение, например, французов к человеку, причем к любому человеку независимо от его сословной принадлежности. Там нет духовного насилия, унижения и рабства. За это я люблю Европу. Но свой следующий фильм я буду снимать в Китае, и одну из главных ролей в ней сыграет мой друг Никита Михалков. Картина будет историческая, и действие в ней будут происходить в 30-е годы прошлого века в Харбине.
НАШЕ ДОСЬЕ
Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года. Учился режиссуре в Лодзинской киношколе. Лауреат Каннского, Венецианского и других кинофестивалей. Исследует социальные, нравственные и религиозные аспекты взаимоотношений человека с окружающим миром. Наиболее известные фильмы - "Структура кристалла" (1969), "Константа" (1980) и "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" (2000).


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников