09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМУ "КУКУШКА" ПРОЛЕТЕЛА МИМО "ОСКАРА"

Павлючик Леонид
Статья «ПОЧЕМУ "КУКУШКА" ПРОЛЕТЕЛА МИМО "ОСКАРА"»
из номера 205 за 28 Октября 2004г.
Опубликовано 01:01 28 Октября 2004г.
"Из "Дома дураков" - в "Ночной дозор". Под таким названием 14 октября с.г. была опубликована статья, посвященная сложившейся практике (по мнению автора - порочной) выдвижения российских картин на "Оскар". Уже второй раз за последние три года на высшую премию Американской академии киноискусств российский оскаровский комитет выдвигает заведомо неконкурентоспособные картины. Причем во главу угла ставятся не высокие художественные критерии, а далекие от искусства конъюнктурные мотивы. Статья вызвала большой резонанс в кинематографических кругах. И потому есть смысл продолжить разговор. Сегодня свое мнение по этому вопросу высказывает знаменитый кинорежиссер, президент Академии кинематографических искусств "Ника" Эльдар РЯЗАНОВ.

- Эльдар Александрович, почему академия "Ника" уклоняется от почетной и ответственной миссии выдвижения российской картины на "Оскар"?
- Вы шутите? Ни от чего мы, разумеется, не уклоняемся. Более того, год назад я послал возмущенный запрос в Министерство культуры РФ с просьбой объяснить, почему академия "Ника", объединяющая цвет и гордость нашего кино, отстранена от выдвижения российских фильмов на "Оскар". Оттуда с большим опозданием и неловкими реверансами пришел ответ, суть которого сводится к тому, что эти функции секретариат Союза кинематографистов под руководством Никиты Михалкова передал академии "Золотой орел", учрежденной по его же инициативе. А уж активисты "Золотого орла" сформировали так называемый российский оскаровский комитет, который каждый год выдвигает картины на премию Американской киноакадемии. Судя по реакции прессы, в том числе и по вашей статье в "Труде", делает он это не очень удачно.
- Вам известны принципы работы и состав российского оскаровского комитета?
- Кинематографическая общественность, и я в том числе, об этом не очень информирована. Но, судя по тем фамилиям, которые мелькают в прессе, в нем заседают люди, приближенные к руководству союза и к Никите Сергеевичу лично. Это, разумеется, сильный критерий - составить комитет из людей, которые не будут иметь другого мнения, кроме того, которое диктует председатель союза. И если он решает послать на "Оскар" картину "Дом дураков" в постановке своего старшего брата - все дружно голосуют за это. А фильм "Кукушка", собравший и на "Нике", и на "Золотом орле" все основные награды, "пролетает" мимо Голливуда.
- Сегодня в российском оскаровском комитете заседают люди, представляющие только часть кинематографического сообщества, объединенного вокруг академии "Золотой орел". А как, на ваш взгляд, надо было сделать, чтобы вышло по уму?
- По уму - это ведь обычно бывает проще и лучше всего. Поскольку существуют две кинематографические академии - "Ника", родившаяся 18 лет назад, и недавно образованный "Золотой орел", то в российский оскаровский комитет должны входить на паритетных началах представители от каждой академии. Скажем, пять человек (или десять - это уже детали) от "Ники" и столько же от "Золотого орла". А чтобы не было раздоров по поводу того, кто "самый главный", поручить роль председателя комиссии, скажем, Михаилу Швыдкому - как представителю государства, руководителю федерального агентства по культуре и кинематографу. Или его заму Александру Голутве - это уже опять-таки детали.
- Как вы считаете, на "Оскар" надо посылать лучшую нашу картину или ту, у которой больше шансов понравиться американским академикам? И "Дом дураков", и особенно "Ночной дозор" отправлялись в Америку с таким посылом, что там, дескать, их поймут лучше, чем выдающиеся, но малопонятные тамошним академикам фильмы "Кукушка" или "Свои".
- Я уверен: мы никогда не угадаем, что может понравиться американцам, никогда не сможем влезть в их шкуру. Так что торговать своим первородством не надо ни при каких обстоятельствах - это занятие во всех случаях малодостойное. Уверен, мы должны выдвигать на "Оскар" именно те картины, которыми сами восхищены, которые выражают наш национальный характер, нашу ментальность. Другими словами, мы должны всячески продвигать на Запад наше российское, а не подражательно американское кино. Завоевание наших позиций на "Оскаре" - задача на много лет, ее не решишь нахрапом. Конечно, какая-то картина, сделанная в стилистике "а-ля Америка", может дуриком и получить "Оскар", но это, уверен, отнюдь не генеральная линия развития нашего кино. Да, американцы могут и не принять, отторгнуть подлинно русский фильм, но мы, во всяком случае, не поступимся своей национальной гордостью.
- У вас нет желания эти и другие мысли озвучить на съезде кинематографистов, который проходит в эти дни?
- Для меня Союз кинематографистов давно умер. Он начал умирать при Сергее Соловьеве. При Никите Михалкове этот печальный процесс окончательно завершился: в СК угасла всякая творческая жизнь. Все годы своего пребывания на посту председателя СК неукротимая и, увы, во многом разрушительная энергия Никиты Михалкова была направлена на войну - на войну с Госкино, Московским союзом, "Никой", Конфедерацией союзов кинематографистов, Киноцентром... Я Михалкову в глаза говорил: если ему что-то не дано, так это общественная деятельность. Она ему противопоказана в силу властного, амбициозного характера и абсолютной нетерпимости к любым проявлениям инакомыслия. Я думаю, что, снимая талантливые картины, он принесет больше пользы и своим почитателям, и себе самому. Если только он не растратил свой талант в бесплодной и иссушающей душу общественной борьбе.

49 кинолент будут бороться за премию Американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм", в том числе и российский фильм "Ночной дозор".
Советские и российские ленты получали эту престижную премию четыре раза: в 1968 году - фильм Сергея Бондарчука "Война и мир", в 1975-м - советско-японская лента в постановке Акиры Куросавы "Дерсу Узала", в 1980-м - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, в 1994-м - "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова.
От редакции. Эльдар Рязанов в своем интервью вышел за рамки "оскаровской" темы и поставил острые вопросы бытования нашего кинематографического сообщества. Мы с удовольствием предоставим слово председателю Союза кинематографистов России Никите Михалкову, председателю российского оскаровского комитета Владимиру Меньшову, руководителям министерства культуры и массовых коммуникаций, всем заинтересованным лицам, в том числе, разумеется, читателям нашей газеты.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников